Снижение стоимости бункера и увеличение тарифов терминальных операторов обусловили резкие изменения в структуре расходов контейнерных перевозчиков, сообщает Lloyd"s List со ссылкой на исследование SeaIntel.
Анализируя опубликованные структуры затрат Maersk Line, CMA CGM и Hapag-Lloyd, аналитики SeaIntel обнаружили резкое увеличение доли расходов на оплату сборов и услуг портов, терминалов и администраций, с другой стороны, снизилась доля затрат на топливо.
Экстраполируя выводы на всю отрасль, SeaIntel оценивает, что в среднем доля расходов на бункер сократилась с почти 25% до чуть более 10%, в то время как стоимость судозахода в порт выросла с тех же 25% до более 40%.
Увеличение доли терминальных и канальных сборов в структуре расходов операторов уже оказывает влияние на рынок. Так, перевозчики начали практиковать переориентацию судов на маршрут в обход Африки вокруг мыса Доброй Надежды, чтобы не платить за транзит через Суэц.
SeaIntel отмечает, что в условиях продолжающегося сильного давления на ставки перевозчики будут стремиться сократить наиболее крупные расходы, то есть в данном случае расходы на порты и терминалы. А наибольший экономический эффект в этой связи может иметь увеличение количества прямых судозаходов и минимизация траншипмента и фидерных операций.
Маршрутные сети перевозчиков пока еще не оптимизированы с этой точки зрения, что в значительной степени является следствием объединения перевозчиков в альянсы, и приоритета принадлежности кому-либо из членов альянса при выборе терминала, добавляет SeaIntel.
Аналитик уверен, что перевозчики будут рационализировать маршрутные сетки в ближайшие годы, так как конкурентное давление на ставки сохранится, а портовые и терминальные расходы - это единственная точка, где перевозчики могут добиться значительной экономии.