СВП — это уникальный транспорт, который используют для решения целого спектра разных задач. И не только потому, что их эксплуатируют на самых разных поверхностях, суда на воздушной подушке еще и не зависят от навигации и могут использоваться круглогодично. Нижегородская компания-производитель судового оборудования "СУДОСТРОЕНИЕ СУДОРЕМОНТ" начала выпуск собственных судов именно по этой технологии. Что это будет за флот — нам рассказал генеральный директор компании "СССР" Максим Сунозов.
- Максим Андреевич, как возникла идея создания компании по строительству судов?
- Строительство судна – это создание конечного продукта. До этого мы занимались производством и поставкой судового оборудования. И всегда хотелось "закрыть гештальт". Все-таки глобальная цель нашей компании – это международный производственный холдинг. А со строительством подобного рода судов – СВП – есть большая возможность масштабироваться в разных странах, что подтверждают подписанные соглашения на создание совместных предприятий с нашими португальскими и индонезийскими партнерами.
- Расскажите подробнее, какие суда вы намерены выпускать.
Это будут суда на воздушной подушке HYDROAIR, водометные суда и суда технического назначения, такие как мусоросборщики и многофункциональные катера.
На сегодняшний день мы уже выпускаем СВП обширной модификации под заказ, учитывая любые пожелания относительно оснащения и целей применения судна со стороны заказчика. Ведем работы по разработке и строительству линейки маломерных амфибийных судов на воздушной подушке "ГИДРОЭЙР-10" пассажировместимостью от 6 до 12 человек.
Это разъездные суда, которые можно использовать в коммерческих целях. Особенность этой серии в том, что суда могут двигаться по воде, заросшему мелководью, луговине, песчаным и другим ровным грунтам, льду и снегу, включая безостановочный переход от одной поверхности к другой. Суда могут эксплуатироваться круглогодично и перевозить людей и/или груз с суммарной полезной нагрузкой до 2000 кг.
HYDROAIR-10 / Фото: Судостроение Судоремонт, ООО
- А когда планиурется начать выпуск не только СВП, но и других типов судов?
- Как только будут заказы, так сразу можем и начать. Эскизные проекты судов готовы и мы их уже предлагаем.
- Расскажите тогда подробнее о тех моделях, которые уже выпущены. Для кого они были построены?
- Самой востребованной моделью СВП стало судно HYDROAIR-10 для пассажирских и грузоперевозок. Оно обеспечивает комфортную эксплуатацию на воде, заросшем мелководье, песчаным отмелям, снегу и любой другой относительно ровной поверхности. Также СВП прекрасно передвигается по рыхлому снегу и по рекам даже во время ледохода и ледостава.
В рядах наших заказчиков уже значатся учреждения федерального уровня, такие как "Сибирское окружное управление материально-технического снабжения Министерства внутренних дел Российской Федерации", Управление развития экономики, имущественных и земельных отношений администрации Осинского городского округа.
- Чем-то эти СВП будут выделяться на рынке среди аналогов?
- Да, например, система горизонтальных рулей позволяет пилоту судна поднимать и опускать нос катера, что удобно при преодолении высоких препятствий. Можно будет уверенно преодолевать ледовые заторы во время ледохода и ледостава.
- Это будут суда, полностью начиненные отечественным оборудованием?
- Комплектующие для судна, за исключением двигателя фирмы IVECO (Италия), закупаются у российских производителей.
- А из каких материалов будет выполнен корпус?
- Каркас и рубка выполнены из алюминия и собираются на стапелях, окрашиваются износостойкой полимерной краской в два слоя. Устанавливается литой алюминиевый винт. Баллоны изготовлены из ПВХ с полиуретановой защитой. Также хочется обратить внимание на то, что ходовые баллоны снабжены внутренней запасной камерой, которая надувается в случае повреждения ходового баллона. Вообще, все выбранные материалы прочные, легкие, устойчивы к коррозии. Им свойственны обрабатываемость, свариваемость, быстрая ремонтопригодность.
- Где и как суда будут строиться?
- Строительство СВП будет вестись на судостроительных площадках России, имеющих опыт серийного строительства металлических судов сварной и клепанной конструкции из алюминиевых сплавов. При этом строительство должно приходить в закрытых помещениях, а грузоподъемность кранов в стапельном цехе должна быть не менее пяти тонн.
Постройка судов будет осуществляться поточно-позиционным методом организации производства, в процессе будет использоваться блочно-секционная сборка. Изготовление корпуса, стыковка днища, бортов, шпангоутов, переборок, формирование корпуса производится на первой стапельной позиции в стапель-кондукторе. А изготовление надстройки производится на второй стапельной позиции в стапель-кондукторе.
После готовый корпус с надстройкой перемещается на следующие стапельные позиции, где устанавливаются на кильблоки в горизонтальное положение и производятся работы по насыщению корпусных конструкций, испытания на непроницаемость, монтаж движительно-рулевого комплекса, энергетической установки, механизмов, оборудования, устанавливается блок рубки, производятся достроечно-монтажные и регулировочно-наладочные работы.
- С техническими особенностями разобрались. Скажите, начав работу непосредственно по судостроению, с какими сложностями вы столкнулись?
- Отсутствие или дороговизна материалов и оборудования, имеющего сертификаты РРР. Трудно закупать металл маленькими партиями.
HYDROAIR-10 / Фото: Судостроение Судоремонт, ООО
- А почему вообще выбор пал именно на СВП? В чем вы видите их востребованность?
- Есть ряд проблем, которые суда на воздушной подушке идеально закрывают. Например, отсутствие возможности передвигаться по водным путям круглогодично, отсутствие причальных сооружений, заболоченная местность и другие сложности подобного характера, усложняющие проходимость обычного водного транспорта. Если мы говорим о причинах востребованности в зарубежных, южных странах, сюда добавляется проблема с передвижением наземного транспорта, отсутствие нормальных дорог, перенаселенность, транспортные коллапсы. Хороший пример этому – Индия. Также востребованность обусловлена простотой использования и ремонтопригодностью, даже в полевых условиях.
- Сколько человек трудится на производстве?
- Над проектами судов одновременно работают от 10 до 15 специалистов. Это рабочие производства, сотрудники КБ "СССР" и специалисты отдела ОТК.
- Проект разрабатывало также ваше КБ? Какие задачи ставились на этапе проектирования?
- Проект разрабатывался нашим КБ на основе результатов анализа российской и зарубежной информации о разработках и опыте эксплуатации амфибийных судов на воздушной подушке. В качестве базы была взята конструктивно-силовая схема амфибийного катера на воздушной подушке "Марс – 10".
В проекте использовались в большей степени материалы и оборудование отечественных производителей, имеющие сертификаты РРР. Основным критерием при проектировании была простота сборки, ремонтопригодность и экономичность как при постройке, так и в эксплуатации.
HYDROAIR-25 / Фото: Судостроение Судоремонт, ООО
- Вы изучали конкурентный рынок? Что можете сказать о компаниях этой сфере как в России, так и за рубежом? Рассматриваете ли перспективы работать на экспорт?
- Конечно, перед запуском такого важного направления были проведены исследования рынка, как в России, так и за рубежом. И изначально выпуск СВП рассматривался как экспортный проект, так как спрос на зарубежном рынке гораздо выше, и здесь у нашей компании было одно огромное преимущество – стоимость, которая была в полтора-два раза ниже аналогов.
Сейчас прорабатывается вопрос запуска совместного производства на территории Португалии. В этом году мы заключили меморандум с компанией ENP, S.A. на создание совместного производства. Эксклюзивными территориями продаж СВП через ENP станут Ангола, Кабо-Верде, Сан-Томе и Принсипи, Гвинея, Мозамбик, Бразилия, Перу, Эквадор, Колумбия, Уругвай. Также планируем расширить географию выпуска продукции, для сбыта рассматриваем страны Юго- Восточной Азии, Индии, Африки.
На российский рынок зашли в качестве эксперимента и поняли, что спрос также есть, и он достаточно неплохой, так что мы будем дальше активно продвигать направление, совершенствовать проекты судов, подстраиваясь именно под требования российских заказчиков и особенности нашего климата. Надо отметить, что только за первый год работы мы заключили четыре контракта на продажу СВП на территории РФ.
- Какие у вас ближайшие планы по развитию судостроения? Будут ли это новые проекты, другие типы, производственные обновления или что-то еще?
- Из проектов сейчас на передовой разработка грузового СВП HYDROAIR-25. Как раз благодаря нему, можно сказать, в ближайших планах расширить производственные площади конкретно для выпуска СВП и маломерного флота.
HYDROAIR-25 / Фото: Судостроение Судоремонт, ООО
HYDROAIR-25 / Фото: Судостроение Судоремонт, ООО
Сейчас производство судов и судового оборудования ведется на одной производственной базе ООО "СССР". Хочется разделить направления и увеличить производственные мощности.
Каждый день только самые важные и интересные новости
Сетевое издание «КОРАБЕЛ.РУ» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Рег. номер: ЭЛ № ФС 77-76728 Учредитель: ООО «РА Корабел.ру» Знак инф. продукции: 16+