Междисциплинарный проект, разработанный профессором кафедры охраны окружающей среды и производственной безопасности ВГУВТ Андреем Пластининым и руководителем направления инвестиций и регионального развития "Юной национальной экологической организации" (ЮНЭКО) Андреем Пащенко, призван обеспечить безопасность проведения работ по подъему судов, затонувших в период Великой Отечественной войны, на основе применения методов математического моделирования и современных информационных технологий. Ученые планируют исследовать Балтийское, Черное, Азовское моря, реку Волга (Сталинградская битва), реку Нева, Ладожское озеро (где проходили маршруты снабжения блокадного Ленинграда) и другие водоемы. Одним из приоритетных районов для исследователей станут Карское и Баренцево моря, где до сих пор покоится значительное количество затонувших транспортных судов. В центре экологической безопасности и мониторинга ВГУВТ уже создана база данных по транспортным судам, погибшим в годы войны в акватории Севморпути, сообщает Федеральное агентство морского и речного транспорта.
"Важной особенностью нашего подхода является исследование распределения компонентов (материалов), составляющих массу судна и разработка защитных мероприятий при подъеме затонувших судов. Наша главная цель – получить, сохранить и распространить достоверные сведения об участии транспортных судов, многие из которых не входили официально в состав военного флота, но тем не менее внесли весомый вклад в Победу над фашизмом!
Планируется, что поднятые суда и их фрагменты могут реставрироваться и размещаться как памятники для сохранения наследия Великой Победы, в тех случаях, когда это позволяет их состояние, и после удаления опасных компонентов", — отметил профессор кафедры охраны окружающей среды и производственной безопасности ВГУВТ А.Пластинин.
Одним из символов героизма моряков-транспортников стала судьба ледокола "Александр Сибиряков". Судно погибло в неравном бою с немецким крейсером "Адмирал Шеер" 25 августа 1942 года, но его сигнал о появлении немецкого рейдера помог спастись во льдах пролива Вилькицкого 14 судам каравана с ценными грузами.
В результате реализации проекта будут сформированы базы данных, содержащие детальную информацию о гибели судов, глубине залегания, их размерах (длина, ширина, высота борта корпуса, надстройки и машинного отделения; механизмов или их остатков, бункеров с твердым топливом), о наличии крупных повреждений (пробоины, трещины, зоны наметившегося перелома), о близости с значимыми подводными и надводными объектами.
В проекте, помимо основных специалистов, принимают активное участие студенты и аспиранты, школьники, курсанты речных училищ. Они собирают материалы о судах в открытом доступе, занимаются первичной обработкой информации, вводом данных в информационно-моделирующую систему, изучают уникальную проектную документацию судов первой половины XX века.
Проект будет способствовать не только военно-патриотическому воспитанию молодёжи, так как историю каждого поднятого судна и подвига его экипажа можно будет восстановить и предать гласности, но и поможет развить профессиональные компетенции по защите окружающей среды при подъеме затонувших судов.