Напомним, что на сегодня в России работает более 1000 промысловых судов. И всего около 150 из них – крупнотоннажные, 300 – среднетоннажные. По оценкам НКО "Всероссийская ассоциация рыбохозяйственных предприятий, предпринимателей и экспортёров" (ВАРПЭ) средний возраст отечественных промысловых судов – 31 г. За время реализации программы "Квоты под киль" уже построено три крупнотоннажных судна, четыре среднетоннажных, четыре краболова. Законтрактовано 64 рыбопромысловых судна и 41 краболов.
Прибалтийский судостроительный завод "Янтарь"
Продолжается строительство проекта 5670WSD "Виктор Гаврилов"; судно разработано ООО "Вяртсиля Восток", она же делала РКД. По последней информации на сентябрь судно поэтапно готовят к спуску: монтируют пропульсию, носовое и кормовое подруливающие устройства, другое оборудование. Несколько дней назад стало известно, что ПСЗ "Янтарь" согласовал условия достройки большого морозильного рыболовного траулера "Виктор Гаврилов". Общая сумма контракта выросла на 600 млн руб.
"Мы рассчитываем, что в 2025 году корабль будет предварительно сдан заказчику. Учитывая то, что закупки основного вида оборудования были сделаны заказчиком, на сегодняшний день где-то 50 на 50. 50% было в свое время по стечению обстоятельств закуплено иностранного, сейчас 50% уже российской продукции. Это и краска, это и изоляция, и многие другие элементы, которые необходимы сейчас на этапе стапельной сборки. Траулер в 2025 году будет предварительно сдан заказчику", - рассказал генеральный директор АО "ПСЗ "Янтарь" Илья Самарин.
Напомним, что еще 26 августа 2019 г. заводом был построено и уже активно эксплуатируется Рыболовецким колхозом им. Ленина траулер-сейнер проекта SK-3101R "Ленинец", который стал за долгое время первым российским промысловым судном, построенным на российском заводе.
Северная верфь
Продолжает строительство траулеров-процессоров проекта 170701 (всего законтрактовано – 10 единиц) разработки КБ "Наутик Рус" и четырех ярусоловов MT1112XL проекта Marin Teknikk AS, РКД – "Форсс-Марин". В октябре этого года были завершены ходовые испытания на головном судне "Капитан Соколов". В октябре 2022 г. спустили на воду "Капитана Тузова". В июле 2022 г. подняли флаг на двух траулерах "Капитан Вдовиченко" и "Капитан Соколов". В мае 2022 г. вывели из эллинга и спустили на воду "Капитана Брейхмана". "Капитан Геллер" и "Капитан Осташков" находятся у причальной стенке на этапе достройки. В этом году в СМИ неоднократно появлялась новость о том, что заказчик судов – Norebo хочет забрать траулеры на собственный завод. Пока что ситуация не получила развития.
Есть продвижения в строительстве ярусолова "Гандвик-1": в мае судно начало заключительные испытания. В конце сентября 2022 г. спустили на воду "Гандвик-2". "Гандвик-3" находится на этапе работы в эллинге, там же расположен и "Марлин".
Отметим, что участие "Северной верфи" во втором этапе инвестиционных квот будет зависеть от общей загрузки завода, в том числе гособоронзаказом. На сегодня гражданские суда занимают 40% от общих трудозатрат предприятия.
Адмиралтейские верфи
Строят 10 БМРТ проекта СТ-192 для РРПК. Траулер разработан норвежским бюро Skipstechnik, над РКД трудится КБ "Вымпел". В октябре текущего года завершены доковые работы на "Капитане Мартынове": обследованы днище, ВРК и подруливающие устройства, окончательно окрашена наружная обшивка. В августе сдан заказчику "Механик Сизов". В апреле начаты промысловые испытания на БМРТ "Механик Маслак" (тоже передан заказчику). В процессе строительства (не на воде) находятся суда "Механик Щербаков" (заложен 29.09.2021 г.) и "Капитан Юнак" (заложен 5.06.2021 г.).
Кстати, головной супертраулер "Капитан Вдовиченко" уже во всю работает и по итогам икорной компании в сезоне "А" 2023 г. занял первое место среди судов РРПК.
Выборгский судостроительный завод
Программа "Квоты под киль" предприятием выполнена на 50% (всего строится 8 "рыбаков"). Сданы СЗРК "Баренцево море", "Норвежское море" и "Белое море" (проект КМТ01), а также "Дмитрий Кожарский (проект КМТ02) АО "Атлантрыбфлот" (входит в УК "ФОР"). В процессе достройки находятся: "Краское море" (спущено в декабре 2021 г., степень готовности чуть более 50%), "Норд Пилигрим" (спущен на воду в сентябре 2019 г.), "Леонид Горбенко" (в апреле 2025 г. выведен из эллинга на площадку открытого стапеля), "Братья Лаптевы" (спуск – июнь 2020 г.).
"На данный момент деньги частично есть на достройку еще одного траулера. Строительство трех оставшихся "рыбаков" практически приостановлено. Можно было бы использовать средства с завершенных заказов. Например, сдали судно для ФОР, получили деньги. Но реальность такова, что большая их часть ушла на погашение кредитов. Собственными силами ВСЗ выйти из этой ситуации сложно. Надеемся, что будет найдено решение по мерам поддержки предприятия", – Генеральный директор Выборгского судостроительного завода Сергей Черногубовский.
Онежский судостроительно-судоремонтный завод
Всего на заводе должны построить семь краболовов проекта 5712LS для ГК "Русский краб". Головное судно "Капитан Александров" было передано в марте 2023 г. Первое серийное (второе по счету) "Капитан Егоров" спустили на воду в декабре 2022 г. Седьмое судно заложили в начале марте 2022 г. Остальные находятся на разных этапах строительства.
Судостроительный завод "Отрадное"
На этой верфи, которая теперь принадлежит компании Norebo, строится сразу 8 промысловых судов. Два траулера для компаний "Стрелец" и "Эридан", головной траулер "Андромеда" для рыболовецкой компании "Согра" (входят в ГК "Норебо"). Три траулера для "Мурмансельдь-2" и два краболова для компании "Островной краб". При этом два судна для "Мурмансельдь-2" пока что в "замороженном" состоянии. Проектное сопровождение всех заказов обеспечивает "Наутик Рус".
"Верфь братьев Нобель"
Предприятие строит четыре траулера проекта Т40В для ООО РПЗ "Сокра" (Камчатский край). Концепт судна разработала компания "Си Тех", над РКД трудится "Адомат". Также на заводе строят два краболова проекта DAMEN – Cca5712LS для Тихоокеанской инвестиционной группы "ТИГР".
В октябре текущего года на краболове "Сергей Приходько" (спущен на воду) начался этап зашивки и оборудования помещений; готов на 90%. В начале июня спустили на воду краболов "Владимир". Оба судна планомерно движутся к передаче заказчику. В процессе строительства находится траулер стр. № 01301.
"Красное Сормово"
Завод должен построить пять краболовов проекта КСП01 для СЗРК. В августе текущего года завершились ходовые испытания головного краболова-процессора "Вайгач". В сентябре еще два судна проекта ушли с завода на достройку, как пишут в СМИ: "На новое место". Вероятнее всего речь идет о ВСЗ, так как до этого "Вайгач" достраивали именно там.
"Ходовые испытания прошли в штатном режиме, запланированная программа выполнена в полном объеме, судно вернулось на Выборгский судостроительный завод (входит в ОСК), где проходила его достройка и подготовка к испытаниям. Сейчас мы анализируем замечания и пожелания заказчика, которые были выданы по итогам проверки судна", – рассказал руководитель проекта КСП01, заместитель начальника конструкторско-технологического управления Завода "Красное Сормово" Александр Молев.
Окская судоверфь
В СМИ не так уж много информации о трех краболовах-процессорах проекта 5712Р, которые строятся для ГК "Русский краб". Но мы можем точно сказать, что в ноябре 2022 г. головное судно "Капитан Манжолин" спустили на воду.
Хабаровский судостроительный завод
Головной краболов "Омолон" проекта 03141 передан заказчику еще в апреле 2023 г., на первом серийном судне "Кедон" поднят флаг в сентябре. Заказчик – "Маг-Си Интернешнл".
Находкинский судоремонтный завод
Тут строят сразу восемь краболовов проекта ССа5712LS для трех заказчиков: ООО "Антей Север", ООО "ТРК" и ООО "Алестар". Работа кипит. 14 октября 2022 г. спустили на воду третий краболов "Капитан". В марте завод отчитался, что "Капитан" готов на 80%, "Капитан Хазан" на 86%, "Дмитрий Коноплев" на 81 %. В сентябре завершили формирование корпуса восьмого краболова и начались швартовые испытания "Капитана Хазана". Буквально несколько дней назад, 23 ноября, спустили на воду четвертое краболовное судно "Мыс Наварин".
Восточная верфь
Всего предприятие должно сдать пять краболовов проектов 03141 и 03140. Четыре из них заказала компания Sigma Marine Technology, еще одно – СПВ ООО "Восход". Проектант судов – СК "Викинг". На данный момент переданы заказчику три краболова: "Охотск", "Аян" и "Хабаровск". "Хабаровск", кстати, был передан в январе текущего года. В октябре завод приступил уже к очистке и окраске корпуса нового судна, строительный № 505.
Судостроительный завод "Ростр"
По последней информации еще в ноябре прошлого года траулер проекта GM 3.02 по имени "Солигорск" был спущен на воду, ведется его достройка.
ООО "Объединенные Верфи Вега"
АО "Ахтубинский судостроительно-судоремонтный завод" (Астраханская область) строит рыболовный траулер рефрижераторного типа проекта ТР446 для работы в Баренцевом море для компании АО "Норд Вест Флот Компани" г. Мурманск. О ходе строительства на сайте компании не сообщается, но по фотографиям можно видеть, что корпус сформирован.
ООО "Научно-производственный центр "Торсиотест" (Камчатский край)
Строят для Рыболовецкого колхоза им. В. И. Ленина шесть малых рыболовных сейнеров типа "Нельма" проекта МРС-150.
"Мы сегодня уже приступили к собственному судостроению. Надо сказать, что для Камчатки и эта программа, и направление абсолютно новые. Несмотря на определённый скептицизм, мы доказали, что сделать это можно. Безусловно, были проблемы с подбором специалистов — здесь не готовят судостроителей. Мы воспользовались услугами калининградской судостроительной верфи „Янтарь". На первом сейнере в конце ноября мы уже поднимем флаг РФ, и остальные пять судов будут готовы к концу следующего года, сейчас они находятся в разной степени готовности", – рассказал он.
В начале года была завершена сборка корпусов двух судов. В конце августа сейнер "Апача" проекта 04130 спустили на воду.