Обозначая Арктику, как регион, имеющий особый национальный приоритет, правительство Российской Федерации последовательно проводит политику по наращиванию ледокольных мощностей за счет строительства атомоходов, и планы по строительству судна нового поколения проекта 10510 "Лидер" – яркий пример этому.
Как сообщает пресс-служба судостроительного завода "Залив", заказчиком проектирования ледокола-лидера выступает Министерство промышленности и торговли РФ. Согласно требованиям Минпромторга, предельная толщина льда, преодолеваемого универсальным атомным ледоколом, должна составлять не менее 4 метров, автономность судна по запасам провизии составит 8 месяцев, срок эксплуатации будет рассчитан на 40 лет.
На судне планируется установить реакторную установку с двумя реакторами типа РИТМ-400, которые станут новым концептуальным проектом, разработанным специально для этого судна.
Говоря о реализации этих замыслов, государство обозначает их как необходимость ближайшего времени, и соответственно, выбор верфи, которой будет доверено строительство этого проекта – вопрос, который будет решен в недалеком будущем.
Для судостроительного завода "Залив" получение этого проекта в качестве потенциального заказа представляет огромный интерес, к тому же планы руководства завода вернуть в Керчь строительство атомных судов – цели, оправданные имеющимся опытом и производственным потенциалом, аналога которому на данный момент не имеет ни один судостроительный завод России.
Кроме того, этот проект может стать для керченских судостроителей хорошей возможностью расширения номенклатуры строящихся заказов.
То, что эти планы имеют под собой реальные основания и "Залив" рассматривается как потенциальный исполнитель нового проекта, говорят неоднократно проведенные на базе Крыловского научного центра рабочие встречи главного инженера предприятия Алексея Иванова и генерального директора ЦКБ "Айсберг" Александра Рожкова.
Именно это конструкторское бюро, являющееся на данный момент единственным в стране, которое специализируется в проектировании атомных ледоколов, занимается подготовкой технического проекта.
К слову, главный конструктор "Айсберга" Владимир Воробьев, который сейчас принимает активное участие в работе над созданием проекта ледокола "Лидер", в свое время проектировал и легендарный "Севморпуть", и он не понаслышке знает наш завод и его возможности.
Ожидается, что до конца 2017 года работа по подготовке техпроекта будет завершена.
По словам главного инженера завода "Залив" А. Иванова, после его завершения завод получит входные данные, под которые предприятие будет оформлять необходимую лицензию.
- Конечно, для того, чтобы обеспечить исполнение этого заказа, "Заливу", несмотря на то, что он имеет исключительные производственные возможности, нужно провести огромную работу по подготовке производства, - рассказывает А. Иванов, - на предприятии возрожден отдел ядерной безопасности, в ближайших планах создание участка агрегатирования. Конечно, мы понимаем, что обеспечить проведение всего необходимого комплекса работ самостоятельно завод "Залив" не сможет, поэтому в планах привлечение ряда технических экспертов, которые дадут необходимые консультации по разработке возможных вариантов постройки, а также организации технических мероприятий для оптимизации процесса подготовки.