– Роман Владимирович, что за "новаторские идеи", если не секрет, вы решили привнести на рынок речных грузоперевозок?
– Секретов у нас никаких нет, наоборот, стараемся быть открытыми для всех. Задача –
повернуть реку лицом к клиенту. Нас часто спрашивают: "Почему вы выбрали речные перевозки?" Ответ простой: мы рассчитали этот бизнес математически. Смотрите, что получается: автомобильные дороги развивались в России в последние десятилетия хорошо, даже очень хорошо. Железные дороги тоже. Единственная важная отрасль, которая была и инфраструктурно, и логистически забыта, это речка. Мы крутимся вокруг показателя в 100 млн тонн грузов уже, наверное, лет десять. Это говорит о том, что мы достигли дна и дальше грузоперевозки по ВВП ждет рост и светлое будущее.
Сегодняшнее повышение внимания к реке со стороны государства, президента, правительства, отраслевых ведомств свидетельствует о том, что наша компания сделала правильные инвестиции.
– В декабре "Шексна Шиппинг" отметила свое пятилетие...
– На свое развитие мы отвели три пятилетки, но отсчет стоит начинать с 2022 года, когда мы стали судоходной компанией, получили первый буксир "Юрий Попсуев" и отправились в первый рейс. К 2027 году мы будем иметь флот из 12 баржебуксирных составов (ББС), каждый из которых будет состоять из буксира-толкателя и шести барж грузоподъемностью по 600 тонн. Река Волга от Нижнего Новгорода до Волгограда позволяет толкать до 12 барж. Так что на этом участке показатели грузоперевозок могут быть совершенно разными.
– Вы сказали, что пришли в отрасль благодаря математическому расчету...
– В Нижегородской области у нас есть аграрное хозяйство, и решив однажды перевезти свое зерно, мы не смогли найти пароход. В итоге построили судостроительный завод и основали судоходную компанию...
– Сколько судов уже построил Череповецкий судостроительный завод?
– Сейчас готовы два баржебуксирных состава: двенадцать барж и два буксира-толкача. В 2024 году войдут в строй еще два ББС, а в следующем году выпуск будем наращивать. Постоянно варим, готовим, спускаем баржи. Они все 600-тонные, способны преодолевать все узкие места в нашем любимом бассейне.
– Почему решили построить завод в Череповце?
– Выбор места не был случайным. Мы объехали многие регионы, но не везде имелся опыт судостроения. Череповец – крупный промышленный центр с множеством серьезных предприятий. В областном инвестиционном агентстве нам предоставили шикарные условия для строительства завода. Создавали мы его на свои средства, а участок и коммуникации предоставила область. Рекомендую всем обращаться туда.
– Проблем с кадрами не возникло?
– У нас скромное предприятие, тысяча работников нам не нужна, поэтому кадровый вопрос на заводе решили быстро.
СТАВКА НА ББС, А НЕ НА СУХОГРУЗЫ
– Какие планы у "Шексны Шиппинг" на первую пятилетку?
– При формировании программы мы исходили из состояния водных путей, так и родился вариант с баржебуксирными составами. Номер один в мире на реках это все-таки ББС, а не сухогрузы. Большие речные суда остались у нас с советских времен и были рассчитаны на совсем другие глубины и прохождение гидроузлов в других условиях. Если бы "Шексна" начала строить сухогрузы, у нас ничего бы не получилось. Никакой финансовой модели и никакого развития.
Плюс баржебуксирного состава в том, что клиент может грузиться от 600 тонн. Мы не ждем загрузки двух, трех или пяти тысяч тонн. Этим мы расширяем для себя рынок. Наша задача не увеличивать объем, а нарабатывать количество.
Когда мы построим 12 буксиров-толкачей и 72 баржи будут крутиться по всей Единой глубоководной системе (ЕГС), клиенты смогут перевозить от одного двадцатифутового контейнера. Мы хотим стать речным "Яндекс.Такси", брать грузы от одного палета либо смартбокса. Сейчас с компанией, которая занимается композитами, разрабатываем такой ящик.
– На какие грузы в основном делаете ставку?
– В том-то и смысл, что у нас не должно быть "в основном". Мы не должны зависеть от какого-то конкретного грузоотправителя, номенклатура грузов должна быть широкой. Баржебуксирные составы, мобильные баржи позволяют ни от кого не зависеть, перевозить любой груз из любой точки.
– Уже есть клиенты с необычными для речных перевозок грузами?
– Буквально вчера обсуждали перевозку сена в огромных объемах. Пришли люди: "Если перевозить сено из одной области в другую на автоприцепах, оно получается золотым, а на речку мы даже не смотрели". И у всех участников этой встречи было вчера хорошее настроение: у заказчиков – от тарифов и объемов, у нас – от новых клиентов. И таких случаев немало. Мы открыты к контактам, готовы встречаться, обсуждать любые варианты, поставки грузов любой номенклатуры. У бизнеса есть спрос на перевозки рекой, просто нужно довести информацию до людей.
ПОРТОТОЧКА – ЭТО СОРТИРОВОЧНАЯ СТАНЦИЯ НА РЕЧКЕ
– Сколько навигаций уже отработали? Как осуществлялась погрузка-выгрузка на баржи?
– Мы прошли две навигации. С портами пока не работаем, используем схему "комбинат – комбинат". Т.е. комбинат отгружает, комбинат принимает груз. Для погрузочно-разгрузочных работ используется либо дилерская причальная стенка, либо какой-то филиал комбината. Мы либо берём сырье от производителя и везем переработчику, либо готовую продукцию доставляем дилеру.
– Контейнеры перевозите?
– Работаем над этим. Мы думали, что это будет самым простым делом, но оно оказалось самым сложным, потому что контейнеры ходят по своим маршрутам. Сейчас мы ведем переговоры с тремя крупнейшими российскими перевозчиками контейнеров и рисуем маршруты. Через год, наверное, уже сможем что-то возить. Каждая наша баржа вмещает 24 двадцатифутовых контейнера, получается приличный контейнерный речной поезд.
– Каковы ближайшие планы?
– Будем активно развивать портоточки. Каждый регион делим на три сегмента: север, центр, юг; портоточки будут располагаться где-то километрах в 150-200 от городов-миллионников и в 150 км от аграриев, чтобы мы могли перетянуть туда все грузы и спокойно отстроить свои маршруты.
– Какое определение вы дали бы портоточке?
– Это такой облегченный вариант порта. Место, куда мы можем пришвартовать свой флот в объеме, допустим, четырех ББС. Портоточки можно сравнить с сортировочными станциями, где грузы сходятся-расходятся, где можно будет принять и контейнерный, и насыпной груз. Нам будут нужны определенные складские мощности, в том числе закрытые, чтобы дилеры разных заводов смогли и забирать оттуда свою продукцию и привозить ее туда.
– Как будет организован процесс погрузки-выгрузки?
– Если мы говорим о портоточке, там эти операции будут осуществляться в обычном формате, ведь это маленький порт с причальной стенкой. А если речь идет о погрузке каких-то аграрных грузов на речке, то мы сможем выполнять эту операцию специальным перегружателем, который изобрели. Он устанавливается на берегу, и осадка в два метра позволяет барже подходить на длину перегружателя в любое место, куда потребуется аграриям.
– Уже испытывали перегружатель в деле?
– Он начнет работать в эту навигацию в Нижегородской области, второй узел приема товаров с перегружателем заработает в Саратовской области.
– Чем ваши смартбоксы будут отличаться от контейнеров?
– Они будут легкими, но надежными. Будем делать их из композитных материалов. Смартбоксы будут принадлежать "Шексне Шиппинг", но есть планы предоставлять их клиентам бесплатно, чтобы они делали свои бокс-обороты внутри нашей компании. Это направлено на то, чтобы клиент был доволен и привязан к логисту.
– Габариты смартбоксов?
– Они будут двух размеров: в габаритах палета и двадцатифутового контейнера.
– Порты покупать не планируете?
– Портовая инфраструктура важна. Главное в грузоперевозках – это время погрузочно-разгрузочных работ. Если вы приходите в порт, а там предлагают встать в очередь и подождать неделю, то все ваши планы побоку. Пока ничего реального мы на реке не увидели.
Речное сообщество должно быть активнее, нужно давать фидбэк (т.е. обратную связь), чтобы государство повернулось к нам лицом.
– Сколько грузов планируете возить?
– Мы подняли базу времён Советского Союза, когда по речке перевозили 600 млн тонн грузов. Прошлись по тем предприятиям, которые остались, посмотрели, какие причалы можно реанимировать. За 30 лет выросла и новая экономика, которая вообще реки не знает. Надеюсь, что треть перевозок этой новой экономики мы сможем на себя забрать. В итоге получится где-то 2,5 млн тонн грузов, которые с нашей помощью должны прийти на речку в десятилетней перспективе.
– Есть желающие применить вашу бизнес-схему в других бассейнах?
– Многие интересуются, подходят, спрашивают, но все сходятся на том, что подобную схему задействовать не смогут. На реке всё ещё используются мощные советские буксиры и баржи с большой осадкой. Для того подхода, что предлагаем мы, их использовать нельзя.
– Вы называете себя цифровой судоходной компанией и предлагаете отслеживание груза с помощью мобильного приложения...
– Да, мы работаем над компьютерной программой для логистики. Но никакой информации по речке практически нет. Нам приходится обрабатывать данные об экономике, бизнесе каждого региона, чтобы понять, кто может обратить внимание на реку. Когда портоточки будут готовы, мы запустим программу в тестовом режиме. Думаю, на ее отладку потребуется года два.
– По портовой инфраструктуре контактируете с регионами?
– Да, и они идут навстречу, предоставляют данные, а мы берём инфраструктуру в аренду. Нам нужно построить склады и организовать охраняемую территорию, чтобы люди могли оставить груз на ответственное хранение. У нас будет кран, способный грузить биг-бэги или контейнеры, и перегружатели, которые мы сделали сами. Один перегружатель будет использоваться для зерна, другой – для остальных грузов.
Задача перед нами стоит многофакторная. Погрузка-разгрузка сильно влияет на весь процесс перевозок. Мы можем на этих операциях прилично застрять. А если у нас будут свои портовые мощности, портоточки, то мы сможем контролировать эту составляющую.
Наши портоточки будут накапливать на всю зиму или на половину зимы те грузы, которые нужны бизнесу в регионе. Пожалуйста, храните их у нас и забирайте. А к началу навигации привозите то, что нужно куда-то перевезти. Вот в этом – в оборотных грузах и использовании смартбоксов – и состоит главная идея проекта.
– В России уже есть порты, которые берут на себя весь цикл транспортных услуг, доставляют грузы до двери...
– Мы смотрим и в эту сторону, считаем.
– Какие-то компании будут выступать в качестве ваших дилеров, продавать ваши услуги?
– На нашей любимой речке подобных компаний пока нет. Поэтому мы и создаем информационную систему, куда вошли бы все компании, которые есть на реке. И мы могли бы обмениваться всем, чем угодно. Сейчас этого просто нет.
– Какова планируемая география перевозок?
– Мы ведем речь о всей глубоководной системе европейской части России. Для себя поставили цель стартовать так: Череповец, река Шексна, Рыбинка, Кама, Дон, Ока. Это сегодня основные направления.
МЫ СОЗДАЕМ СОВРЕМЕННЫЙ ЗАВОД
– Вернемся к судостроению. Как вы определяли, какой грузоподъемности должны быть баржи, какую мощность иметь толкачи?
– У нас в Нижнем Новгороде есть организация – Центральное конструкторское бюро речного флота (ГЦКБ Речфлота). Алексей Клепиков помог нам и с проектированием, и со сборкой первого буксира-толкача. Параметры судов мы рассчитывали вместе с ними и другими заинтересованными сторонами. При проектировании исходили из ситуации на реке, поэтому была выбрана определенная ширина, грузоподъемность, осадка барж. По первому варианту проекта планировалось построить буксир-толкач в 2500 л.с. и две баржи по полторы тыс. тонн с осадкой три метра. И когда мы положили эту модель на реку, то поняли, что половину участков не пройдем.
– Как на речке оценили ваш новый флот, и прежде всего, буксиры?
– Все смотрят с интересом. Суда яркие, мобильные, современные...
Речники и речные суда:
Чебоксарский речной порт планирует построить крупнейший хаб в Приволжском округе
Амурское пароходство: "Интерес есть как к буксирам, так и к многоцелевым судам"
Енисейское речное пароходство: "К этой навигации мы подготовили вдвое больше речников для работы в морских условиях"
Как живут и чем дышат судостроители и судоводители российской глубинки? В фокусе – Западная Сибирь
Как речной порт доставляет грузы круглый год?
"ОТ-2000" – лучший буксир?