Об этом уникальном не только для нашей страны, но и для мира проекте мы писали не раз. Рассказывали о том, как строили ПАТЭС, как ее красили, как отправляли в долгий переход по Северному морскому пути.
Но теперь хотим предложить вам взглянуть на всю эту историю глазами не судостроителей и даже не атомщиков, а местных жителей – обитателей самого Певека. Как готовились там к прибытию ПАТЭС, как встречали, какие возможности она открыла для горожан, что произошло за минувший год и что еще предстоит впереди, – читайте в нашем интервью с главой городского округа Певек Николаем Левановым.
– Николай Юрьевич, расскажите для начала о самом городе, чтобы наши читатели получше его представили себе. Сколько человек живет, какие виды хозяйственной деятельности ведутся, как обстоит дело с инфраструктурой, экономикой и энергетикой? Условимся, что берем период до прибытия ПАТЭС.
– Начну с названия. Слово Певек восходит к чукотскому "пагыт-кэнай", что в переводе означает "гора пахучая". По легенде, у подножия горы возле современного города произошло сражение между чукчами и юкагирами, а запах тел погибших долго сохранялся в этих местах, ведь мертвых у аборигенов хоронить было не принято. Поэтому чукчи длительное время не селились на этой территории, а лишь временно летом пригоняли сюда свои стада.
Историю свою наш город отсчитывает с июля 1933 года, когда в составе Чукотского национального округа был создан Чаунский район, центром которого и стало поселение Певек. В 1949 году населенный пункт Певек был отнесен к категории рабочих поселков, а уже в 1967 году был преобразован в город районного подчинения.
Чаунский район издавна является самым развитым промышленным районом Чукотки. Именно здесь были открыты первые месторождения олова и золота, именно отсюда началась и добыча этих металлов. Именно в Чаунском районе были построены первые дороги, электростанции и ЛЭП. Разработка Майского золоторудного месторождения дала толчок развитию всего Майского минерально-сырьевого узла, где известны проявления ртути, олова, сурьмы, золота, вольфрама и серебра.
И до сих пор добыча драгметалла имеет наибольшую значимость в Чаунском районе. Удельный вес добывающей отрасли в общем объеме промышленной продукции составляет более 70%.
На сегодня территория городского округа Певек составляет 6,5 млн гектар, численность населения по состоянию на 1 января 2020 года достигает 5 480 человек. Певек является одним из крупнейших транспортных узлов в округе.
Наш аэропорт – второй по размеру на Чукотке, связан постоянными авиалиниями с Москвой, Магаданом, Анадырем и Билибино. C 2020 года ведется реконструкция взлетно-посадочной полосы.
Наш торговый порт награжден орденом "Знак Почета" и является крупнейшим морским портом на Чукотке, одним из немногих на трассе Северного морского пути. При этом он открыт для захода всех типов судов. Важным фактором перспективного развития порта и всего региона станет разработка месторождений Штокверки и Песчанка. А разведка нефтегазовых запасов прибрежной шельфовой зоны приведет к созданию нефтегазового комплекса с транспортным терминалом на базе морского порта Певек.
– Какова обстановка в прилегающей акватории, где сейчас базируется ПАТЭС? Какие там климатические условия, береговая линия, волнение, льдообразование в зимний период?
– Характерными особенностями северных морей Чукотки являются тяжелая ледовая обстановка, штормы, туманы, сильные приливные течения. Восточно-Сибирское — наиболее холодное из чукотских морей, большую часть года оно покрыто льдом.
Среднегодовая температура Певека составляет -10,4 °С. Переход среднесуточной температуры к положительному значению происходит обычно в первой декаде июня. Но все равно остается достаточно прохладно, заморозки и снег часто бывают даже в самые теплые периоды. А зимой здесь дуют ветры, достигающие скорости 20-40 м/с. Бывают случаи, когда неожиданно ветер усиливается до 40 м/с менее чем за час. Это так называемый певекский "южак", своеобразный климатический феномен.
– Как строилась береговая инфраструктура? Что она из себя представляет, какие работы велись, сколько лет это заняло?
– Береговые и гидротехнические сооружения для ПАТЭС в Певеке строились в соответствии с инвестиционной программой ГК "Росатом" в период с 2015 по 2019 годы. Сначала из Архангельска и ямальского порта Сабетта прибыли суда с материалами, оборудованием, со строительной техникой, бурильными и сваебойными машинами. А 4 октября 2016 года состоялась торжественная церемония забивки первого шпунта (лидерной сваи) в основание береговой инфраструктуры. В честь начала строительства была открыта памятная доска и заложена капсула с обращением к потомкам — "капсула времени".
В 2019 году были введены в эксплуатацию берегоукрепление береговой площадки ПАТЭС, мол-причал, судоходная акватория, часть объектов береговой инфраструктуры ПАТЭС. Общая протяженность составила 1700 метров. На строительстве было занято порядка 120 человек, для которых выстроили специальное общежитие и административно-бытовой комплекс.
В декабре закончились пусконаладочные работы, после чего начался отпуск электроэнергии потребителям. В мае текущего года приказом генерального директора ОА "Концерн Росэнергоатом" ПАТЭС введена в промышленную эксплуатацию. А в последний день июня была начата подача тепловой энергии в тепловые сети городского округа Певек. На теплоноситель ПАТЭС был переключен 5-й микрорайон. В конце 2021 года планируется перевод всех районов города на закрытую систему горячего водоснабжения.
Но на этом работы по возведению инфраструктуры не завершаются. Предстоит строительство объектов, предназначенных для охраны ПАТЭС. Это здания и сооружения для спецтехники – бокс для катера, бонов, автомобилей, вездехода, аэросаней и т.д. С внутренней стороны мола-причала будет построен стационарный причал для безопасной стоянки катера в навигационный период.
– Расскажите о том дне, когда к берегу наконец прибыл "Академик Ломоносов". Какая встреча была организована, как реагировали жители?
– Жители Певека неоднократно принимали участие в общественных обсуждениях, в ходе которых рассматривалась проектная документация и проводилась оценка воздействия на окружающую среду плавучей атомной теплоэлектростанции. Впервые такие обсуждения прошли еще в 2013 году. Поэтому прибытие ПАТЭС в Певек стало долгожданным, ожидаемым и знаменательным событием.
Под звуки гимна России были торжественно подняты три флага – государственный флаг Российской Федерации, флаг Чукотского автономного округа и флаг Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом". Так открылась новая страница в истории Певека.
В день торжественной встречи первого в мире атомного плавучего энергоблока "Академик Ломоносов" состоялся выпуск и погашение ограниченной серии почтовых открыток и конвертов. Их можно было отправить в любую точку мира прямо из центра праздника. На площадке мероприятия была организована работа мобильного отделения Почты России.
На центральной площади города состоялся праздничный концерт с участием государственного чукотско-эскимосского ансамбля песни и танца "Эргырон" и чукотского народно-сценического ансамбля "Эйнеткун", а также местных творческих коллективов и сольных исполнителей.
– Какие выгоды и преимущества сулит появление ПАТЭС Певеку и региону в целом?
– Плавучая атомная теплоэлектростанция заместит вырабатывающие свои генерирующие мощности Чаунскую ТЭЦ и Билибинскую АЭС. Она уже сейчас обеспечивает 20% потребности Чаун-Билибинского энергоузла. Станция оснащена двумя реакторными установками КЛТ-40С, которые способны вырабатывать до 70 МВт электроэнергии и 50 Гкал/ч тепловой энергии в номинальном рабочем режиме.
Появление такого уникального объекта позволит улучшить социально-экономическую ситуацию не только в городском округе Певек, но и в регионе в целом. ПАТЭС обеспечит решение важнейших для Чукотского автономного округа задач – таких, как надежное энергообеспечение потребителей Чаун-Билибинского энергоузла, снижение зависимости региона от привозного органического топлива, сдерживание роста тарифов на электрическую и тепловую энергию, создание условий развития золотодобывающей промышленности и аграрного сектора, увеличение числа рабочих мест, улучшение социальных условий жизни населения, экологической обстановки, увеличение доходной части местного бюджета.
Проект ПАТЭС позволяет обеспечить условия для развития промышленно-портовых инфраструктурных проектов, обеспечить разработку месторождений полезных ископаемых в том числе на шельфе арктических и дальневосточных морей.
– А как складываются отношения с "Росатомом" в целом? Идут ли от госкорпорации вложения в городской округ, помимо сегментов, связанных с обслуживанием ПАТЭС?
– Да, конечно, "Росатом" оказывает Певеку максимальную поддержку и открывает немалые возможности. Так, например, его компетенции, которые по праву считаются самыми передовыми в мире, позволят нашим детям получить соответствующее профильное образование и реализовать себя в таком интересном направлении, как развитие мирного атома. Уже в скором времени в Центре образования города Певек будет функционировать "Атом-класс". Его создание стало возможным благодаря участию города в партнерской программе "Росэнергоатома" в рамках проекта "Школа Росатома". У школьников появилась уникальная возможность получить новые знания в области естественнонаучных и математических дисциплин, принципов автоматизированного управления и WEB-технологий. Специализированная мебель, мобильные лабораторные комплексы, новые компьютеры, 3D-принтер и другое оборудование разработаны с учетом стандартов Госкорпорации "Росатом".
Благодаря участию "Росатома", есть возможность решить и другие значимые вопросы городского округа Певек. Категория наименее социально защищенных жителей уже почувствовала поддержку, которая была оказана в 2019 году в виде приобретенной домашней бытовой техники, пастельных принадлежностей, продуктов детского питания и товаров первой необходимости. Безусловно, этот факт положительно оценен местными жителями.
А в этом году уже доставлены в Певек и переданы в Чаунский районный филиал "ЧОКЦСОН" для дальнейшей передачи нуждающимся ватные матрасы, чайники, наборы посуды. Не остались без внимания и маленькие жители Чаун-Чукотки, которые к новому учебному году получат канцелярские товары и рюкзаки. В ближайшее время ожидается прибытие в Певек еще ряда товаров первой необходимости и медицинских изделий.
И это только ряд примеров. Перечислять можно долго – здесь и пожертвования на крупные суммы, идущие на благоустройство городской инфраструктуры, и благотворительная помощь культурным учреждениям, за счет которой проводятся ремонты зданий.
Отдельно стоит упомянуть, что за счет средств Дирекции по сооружению и эксплуатации плавучих и атомных теплоэлектростанций (филиал ОАО "Концерн Росэнергоатом") в рамках благотворительной помощи по профилактике распространения коронавирусной инфекции на территории городского округа Певек приобретена ПЦР-лаборатория, а также медицинское оборудование, материалы и изделия, оборудование для проведения вирусологических исследований. ПЦР-лаборатория - это последнее достижение в диагностических системах медицины, которое позволяет с высокой точностью диагностировать многие заболевания, либо принадлежность к ним. На сегодняшний день имеются реактивы для определения 24 инфекционных заболеваний, в том числе и COVID-19. ПЦР-лаборатория позволит определять результаты анализов непосредственно в Певеке, а не направлять материалы для исследования в другие города.
– Планируется ли теперь создание новых рабочих мест, каких-то производств? Вообще, в каком направлении планирует развиваться город и какую роль в этих планах играет именно наличие ПАТЭС?
– Одним из перспективных направлений развития Чукотского автономного округа, связанных непосредственно с городским округом Певек, является развитие крупнейшего на Чукотке морского порта г. Певек, как опорной точки Северного морского пути. Несомненно, ПАТЭС станет одним из опорных элементов инфраструктуры Северного морского пути.
В самом северном городе России функционирует Штаб управления морских операций Восточного сектора Арктики, ФГБУ "Чукотское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды". Запланировано размещение отряда Центроспаса. Продолжается исследовательская работа сотрудников дирекции национального заповедника "Остров Врангеля" и Института биологических проблем Севера Дальневосточного отделения РАН.
На территории городского округа Певек находится крупное месторождение олова "Пыркакайские штокверки", лицензию на разработку которого по итогам аукциона в августе 2020 года получило ПАО "Русолово". Развитие данного проекта также даст новые рабочие места и дополнительные доходы бюджета.
Еще одно направление развития региона, также непосредственно связанное с Чаун-Чукоткой, это глубокая переработка продукции северного оленеводства. На базе оленеубойного комплекса, расположенного вблизи автодороги Певек – Билибино, планируется глубокая переработка биологически активных веществ северного оленя, пантов, субпродуктов, меха, кожевенного сырья.
В ближайшие несколько лет будет осуществлена прокладка волокно-оптической линии связи. Также продолжатся работы в рамках проекта "Формирование комфортной городской среды", работы по капитальному ремонту улично-дорожной сети и дворовых территорий в Певеке, снос ветхих нежилых домов. В 2020 году стартовала реконструкция аэропорта.
ПАТЭС в полном объеме закроет возрастающие потребности Чукотки в электроэнергии, став надежным источником не только для городского округа Певек, но и для Чукотского автономного округа в целом, обеспечив электроэнергией развитие предприятий по добыче золота, меди и других полезных ископаемых на территории Чукотки.
– Первая в мире плавучая атомная теплоэлектростанция может стать объектом повышенного внимания со стороны туристов или деловых инвесторов. Готов ли Певек к приему таких гостей?
– Я бы сказал, что и помимо ПАТЭС у нас есть на что посмотреть и что предложить туристам. Певек славится невероятной красоты ночным небом и полярной ночью. Здесь можно увидеть необыкновенное северное сияние, можно получить впечатления от посещения озера Эльгыгытгын, посмотреть на петроглифы на реке Пегтымель, посетить кекуры, побывать на историческом месте исправительно-трудовых лагерей Чаунгулага. В непосредственной близости от Певека находится и одно из самых красивейших мест в Арктике – это заповедник "Остров Врангеля", родильный дом белых медведей. Такого богатства видов животных, как на острове Врангеля, не встретишь больше нигде в Арктике.
Так что поводов приехать к нам в гости можно найти множество. Но нужно добиться снижения стоимости логистических издержек и транспортной доступности Певека, создать на территории туристическую инфраструктуру. И уже тогда станет возможен массовый туризм.
Материалы по теме:
Первый в мире плавучий энергоблок готов к работе! (интервью с руководителем проекта)
Буксировка плавучего энергоблока "Академик Ломоносов" в Мурманск (фоторепортаж)
Ровесник атомной отрасли России – "ОКБМ Африкантов" (статья о 70-летии ОКБМ им. Африкантова)
"Академик Ломоносов" – смотр перед выходом (статья об ПЭБ "Академик Ломоносов")
Подписка Корабел.ру экономит ваше время Подпишитесь на ежедневную рассылку новостей и будьте в курсе всего самого важного и интересного! |
В Северном Ледовитом океане идет процесс ледообразования, чистыми остаются лишь два моря 21:15 , 20 Ноября 2024 / судоходство |
В Архангельске с 21 ноября пассажирские теплоходы уступят место буксирам 21:00 , 20 Ноября 2024 / судоходство |
За шесть лет мощности морских портов РФ вырастут на 200 млн тонн - Михаил Мишустин 20:45 , 20 Ноября 2024 / порты |
"Спецкабель" провел первую экскурсию в рамках проекта #ОткройМоспром 17:57 , 20 Ноября 2024 / пресс-релизы |
КЕДР представит новинки своей продукции на форуме-выставке "Российский промышленник" 17:14 , 20 Ноября 2024 / пресс-релизы |
Установлены общие допустимые объемы вылова в Северо-Восточной Атлантике 17:06 , 20 Ноября 2024 / рыболовство |
Россия будет наращивать темпы строительства ледоколов для Севморпути - Мишустин 16:23 , 20 Ноября 2024 / судостроение |
Инвестиции в новые суда помогают ASCO добиться целей по декарбонизации 16:04 , 20 Ноября 2024 / судоходство |