На первом этапе инвестквот только три дальневосточные верфи участвовали в строительстве судов из полутора десятка. Основные заказы пришлись на северо-западные и поволжские верфи. "Но, во-первых, у них уже большой оборонзаказ. Во-вторых, надо развивать и десять верфей ДФО. Из этих десяти пока не все с ходу могут технологически выйти на эти заказы, но, по крайней мере, шесть могут", - пояснил "РГ" министр по развитию Дальнего Востока и Арктики Алексей Чекунков.
Он отметил, что Арктика и Дальний Восток дают почти весь улов рыбохозяйственного комплекса РФ. Общий объем средств первого этапа программы "квоты в обмен на инвестиции", вырученных бюджетом и вложенных в экономику - в виде новых заказов на рыболовные суда, новых заводов, платы за квоты на аукционах - превышает 400 млрд рублей.
В Росрыболовстве называют принцип "где ловишь - там и строишь" эффективной мерой поддержки дальневосточных регионов, в которых нужно развивать судостроение. Эта инициатива начала реализовываться уже на первом этапе программы инвестквот при строительстве краболовов. "Результат был практически мгновенным. Стапельное расписание верфей Дальнего Востока забито заказами крабодобыдчиков", - утверждают в ведомстве.
В рамках него планируется построить 30 рыбопромысловых судов, до 35 судов-краболовов, а также восемь крупных рыбоперерабатывающих заводов. Второй этап инвестквот планируется реализовать только на Дальнем Востоке, поскольку по итогам первого этапа мощности для Северного бассейна будут обновлены на 80%, а для Дальнего Востока лишь на 40%. Для этого предполагается выделить еще 20% инвестквот на Дальнем Востоке для строительства судов и рыбоперерабатывающих заводов. Половину квот отдать под суда, другую - под строительство переработки.