Моряки "Совкомфлота" приняли активное участие в торжественных мероприятиях, посвященных 100-летию со дня рождения Т.Б. Гуженко. От имени руководства компании цветы на могилу легендарного главы Минморфлота возложил советник генерального директора ПАО "Совкомфлот" Александр Ольшевский и заместитель начальника отдела безопасности мореплавания, к.д.п. Александр Потемка. В полдень экипаж арктического челночного танкера "Совкомфлота", названного в честь Т.Б. Гуженко, провел торжественный митинг и, следуя давней морской традиции, почтил память Тимофея Борисовича судовым гудком.
К экипажу танкера обратилась в телеграмме крестная мать судна Ирина Иванова: "Тимофей Борисович Гуженко внес большой вклад в дело освоения Арктики. Успех возглавляемой Т.Б. Гуженко в 1977 году экспедиции к Северному полюсу послужил началом фундаментальной работы по расширению временных рамок арктической навигации, а атомоход "Арктика" стал первым в мировой истории надводным судном, достигнувшим Северного полюса".
Капитан танкера Александр Андреев принял участие в телемосте с курсантами ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова, посвященном жизненному пути Т.Б. Гуженко. В своей речи он, в частности, отметил: "В этот юбилейный день мне бы очень хотелось, чтобы вспоминая Тимофея Борисовича, перед вашими глазами был образ живого, яркого, близкого нам всем по духу человека. Энергичного управленца, лидера отечественного морской отрасли, стратега, человека с несгибаемой волей, плоды усилий которого мы, современные моряки, несомненно, видим и используем сейчас".
Краткая биографическая справка о Т.Б. Гуженко
Т.Б. Гуженко родился 15 февраля 1918 г. в деревне Татариново Орловской губернии в семье кузнеца. Окончил в 1942 г. Одесский институт инженеров морского флота, а позже – Ленинградскую Военно-морскую академию кораблестроения и вооружения им. А. Н. Крылова.
В годы войны Т.Б. Гуженко работал в Мурманском морском торговом порту, обеспечивая прием легендарных полярных конвоев с военными и гражданскими грузами, необходимыми фронту. В послевоенные годы – начальник Холмского, а затем Корсаковского морских торговых портов. В 1955 г. Т.Б. Гуженко возглавил Сахалинское морское пароходство, став самым молодым (в возрасте 37 лет) начальником пароходства в СССР. С 1966 г. – первый заместитель Министра морского флота СССР, а с 1970 г. – Министр морского флота СССР. Т.Б. Гуженко трудился в этой должности до октября 1986 г.
С именем Т.Б. Гуженко связано становление советского морского флота, как высокотехнологичной, конкурентоспособной и эффективной отрасли народного хозяйства страны, вобравшей лучшие достижения науки и техники. Когда Т.Б. Гуженко стал министром, морской флот СССР являлся дотационной отраслью. В 1980-х годах Минморфлота СССР по объёму валютных поступлений занял пятое место в табеле о рангах среди 80 отраслевых министерств и пятое место в мире по дедвейту флота.
Бесспорным успехом того времени, достигнутым при непосредственном участии Т.Б. Гуженко, явилось заключение ряда двусторонних межправительственным соглашений в области морского судоходства, позволивших советскому торговому флоту на равных конкурировать с крупнейшими игроками на рынке морских перевозок грузов. При непосредственном участии Т.Б. Гуженко в 1973 году Совет Министров СССР разрешил Минморфлоту СССР проведение бербоут-чартерных операций и сформировал источники их финансирования. Этот шаг стал основой для создания в 1988 году Акционерного коммерческого предприятия "Совкомфлот".
Т.Б. Гуженко внес огромный вклад в развитие арктического судоходства. 17 августа 1977 г. экспедиция на атомном ледоколе "Арктика" под его руководством впервые в истории человечества достигла Северного полюса на надводном судне. После успешного рейса "Арктики" началась системная работа по расширению временных рамок арктической навигации, а в районах максимальных грузопотоков (порты Дудинка, Игарка, Анадырь) навигация стала круглогодичной. За эту экспедицию Тимофей Борисович был удостоен высокого звания Героя Социалистического труда.
Т.Б. Гуженко был удостоен многих почетных званий: кавалер ордена "За морские заслуги", четырех орденов Ленина, орденов Октябрьской Революции, Трудового Красного Знамени, Красной Звезды, "Знак Почета" и медалей "За трудовую доблесть".
Именем Тимофея Гуженко назван арктический челночный танкер "Совкомфлота", предназначенный для морской транспортировки нефти с находящегося в арктическом регионе стационарного морского ледостойкого отгрузочного причала (СМЛОП) "Варандей" в порт Мурманск. На танкере применены уникальные технические решения, позволяющие судну эффективно работать в арктических морях в условиях круглогодичной навигации. Его дедвейт составляет более 70 тыс. тонн, длина – 256 м., ширина – 34 м. Танкер обладает высоким ледовым классом Arc6, оснащен двумя винторулевыми колонками типа "Азипод" суммарной мощностью 20 МВт, системой динамического позиционирования и способен самостоятельно преодолевать лед толщиной до 1,5 м. Танкер работает под государственным флагом Российской Федерации и эксплуатируется отечественным экипажем. Порт приписки — Санкт-Петербург.