21 мая Охотскому морскому порту исполняется 290 лет. Это первый действующий военно-морской порт России на Тихом океане, колыбель Тихоокеанского флота. Именно здесь, на Охотском побережье построены первые суда Охотской военной морской флотилии.
Первые русские землепроходцы появились на побережье Охотского (тогда Ламского) моря к началу 40–х годов 17 века. В 1647 году отряд казака Семена Шелковникова заложил зимовье-острог. Так был основан будущий Охотск. По указу Петра I в 1716 году установлено постоянное морское сообщение с Камчаткой, на верфях начато строительство морских судов. Охотск становится отправным пунктом для всех экспедиций, проводивших исследования на северо-востоке и открывших с запада Северную Америку.
21(10) мая 1731 года указом царского правительства Охотску присвоен статус портового города. В 18 веке Охотский порт являлся центром всех научных и исследовательских морских экспедиций В.Беринга и А.Чирикова, Г.Сарычева и др.
Целую череду героических и трагических событий пришлось пережить Охотску в начале XX века. В первую очередь они были связаны с иностранной экспансией на местных золотых приисках и гражданской войной. Впоследствии трудовое усердие охотчан было направлено на формирование здесь мощного рыбопромышленного центра Хабаровского края.
В советское время Охотский морской рыбный порт вновь официально учрежден 1 января 1954 года приказом Министерства промышленности, которым определена территория и акватория Охотского морского рыбного порта по Тунгусской косе от устья реки Кухтуй до территории Кухтуйского рыбозавода.
До 90-х годов порт можно было назвать крупным. На Охотском рейде бросали якоря морские и океанские суда, он был неплохо оснащен современной, по тем годам, техникой, перерабатывал ежегодно сотни тысяч тонн народно-хозяйственных грузов.
Охотский рейд никогда не оставался без кораблей. Приходили торговые и экспедиционные суда, доставлялся товар для жителей побережья, вывозилось богатство Охотоморья.
И в наше время, когда Охотское море очищается ото льдов, открывается навигация. Одно за другим на рейд прибывают суда с грузом жизненно необходимым для населения всего района. За безопасность мореплавания в акватории морского порта сегодня отвечает служба капитана морского порта, в которой работают опытные специалисты и моряки. Возглавляет службу капитан морского порта Александр Водянов. И пусть объемы перевалки груза уступают тем, которые были достигнуты в наилучший для порта период его развития, безопасное судоходство в морском порту Охотск имеет огромное значение для всего северного региона Хабаровского края, - сообщает Росморречфлот.