В конце мая на Средне-Невском судостроительном заводе заложили судно, призванное стать одним из самых значимых проектов не только для отечественного судостроения и проектирования, но и для научного сообщества, специализирующегося на исследовании морских прибрежных акваторий. Буквально каждой его особенности можно посвятить отдельный блок с историей, технической составляющей, оснащением, конструкторским решением... В общем, приурочивая репортаж к церемонии торжественной закладки, рассказываем, чем "Пионер" заслужил статус одного из самых новаторских проектов в отрасли.
Итак, "Пионер-М" - это маломерное научно-исследовательское судно проекта 25700. По типу конструкции НИС относится к катамаранным. Технические характеристики представляют собой такие размерения:
- Длина – 25,7 м
- Ширина – 9 м
- Высота борта — 3,1 м
- Осадка – 1,5 м
- Скорость – 10 уз
- Дальность – 500 миль
- Водоизмещение – 82 т.
- Автономность – 6 сут.
- Мореходность – 3,5 балла.
Мы побывали на церемонии его закладки и узнали, почему судно привлекло столько внимания, чем обусловлено такое количество участвующих предприятий и как оно одновременно решает целый ряд задач в отрасли.
Слово строителей
Во-первых, "Пионер-М" позволил Средне-Невскому судостроительному заводу продолжить линейку выпуска маломерных судов и подтвердить свой негласный статус сподвижника инновационных технологий благодаря применению в том числе композитного материала при создании корпуса и надстройки. Выбор такого исполнения обусловлен его основными задачами - при своем малом весе судно сможет набирать достаточно топлива для нахождения в акватории в течение более длительных сроков. А это значительно расширит функционал и откроет новые возможности для исследователей.
Кроме того, как подчеркнул в своей речи директор завода Владимир Середохо, для работников предприятия участие в таком проекте - хороший способ подтвердить свои компетенции, также он выделил важность взаимодействия научного и производственного сообществ:"Этот проект будет создаваться в сотрудничестве науки и производства. Привлечены специалисты Севастопольского университета, ЦКБ "Коралл", ОСК, Политехнического университета, проектного бюро СНСЗ, проект поддерживается Министерством науки и образования. Я считаю, что этот первый в своем роде предмет нашего тесного сотрудничества даст новый вектор развития и науки отраслевой, и науки академической. И даст возможность появления новых достойных инженеров и других специалистов".
Цикл строительства будет разбит и поделен между тремя площадками - работы по формированию корпуса из композита будут вестись СНСЗ, надстройка судна будет выполняться совместно со специалистами крымского предприятия "Судокомпозит". Финальная достройка и последние штрихи по сборке будут вверены Севастопольскому морзаводу.
Директором завода также было зачитано письмо с поздравлением от председателя Совета директоров ОСК Георгия Полтавченко, где также подчеркивалась мысль о том, что уникальный проект станет показателем соответствия компетенциям участников отрасли из разных ее сегментов:"Важное событие как для современного отечественного кораблестроения, так и для всей российской науки. Этот день войдет в историю страны как еще один шаг к становлению российского научного флота. Общими усилиями нам предстоит построить уникальное судно, на котором будут оттачиваться новые компетенции наших судостроителей по созданию судов с технологией безэкипажэного судовождения. Отрадно также, что концептуальная разработка предложена студенческим конструкторским бюро - над проектом работали учащиеся нескольких вузов. <...> Уверен, что в самое ближайшее время передовые разработки и научные технологии, заложенные молодыми конструкторами, будут воплощены в новый тип исследовательских судов, которые произведут революцию в исследовании океанских и морских изысканий".
Участие студентов
Остановимся на этом моменте, чтобы более подробно рассказать об участии студенческого сообщества в разработке "Пионер-М". Слово заместителю директора направления "Молодые профессионалы "Агентства стратегических инициатив" Андрею Силингу:"На наш взгляд, самое главное даже не то, что проект вместил в себя огромное количество новых современных технологических решений от цифрового моделирования до применения композита и еще порядка нескольких десятков технических решений. Когда три года назад мы показывали проект президенту Владимиру Путину, особая значимость была в том, что проект призван создать новые образовательные форматы - воспроизвести систему из вузовских магистратур сетевого взаимодействия между ведущими центрами компетенций и ведущими университетами страны для создания новых инженерных кадров".
Научная подоплека
Взаимообмен и уже накопленным опытом, и последними наработками между представителями промышленности специалистов научно-прикладного направления был неизбежен, причем процесс этот был цикличным. Сначала было привлечено сообщество молодых научных разработчиков при создании проекта. Далее была запущена работа строителей, в итоге судно перейдет в эксплуатацию для проведения исследований, которые дадут почву для реализации новых объектов морской промышленности. Эту мысль подчеркнул директор Департамента инноваций и перспективных исследований Минобрнауки России Вадим Медведев: "Развиваются связи между нашими отечественными промышленниками, производственниками, российскими научными организациями и учебными заведениями. И в этом наша сила. Потому что никто не может отменить научно-технический прогресс. Так что пусть это судно станет образцом последних решений, которые работают и служат Отечеству на самом передовом уровне".
Еще один весьма примечательный факт о возводящемся судне - конструкция и технические особенности строительства продумывались с учетом и отталкивались от назначения и выполняемых задач. Например, будет использована набирающая популярность в России и уже давно применяемая в Европе технология установки модульных помещений. Генеральный директор "ОСК-Технологии" Аркадий Ратнер рассказал об этом подробнее:"Судно по сути будет носителем, а реальные исследования будут проходить на целом комплексе модульных лабораторий-контейнеров. То есть институт получит целый спектр возможностей проведения исследований в различных областях. Мы же как судостроительная корпорация тоже получим определенную выгоду, ибо будут готовиться специалисты практики, которые реально будут эксплуатировать этот объект на основе реальных исследований. А с точки зрения оснащения лабораторий тут никаких границ нет, эти лаборатории могут иметь разное назначение - начиная от биоисследований ресурсов и заканчивая подводной робототехникой, водолазной техникой, подводной археологией".
Безэкипажность
Еще одна из технологий на перспективу российского судопроизводства. Сразу оговоримся, что несмотря на формулировку "безэкипажное судно", о создании полностью беспилотного морского объекта пока говорить рано. Поэтому на деле судно будет малоэкипажным. Как нам рассказали, такое управление рассматривается на перспективу в качестве передового, и на данный момент это история сложная не столько технологически, сколько на правовом уровне. Пока нет каких-то узаконенных регулируемых правил судоходства в этом направлении, о полном уходе человека от штурвала речи нет. Например, нерешенными остаются вопросы по навигации, правилам связи и ответственности при возникновении нерядовых случаев.
Итак, на борту судна будет обязательная команда экипажа, пусть и в меньшем количестве. При этом "Пионер-М" в беспилотном режиме будет способен решать ряд задач без участия человека. Это такие операции, как причаливание, швартовка, отчаливание, обработка и обмен информацией и пр. Стоимость эксплуатации и обслуживания катамарана при этом заметно снизится.
Солнечные панели
В систему источников энергии на научно-исследовательском судне будут заложены солнечные панели. Это еще один важный момент с точки зрения экономичности "Пионера" - согласно предварительному анализу разработчиков при создании эскизного проекта, их использование позволит экономить 560 кВт/ч за рейс.
По мнению реализаторов проекта, солнечная энергия - самый оптимальный вариант при выборе источника энергии для "Пионера". Поскольку зоной плавания станут воды черноморского бассейна, то солнце станет самым верным снабженцем. Также немалозначимый момент - природные источники не оказывают пагубного влияния на экологию.
Панели будут работать в составе гибридной установки в тандеме с традиционными зарядными устройствами и расположатся на поверхностях крыши надстройки, лабораторных контейнеров и т.д.
Устройство и начинка
Как уже было сказано, судно имеет модульную архитектуру, являясь носителем лабораторий в формате контейнеров. "Пионер-М" получит комплекс соответствующего оборудования, чтобы иметь возможность автономно грузить и спускать контейнер с причальной стенки.
Все энергосреды имеют частоту, напряжение и другие параметры, заточенные именно под проведение исследование, а не под судовождение, как принято традиционно. В том числе в проект "Пионера" включено оснащение системой динамического позиционирования, которая позволит судну "зависать" над определенной точкой и соблюдать эту координату без значительных волнений. Обеспечиваться это будет вводом соответствующих движителей. Эргономика помещений также рассчитана на хранение различного рода хрупкого и не очень оборудования, траловых комплексов, робототехники и пр.
- На сегодня для судна готова оснастка, начато формирование корпуса и надстройки. Примерно через три месяца начнется насыщение, - заявил на церемонии закладки корпуса руководитель "ОСК-Технологии". - Наша задача внедрить интеграцию на уровне мостикового управления, чтобы все интерфейсы работали надежно и понятно, передавали информацию на береговую инфраструктуру, а таковая тоже будет создана.
Что касается доли отечественного оборудования при создании и насыщении - корпус и надстройка формируется из отечественных материалов. Силовая установка, системы динамического позиционирования, подъемные коробки, солнечные панели, вся система управления энергетикой - все отечественного производства.
"Пионер" для отрасли и кадрового потенциала
По словам представителей ведущих вузов страны в области кораблестроения (в их числе ректор Севастопольского государственного университета Владимир Нечаев и проректор по перспективным проектам Политеха Алексей Боровков), высокотехнологичность современных проектов требует от молодых специалистов практических знаний и умений, что возможно только в режиме работы над реальным проектом. Поэтому возникла идея подключить студентов старших курсов магистратуры к такого рода проекту, чтобы каждый в своей зоне выполнял его часть под курированием консультантов ОСК. И дать возможность вести этот проект на протяжении полного цикла реализации - от проектирования до производства.
Созданию проекта "Пионера" предшествовал совместный конкурс студенческих работ от ОСК, "Агентства стратегических инициатив" и ведущих профильных университетов. Конкурс "Я буду строить корабли" был организован в конце 2015 года, финал состоялся в начале 2016. Было отобрано несколько проектов, участвовало порядка 18 вузов.
И основной задачей, при всей важности самого судна, разработчики ставят формирование следующего поколения судостроителей, которые могли бы управлять современными технологиями не только в части технических возможностей, но и с точки зрения экономики судостроения.
В дальнейшем судно "Пионер-М" будет применяться для общего пользования всех университетов страны, которые заинтересованы в развитии тематики исследований моря и акваторий.
Строительство судна планируется завершить в конце этого - начале следующего года.
Уже после церемонии нам удалось побеседовать с заместителем гендиректора "ОСК Технологии" и руководителем проекта Юрием Баглюком и из первых уст узнать, как создавался проект и какие перспективы возложены на "Пионера".
- Юрий Васильевич, расскажите, как изначально зародилась идея создания такого судна?
- Мысль возникла в Севастопольском университете, поскольку сейчас на Черном море эксплуатируется одно-единственное судно такого класса, а рынок, в том числе и коммерческий, достаточно большой. Поэтому студенческое конструкторское бюро и проектный комитет университета сформулировало концепцию. Ну а мы как представители ОСК, являясь центром компетенции электронного оборудования корпорации, подключились к этой работе в качестве проектантов и головной организации по строительству вместе с СНСЗ. А наше направление - это автоматизированная система управления судном и подготовка его для беспилотного управления.
- Как представитель компании по внедрению технологий, можете рассказать о самых интересных новшествах?
- На НИСе будет четыре контейнера, каждый со своим назначением - водолазная лаборатория, контейнер с подводными аппаратами с дистанционным управлением и два контейнера с научным оборудованием для океанографических, гидрографических работ, специальное высокоточное оборудование для археологии и гидрографии, гидротехника с различными видами инструментов для анализов водных грунтов и воды.
Уникальность наших установок в том, что мы создаем специальную резервную сеть постоянного тока, источниками которого будут навешенные генераторы на главные двигатели на основе солнечных батарей. Эта система резервного тока обеспечит высокоточным питанием оборудование и некоторые судовые системы. Тем самым будет обеспечена безопасность с точки зрения энергообеспечения судна. В России такая система применяется впервые, при разработке опирались на зарубежные аналоги. В будущем такими "Пионерами" хотим обеспечить каждый морской университет страны.
Материалы по теме:
"Пионерская" правда? - интервью с гендиректором компании Kompan Marine, участвующей в проектировании "Пионера"
"Пионер-М" - альтернативный вариант - письмо-статья от директора КБ "Альбатрос Марин Дизайн" о перспективах композитного катамарана "Пионер-М"