Страховой полис для морских нефтетерминалов подорожает

0 577 3 мин

В Государственную Думу внесен законопроект об обязательном страховании гражданской ответственности при эксплуатации опасных объектов. Первое чтение нового закона может состояться до Нового года, а в марте 2006 года закон может быть принят окончательно. Таким образом, уже в 2006 году владельцы нефтебаз и морских нефтепродуктовых терминалов, которые отнесены к опасным объектам,  будут вынуждены приобрести новые страховые полисы на сумму от 14,8 млн. рублей до 1,7 млрд. рублей.

Добровольно
В настоящее время страхование опасных промышленных объектов (ОПО) производится на основании требований закона о промышленной эксплуатации. Это требование не является обязательным, то есть за отсутствие такого полиса не предусмотрено административное взыскание. Однако наличие у эксплуатанта опасного объекта страхового полиса зачастую является условием для выдачи лицензий. Поэтому на сегодняшний день эксплуатация опасных объектов производится номинальным образом на незначительную сумму. Разработчики законопроекта об обязательном страховании ОПО считают, что при нынешней системе страхования в случае возникновения чрезвычайной ситуации затраты на ее ликвидацию и на компенсацию нанесенного вреда сумма страховых выплат покрыть не сможет.

Принудительно
Законопроект «Об обязательном страховании гражданской ответственности за причинение вреда при эксплуатации опасного объекта» обязывает всех владельцев опасных объектов застраховать свою ответственность из расчета потенциального ущерба, который рассчитан специалистами МЧС России. Это сумма по каждому объекту может превышать 1,5 млрд. рублей. Средняя величина тарифа по всем видам эксплуатируемых объектов составит 0,25% от страховой суммы. Это позволит покрыть 30-40%  ущерба,  вызванного  авариями  на  опасных объектах.

Согласно  официальному  реестру  опасных объектов, в России насчитывается более 231,3 тыс. таких предприятий, в том числе 26 тыс. 426 гидротехнических  сооружений. В МЧС считают, что потенциальный ущерб от аварий на опасных объектах в России, по данным МЧС, составляет 100 млрд. руб. в год. А с учетом косвенного ущерба этот показатель может увеличиться до 400-450 млрд. руб. С оценкой МЧС не согласны владельцы опасных объектов. Директор крупной нефтебазы, пожелавший остаться неизвестным, в интервью ИА «ПортНьюс» заметил, что подсчеты МЧС не всегда показывают реальную ситуацию. «Достоверной статистики нет, цифры, направляемые в МЧС, обычно искажены и не отражают объективные данные, поскольку  они предоставляются самими виновниками происшествий. Из размера названного ими ущерба рассчитываются штрафные санкции», - сообщил собеседник агентства.

Большой куш — узкому пулу
Страхованием опасных объектов не смогут заниматься любые страховые компании. В законопроекте предусмотрена норма, которая допускает к заключению таких договоров только страховщиков, которые располагают собственными средствами в объеме не менее 1 млрд. руб. Это сводит количество страховых компаний к узкому пулу в 23-25 страховщиков. При этом общий объем рынка страхования ответственности эксплуатантов опасных объектов превышает рынок ОСАГО и составляет $12-15 млрд. в год.

Сами эксплуатанты ОПО не уверены в том, что даже крупные страховщики смогут гарантировать необходимые выплаты по договору страхования в случае ЧС. «Никто не может гарантировать, что такая система будет работать, - комментирует ИА «ПортНьюс» новый законопроект исполнительный директор Российского топливного союза (РТС) Григорий Сергиенко. — Страховые компании могут набрать страховые премии и затем исчезнуть». Предлагаемая страховая система может эффективно работать только в условиях развитого страхового рынка, который открыт для зарубежных страховщиков и в котором действуют перестраховочные схемы. А пока гарантии обязательного возмещения ущерба дать не может ни правительство, ни крупная страховая компания, считает Сергиенко.

Эксплуатанты поборются за ставки
РТС намерен вносить в Госдуму поправки, которые скорректируют размер страховых ставок в новом законопроекте в сторону уменьшения. «К сожалению, мы опоздали с подачей поправок в готовящийся закон на стадии его обсуждения в банковском комитете Госдумы. Теперь мы можем только постараться минимизировать ставки», сообщил корреспонденту ИА «ПортНьюс» вице-президент РТС, президент «Нефтяного клуба Санкт-Петербурга» Олег Ашихмин. Поправки будут направлены в Думу после проведения сравнительного анализа предложенного в законопроекта и соответствующего международного законодательства. «Мы уже запросили крупнейшие зарубежные топливные компании, такие как «Шелл» и «ВР», о международном опыте оценки опасности промышленных объектов и существующей за рубежом системы страхования гражданской ответственности эксплуатантов ОПО», - уточнил Ашихмин.

В предотвращении чрезвычайных ситуаций на ОПО страхование играет значительную роль. С этим трудно поспорить. В то же время, подчеркивает Сергиенко, предложение о введении обязательного страхование связано с неоправданными затратами. Законопроект поддержан правительством РФ и МЧС, однако, по словам Сергиенко, «конкретных требований к эксплуатантам по ликвидации ЧС нет». «Законопроект об обязательном страховании опасных производств не столько регулирует этот бизнес, сколько допускает саму возможность его существования. Слишком многое он оставляет на усмотрение правительства», - отмечают аналитики журнала «Финанс». Но несмотря на множество юридических неточностей законопроект продвигается в Думе уверенными темпами. «По тому, как закон вносится и проталкивается через Госдуму, может сложиться впечатление, что это абсолютно лоббистский проект», - считает исполнительный директор РТС.




Комментарии   0.

Чтобы принять участие в обсуждении, пожалуйста Авторизуйтесь или Зарегистрируйтесь
Свежие новости
Завершаем юбилейную навигацию лайнера "Мустай Карим" вместе с Викторией Корабеловной!
14:57 , 24 Ноября 2024 / судоходство
рекламаПодписка 2025