2 июля исполняется 80 лет одному из старейших пассажирских судов России - теплоходу "Коммунар", которого можно смело назвать символом Архангельска. Навигация 2019 года стала для него последней. Что будет дальше: утилизация или музей? Разберемся!
Столица Поморья – город Архангельск – расположена в дельте Северной Двины и тянется вдоль реки на несколько десятков километров. В состав города входит несколько островов, самые крупные из которых – Кегостров, Хабарка и Бревенник, население которого составляет около 7,8 тысяч человек. В период открытой навигации попасть на эти острова можно только речным пассажирским транспортом, а когда стоит лед – пешком, проходя несколько километров по замерзшей реке, порой даже мимо идущих в метре арктических танкеров.
С наступлением весны и последующим окончанием ледохода открывается навигация. На реку выходят пассажирские суда типа "Москва", "МО" и два судна-ветерана "Коммунар" и "Балхаш", построенные в 1940-е годы на Исакогорской ремонтно-эксплуатационной базе флота СРП МРФ РСФСР (в настоящее время Архангельская ремонтно-эксплуатационная база флота). Для "Коммунара" прошлогодняя навигация стала последней – в мае 2020 года одно из старейших пассажирских судов нашей страны стояло у причала с признаками вывода из эксплуатации: сняты спасательные средства, навигационные приборы и многое другое. В общем, казалось все – скоро пойдет на иголки.
Если рассказывать о истории "Коммунара", то нельзя не упомянуть и то, что в середине 1930-х годов в Архангельске началось развитие речных пассажирских перевозок, а еще активней – после Великой Отечественной войны. Сам "Коммунар", как и его младший брат "Балхаш", были построены в 1940 и 1944 годах.
Всю Великую Отечественную войну "Коммунар" отработал на речных линиях Архангельска, проводил на фронт 13 матросов и механиков. Более того, он даже попал на немецкую аэрофотосъемку, запечатлевшую Архангельск в 1942 году.
В 1962 году суда были модернизированы. На Великоустюгском судоремонтном заводе заменили паровые машины на дизельные двигатели, а маленькая деревянная рубка, сменилась на просторный капитанский мостик.
Для большинства архангелогородцев эти суда знакомы с детства. Не одно поколение жителей города передвигалось на них на острова к себе на дачи либо в деревни к бабушкам. Их смело можно назвать символами Архангельска, и именно поэтому первый выведенный из эксплуатации теплоход "Коммунар" решили переоборудовать в музейное судно, которое, если все сложится удачно, будет пришвартовано напротив Северного морского музея.
19 мая 2020 года глава Северного морского музея Евгений Тенетов и гендиректор Архангельского речного порта Андрей Разговоров договорились о намерении передачи портом музею теплохода "Коммунар" для дальнейшей музеефикации. Сейчас музей и порт работают над составлением необходимой документации для передачи судна. Впереди еще много процедурных вопросов. Но о главном договорились! И это символично, так как 2 июля легендарному пассажирскому судну исполнится 80 лет!
В интервью порталу Korabel.ru директор Северного морского музея Евгений Тенетов отметил, что каждый морской музей должен обладать настоящим историческим судном. Это аксиома. Если музей морской и без корабля – это не полноценный музей. Мы к этому шли довольно долго. "Коммунар" может стать жемчужиной нашего музея. К тому же его помещения можно использовать как многофункциональный выставочный зал.
Причины, по которым навигация 2019 года стала для "Коммунара" последней, просты. Жизнь "Коммунара" всеми силами продлевалась последние два десятилетия. На сегодняшний день затраты на его обслуживание стали заметно расти. 80 лет работы на реке - это очень солидный показатель. Поэтому принято решение вывести его из флота. Ему на замену пришли новые теплоходы типа "Москва".
Если все идеи и планы будут реализованы и старейшее судно все-таки превратится в музей, а затем встанет у причала на Красной пристани, то это станет первым за многие годы действительно достойным украшением города, который за последние 20 лет потерял не только свой архитектурный облик, но и многие памятники, среди которых шхуна "Запад". Подрастающие поколения архангелогородцев на живом примере смогут изучать историю Архангельска как города речников и моряков.
Создание интерактивного музея на базе теплохода даст возможность проводить профориентационные экскурсии для школьников, а также учащихся средних специальных высших учебных заведений. Не забываем и про то, что подобный музей позволит сохранить преемственность поколений работников речного флота, возродить престиж профессии и привлечь в речную отрасль молодые кадры.
Технические характеристики:
С наступлением весны и последующим окончанием ледохода открывается навигация. На реку выходят пассажирские суда типа "Москва", "МО" и два судна-ветерана "Коммунар" и "Балхаш", построенные в 1940-е годы на Исакогорской ремонтно-эксплуатационной базе флота СРП МРФ РСФСР (в настоящее время Архангельская ремонтно-эксплуатационная база флота). Для "Коммунара" прошлогодняя навигация стала последней – в мае 2020 года одно из старейших пассажирских судов нашей страны стояло у причала с признаками вывода из эксплуатации: сняты спасательные средства, навигационные приборы и многое другое. В общем, казалось все – скоро пойдет на иголки.
Теплоход "Коммунар" / Виталий Вашуткин |
Если рассказывать о истории "Коммунара", то нельзя не упомянуть и то, что в середине 1930-х годов в Архангельске началось развитие речных пассажирских перевозок, а еще активней – после Великой Отечественной войны. Сам "Коммунар", как и его младший брат "Балхаш", были построены в 1940 и 1944 годах.
Теплоход "Коммунар" / Из коллекции: Г.М. Устюжанинова |
Всю Великую Отечественную войну "Коммунар" отработал на речных линиях Архангельска, проводил на фронт 13 матросов и механиков. Более того, он даже попал на немецкую аэрофотосъемку, запечатлевшую Архангельск в 1942 году.
1942 год. Немецкая аэрофотосъемка Архангельска / retromap.ru |
В 1962 году суда были модернизированы. На Великоустюгском судоремонтном заводе заменили паровые машины на дизельные двигатели, а маленькая деревянная рубка, сменилась на просторный капитанский мостик.
Теплоход "Коммунар" / Виталий Вашуткин |
Для большинства архангелогородцев эти суда знакомы с детства. Не одно поколение жителей города передвигалось на них на острова к себе на дачи либо в деревни к бабушкам. Их смело можно назвать символами Архангельска, и именно поэтому первый выведенный из эксплуатации теплоход "Коммунар" решили переоборудовать в музейное судно, которое, если все сложится удачно, будет пришвартовано напротив Северного морского музея.
19 мая 2020 года глава Северного морского музея Евгений Тенетов и гендиректор Архангельского речного порта Андрей Разговоров договорились о намерении передачи портом музею теплохода "Коммунар" для дальнейшей музеефикации. Сейчас музей и порт работают над составлением необходимой документации для передачи судна. Впереди еще много процедурных вопросов. Но о главном договорились! И это символично, так как 2 июля легендарному пассажирскому судну исполнится 80 лет!
В интервью порталу Korabel.ru директор Северного морского музея Евгений Тенетов отметил, что каждый морской музей должен обладать настоящим историческим судном. Это аксиома. Если музей морской и без корабля – это не полноценный музей. Мы к этому шли довольно долго. "Коммунар" может стать жемчужиной нашего музея. К тому же его помещения можно использовать как многофункциональный выставочный зал.
"Желание музеефицировать "Коммунар" у Архангельского речного порта было ещё пять лет назад. Ситуация на сегодняшний день такова – мы находимся на этапе согласований всех процессов. Просчитываем смету, содержание в законсервированном состоянии, содержание в рабочем состоянии, зимой, летом – круглогодично. Ведём переговоры с собственниками причалов. Официально достигнуто принципиальное согласие приёма судна на баланс музея. В конце июня-начале июля "Коммунар" будет отправлен в док. Его приведут в порядок, сделают косметический ремонт. Надеемся, что 2 июля мы отметим 80-летие легендарного судна"
Директор Северного морского музея Евгений Тенетов
Теплоход "Коммунар" / Виталий Вашуткин |
Причины, по которым навигация 2019 года стала для "Коммунара" последней, просты. Жизнь "Коммунара" всеми силами продлевалась последние два десятилетия. На сегодняшний день затраты на его обслуживание стали заметно расти. 80 лет работы на реке - это очень солидный показатель. Поэтому принято решение вывести его из флота. Ему на замену пришли новые теплоходы типа "Москва".
Если все идеи и планы будут реализованы и старейшее судно все-таки превратится в музей, а затем встанет у причала на Красной пристани, то это станет первым за многие годы действительно достойным украшением города, который за последние 20 лет потерял не только свой архитектурный облик, но и многие памятники, среди которых шхуна "Запад". Подрастающие поколения архангелогородцев на живом примере смогут изучать историю Архангельска как города речников и моряков.
Теплоход "Коммунар" / Северный морской музей |
Создание интерактивного музея на базе теплохода даст возможность проводить профориентационные экскурсии для школьников, а также учащихся средних специальных высших учебных заведений. Не забываем и про то, что подобный музей позволит сохранить преемственность поколений работников речного флота, возродить престиж профессии и привлечь в речную отрасль молодые кадры.
Технические характеристики:
- Главный двигатель NVD 26.
- Параметры судна: L-31,87 м, В - 6,43 м, Н- 7,3 м.
- Средняя грузовая осадка - 1,57.
- Пассажировместимость - 280 человек.