Есть на флоте такая давняя традиция: извечный спор менеджеров и технарей. И спор этот порой сродни басне про лебедя, рака и щуку, где каждый преследует свою "единственно правильную" цель, а в сумме получается топтание на месте. Стороны оперируют понятными только себе параметрами: техническими с одной стороны и экономическими с другой. Желание снизить затраты на эксплуатацию борется с желанием эту эксплуатацию упростить.
Но зачастую именно решение этого спора помогает судовладельцу избежать лишних издержек или, наоборот, понести большие незапланированные расходы в результате выхода из строя оборудования. Уверен, что каждый, кто работал на флоте, может привести сотни подобных примеров. Я опишу знакомые мне. По понятной причине указывать имена и названия компаний я не буду, да впрочем это и не столь важно.
Итак, судовладелец из города N имеет в эксплуатации несколько сухогрузов, работающих на тяжелом топливе в разных частях света. Суда далеко не новые, средний возраст около 18 лет, но их техническое состояние не вызывает нареканий. Суда ухоженные, работают без сбоев, проходят регулярное освидетельствование различных контролирующих органов. Залог хорошего состояния этих судов – качественный крюинг, подбирающий только грамотных членов экипажа; непосредственно экипаж, выполняющий свою работу профессионально; ну и конечно технический менеджмент компании, обеспечивающий экипаж качественным снабжением. Суда работают, приносят доход своим владельцам. Но в один прекрасный момент, на волне страха перед кризисом, связанной с ним маниакальной потребностью экономить и всеобщей тенденции к открытым закупкам, компания переводит процедуру закупки снабжения на тендерную площадку. Техническое задание для этих тендеров составляет специалист, технически грамотный, но, к сожалению, не постигший всех тонкостей работы с тендерами. В результате такого тендера на поставку судовой химии складывается ситуация, при которой компания обязуется купить эту самую химию не у качественного мирового производителя, с которым она сотрудничала на протяжении многих лет, а у производителя более дешевого аналога. И на первый взгляд эта система приносит свои плоды в виде конкретной экономии на закупку судовой химии (21% от стоимости закупки). После поступления новой химии на борт судна, несмотря на сопротивление экипажа, руководство компании дает распоряжение ее использовать.
Результат использования можно увидеть на фото.
В итоге после использования некачественной химии (для водообработки) вышел из строя судовой котел, необходима была замена котловых трубок, а также замена цилиндровых втулок дизель-генератора.
Ремонт котла потребовал снятия судна с линии на несколько недель. Суммарные потери судовладельца от использования некачественной судовой химии (купленной со скидкой 21%) превысили расходы на закупку химии надежного поставщика сроком на 14 лет, это не учитывая расходы на замену втулок.
Другой судовладелец из того же города N, основной флот которого состоит из рефрижераторов преклонного возраста, по тем же причинам, что и наш первый герой, опубликовал тендер на закупку запасных частей к главному двухтактному двигателю одного из своих судов. На момент составления ТЗ тендера у этого судовладельца не было опыта работы с поставщиками не оригинальных азиатских аналогов комплектующих двигателя (а к слову работать с ними можно, если понимать правила игры). В связи с чем единственным критерием отбора победителя тендера была цена. А цена победителя оказалась более чем в 2,7 раза ниже ближайшего предложения на оригинальные запчасти. Таким вот образом были закуплены 3 из 6 втулок цилиндра двигателя. После замены втулок силами экипажа судно вышло в море. Пройдя несколько десятков миль, судно потеряло ход. Причиной стала остановка двигателя – вышли из строя все три новые втулки, что повлекло за собой необходимость буксировки судна обратно в порт, закупки новых втулок, простоя судна и оплаты дорогостоящей стоянки в порту. Суммарно, расходы на незапланированный ремонт составили цифру, соизмеримую со стоимостью всего судна.
Этими примерами я ни в коем случае не хочу дискредитировать систему конкурсных закупок, я лишь хочу обратить внимание на грамотность составления технических заданий к закупкам. Нет ничего плохого в желании повысить рентабельность работы своих судов, однако когда это желание приобретает маниакальный или истерический характер, эта самая экономия может превратиться в огромные издержки. Вечный спор менеджеров и технарей в новых реалиях конкурсных закупок открывает огромные возможности для поставщиков некачественной продукции, катализатором активности коих становится кризис.
В этих условиях возрастает необходимость экспертной оценки технических заданий и предложений или же открытой системы рейтингов поставщиков, позволяющих использовать свои критерии в составлении технического задания к тендеру. И тут возникает вопрос, где таких экспертов можно взять? Над этим вопросом я и предлагаю подумать читателям "Корабел.ру".
Итак, судовладелец из города N имеет в эксплуатации несколько сухогрузов, работающих на тяжелом топливе в разных частях света. Суда далеко не новые, средний возраст около 18 лет, но их техническое состояние не вызывает нареканий. Суда ухоженные, работают без сбоев, проходят регулярное освидетельствование различных контролирующих органов. Залог хорошего состояния этих судов – качественный крюинг, подбирающий только грамотных членов экипажа; непосредственно экипаж, выполняющий свою работу профессионально; ну и конечно технический менеджмент компании, обеспечивающий экипаж качественным снабжением. Суда работают, приносят доход своим владельцам. Но в один прекрасный момент, на волне страха перед кризисом, связанной с ним маниакальной потребностью экономить и всеобщей тенденции к открытым закупкам, компания переводит процедуру закупки снабжения на тендерную площадку. Техническое задание для этих тендеров составляет специалист, технически грамотный, но, к сожалению, не постигший всех тонкостей работы с тендерами. В результате такого тендера на поставку судовой химии складывается ситуация, при которой компания обязуется купить эту самую химию не у качественного мирового производителя, с которым она сотрудничала на протяжении многих лет, а у производителя более дешевого аналога. И на первый взгляд эта система приносит свои плоды в виде конкретной экономии на закупку судовой химии (21% от стоимости закупки). После поступления новой химии на борт судна, несмотря на сопротивление экипажа, руководство компании дает распоряжение ее использовать.
Результат использования можно увидеть на фото.
|
|
В итоге после использования некачественной химии (для водообработки) вышел из строя судовой котел, необходима была замена котловых трубок, а также замена цилиндровых втулок дизель-генератора.
Ремонт котла потребовал снятия судна с линии на несколько недель. Суммарные потери судовладельца от использования некачественной судовой химии (купленной со скидкой 21%) превысили расходы на закупку химии надежного поставщика сроком на 14 лет, это не учитывая расходы на замену втулок.
Другой судовладелец из того же города N, основной флот которого состоит из рефрижераторов преклонного возраста, по тем же причинам, что и наш первый герой, опубликовал тендер на закупку запасных частей к главному двухтактному двигателю одного из своих судов. На момент составления ТЗ тендера у этого судовладельца не было опыта работы с поставщиками не оригинальных азиатских аналогов комплектующих двигателя (а к слову работать с ними можно, если понимать правила игры). В связи с чем единственным критерием отбора победителя тендера была цена. А цена победителя оказалась более чем в 2,7 раза ниже ближайшего предложения на оригинальные запчасти. Таким вот образом были закуплены 3 из 6 втулок цилиндра двигателя. После замены втулок силами экипажа судно вышло в море. Пройдя несколько десятков миль, судно потеряло ход. Причиной стала остановка двигателя – вышли из строя все три новые втулки, что повлекло за собой необходимость буксировки судна обратно в порт, закупки новых втулок, простоя судна и оплаты дорогостоящей стоянки в порту. Суммарно, расходы на незапланированный ремонт составили цифру, соизмеримую со стоимостью всего судна.
Цилиндровые втулки / ГК "ТЕХ" |
Этими примерами я ни в коем случае не хочу дискредитировать систему конкурсных закупок, я лишь хочу обратить внимание на грамотность составления технических заданий к закупкам. Нет ничего плохого в желании повысить рентабельность работы своих судов, однако когда это желание приобретает маниакальный или истерический характер, эта самая экономия может превратиться в огромные издержки. Вечный спор менеджеров и технарей в новых реалиях конкурсных закупок открывает огромные возможности для поставщиков некачественной продукции, катализатором активности коих становится кризис.
В этих условиях возрастает необходимость экспертной оценки технических заданий и предложений или же открытой системы рейтингов поставщиков, позволяющих использовать свои критерии в составлении технического задания к тендеру. И тут возникает вопрос, где таких экспертов можно взять? Над этим вопросом я и предлагаю подумать читателям "Корабел.ру".
Геннадий Пашинин,
директор по развитию Группы Компаний "ТЕХ"
Константин Белоусов,
начальник отдела судовой химии "МАРКОН-Вест"
директор по развитию Группы Компаний "ТЕХ"
Константин Белоусов,
начальник отдела судовой химии "МАРКОН-Вест"