У российского пассажирского флота было много побед в прошлом, и столько же проблем сейчас. Пассажирские суда в стране практически не строятся, а перебои с перевозками только-только начали решать за счет СВП.
А еще в Советском Союзе были круизы. На своих судах, с хорошим сервисом, интересными маршрутами. Они были доступны не всем, но они были.
Сейчас же водный туризм в России - предмет постоянных перессуд и упреков. Мы нашли единственную российскую компанию, организующую морские круизы. О ней и поговорим.
А еще в Советском Союзе были круизы. На своих судах, с хорошим сервисом, интересными маршрутами. Они были доступны не всем, но они были.
Сейчас же водный туризм в России - предмет постоянных перессуд и упреков. Мы нашли единственную российскую компанию, организующую морские круизы. О ней и поговорим.
Пассажирский флот СССР вырос из Декрета о национализации. Начавшееся в стране социалистическое строительство потребовало улучшения и развития морского сообщения. Перелатаные, старые суда перестали удовлетворять растущие запросы. Как следствие, в 1926—1929 годах в Ленинграде на "Северной верфи" были построены однотипные грузо-пассажирские теплоходы: "Феликс Дзержинский", "Андрей Жданов", "Кооперация", "Сибирь", "Смольный", "Ян Рудзутак". Первое время большинство из них обслуживало действующую тогда срочную товаро-пассажирскую линию Ленинград — Гулль — Лондон. Пополнился новостроем пассажирский флот северных регионов, интенсивно развивался Черноморский флот.
В послевоенные годы страна-победитель выводила на линии трофеи: "Россия", "Адмирал Нахимов", "Победа", "Украина". Проектируются десятки новых типов судов, в том числе знаменитые океанские лайнеры типа "Иван Франко", паромы для Баку и Холмска. Суда БМП обслуживали круизные линии Балтийского и Северного морей с заходом в Лондон и Гавр, позднее - линии Ленинград – Монреаль, Ленинград – Нью-Йорк.
В1988 г. грузо-пассажирский флот Минморфлота насчитывал 114 судов на 29 384 мест, в том числе 24 625 каютных мест и 4579 мест в креслах. В это число наряду с ГПС и круизерами вошли 21 судна на подводных крыльях Черноморского и Советского Дунайского пароходств, 22 жд парома Сахалинского и Каспийского морских пароходств, восемь автопассажирских паромов и один катамаран Эстонского морского пароходства.
Стоит отметить, что больше половины флота обслуживало туристские линии и круизные направления. Оператор "Интурист" исправно организовывал отправку отдыхающих. В то же время лишь четыре судна 70-80 гг:, теплоходы "Одесса" и "Георг Отс", турбоход "Максим Горький" и теплоход "Айвазовский" - были построены по целевым проектам как круизные суда. Остальные строились как грузо-пассажирские, после чего с учетом реальных условий эксплуатации прошли переоборудование.
В "лихие 90" морской транспорт претерпел значительные изменения. Суда разошлись по республикам и частным владельцам, старели, распродавались "на иголки".Но у россиян осталась память о советских круизах как фешенебельном виде отпуска, комфортабельной возможности «посмотреть мир».
Характерна история парома "Георг Отс", иллюстрирующая, как cмог раствориться в тумане весь огромный советский флот.
"Георг Отс" - первый грузопассажирский паром серии "Дмитрий Шостакович", построенный в Польше для советских операторов, был передан Эстонскому пароходству ( ESCO) в 1980 г для работы на маршруте Таллинн — Хельсинки. После распада Союза судно осталось в Эстонии и в 1994 году под именем "Vana Tallinn" было зафрахтовано компанией "Tallink", продолжая обслуживать тот же маршрут.
В 2002 году паром - уже с именем "Georg Ots" - был продан Российской Федерации, и встал на линию Балтийск (Калининград) — Санкт-Петербург. На данном маршруте эксплуатация судна оказалась не слишком выгодной (судя по комментариям на форумах, пассажиров отпугивали высокие цены и неудобное расписание). В 2007 году судно прошло модернизацию, а 10 сентября 2010 года вышло из Мурманска в направлении Анадыря, куда прибыло 26 сентября, пройдя за 15 дней весь Северный морской путь и став первым пассажирским судном-неледоколом, преодолевшим данный транспортный коридор с ледокольной поддержкой. Новым портом приписки парома стал Владивосток. Здесь "Георг Отс" некоторое время работал по своему основному назначению — паромом, а в сентябре 2012 года выступил в качестве плавучей гостиницы для саммита АТЭС, несмотря на произошедшую ранее весной аварию, в результате которой в корпусе появилась пробоина диаметром полметра и пострадали лопасти всех винтов. После саммита судно некоторое время стояло у причалов Владивостока, далее его следы теряются. В последний раз "Георга Отса" видели в китайском порту Zhoushan.
Сегодня на причалах "Морского фасада" туристов встречают лайнеры "Princess Cruises", "Costa Cruises", "MSC Cruises". В прошлом году, судя по данным пассажирского порта, в Санкт-Петербург зашло несколько десятков судов различных операторов: "Celebrity Cruises", "Princess Cruises", P&O, "Norwegian Cruise Line", "Royal Caribbean", "Silja". Большая часть из них предоставляет услуги морских круизов, кто-то осуществляет паромные перевозки.
Однако нам интересна одна компания – "ST.PETER LINE". Несмотря на юный возраст — всего три года - она входит в пятерку крупнейших перевозчиков Балтики. Два парома — "Princess Maria" и "Princess Anastasia" – регулярно перевозят туристов по маршрутам в Стокгольм, Хельсинки и Таллинн.
В послевоенные годы страна-победитель выводила на линии трофеи: "Россия", "Адмирал Нахимов", "Победа", "Украина". Проектируются десятки новых типов судов, в том числе знаменитые океанские лайнеры типа "Иван Франко", паромы для Баку и Холмска. Суда БМП обслуживали круизные линии Балтийского и Северного морей с заходом в Лондон и Гавр, позднее - линии Ленинград – Монреаль, Ленинград – Нью-Йорк.
В1988 г. грузо-пассажирский флот Минморфлота насчитывал 114 судов на 29 384 мест, в том числе 24 625 каютных мест и 4579 мест в креслах. В это число наряду с ГПС и круизерами вошли 21 судна на подводных крыльях Черноморского и Советского Дунайского пароходств, 22 жд парома Сахалинского и Каспийского морских пароходств, восемь автопассажирских паромов и один катамаран Эстонского морского пароходства.
Стоит отметить, что больше половины флота обслуживало туристские линии и круизные направления. Оператор "Интурист" исправно организовывал отправку отдыхающих. В то же время лишь четыре судна 70-80 гг:, теплоходы "Одесса" и "Георг Отс", турбоход "Максим Горький" и теплоход "Айвазовский" - были построены по целевым проектам как круизные суда. Остальные строились как грузо-пассажирские, после чего с учетом реальных условий эксплуатации прошли переоборудование.
В "лихие 90" морской транспорт претерпел значительные изменения. Суда разошлись по республикам и частным владельцам, старели, распродавались "на иголки".Но у россиян осталась память о советских круизах как фешенебельном виде отпуска, комфортабельной возможности «посмотреть мир».
Характерна история парома "Георг Отс", иллюстрирующая, как cмог раствориться в тумане весь огромный советский флот.
"Георг Отс" - первый грузопассажирский паром серии "Дмитрий Шостакович", построенный в Польше для советских операторов, был передан Эстонскому пароходству ( ESCO) в 1980 г для работы на маршруте Таллинн — Хельсинки. После распада Союза судно осталось в Эстонии и в 1994 году под именем "Vana Tallinn" было зафрахтовано компанией "Tallink", продолжая обслуживать тот же маршрут.
В 2002 году паром - уже с именем "Georg Ots" - был продан Российской Федерации, и встал на линию Балтийск (Калининград) — Санкт-Петербург. На данном маршруте эксплуатация судна оказалась не слишком выгодной (судя по комментариям на форумах, пассажиров отпугивали высокие цены и неудобное расписание). В 2007 году судно прошло модернизацию, а 10 сентября 2010 года вышло из Мурманска в направлении Анадыря, куда прибыло 26 сентября, пройдя за 15 дней весь Северный морской путь и став первым пассажирским судном-неледоколом, преодолевшим данный транспортный коридор с ледокольной поддержкой. Новым портом приписки парома стал Владивосток. Здесь "Георг Отс" некоторое время работал по своему основному назначению — паромом, а в сентябре 2012 года выступил в качестве плавучей гостиницы для саммита АТЭС, несмотря на произошедшую ранее весной аварию, в результате которой в корпусе появилась пробоина диаметром полметра и пострадали лопасти всех винтов. После саммита судно некоторое время стояло у причалов Владивостока, далее его следы теряются. В последний раз "Георга Отса" видели в китайском порту Zhoushan.
Сегодня на причалах "Морского фасада" туристов встречают лайнеры "Princess Cruises", "Costa Cruises", "MSC Cruises". В прошлом году, судя по данным пассажирского порта, в Санкт-Петербург зашло несколько десятков судов различных операторов: "Celebrity Cruises", "Princess Cruises", P&O, "Norwegian Cruise Line", "Royal Caribbean", "Silja". Большая часть из них предоставляет услуги морских круизов, кто-то осуществляет паромные перевозки.
Однако нам интересна одна компания – "ST.PETER LINE". Несмотря на юный возраст — всего три года - она входит в пятерку крупнейших перевозчиков Балтики. Два парома — "Princess Maria" и "Princess Anastasia" – регулярно перевозят туристов по маршрутам в Стокгольм, Хельсинки и Таллинн.
Подробнее о работе компании рассказал Андрей Евгеньевич Мушкарев, вице-президент по продажам и маркетинга компании " ST.PETER LINE".
- Мы с середины февраля возвращаемся на регулярные линии, в январе обе "Принцессы" проходили плановый технический осмотр, мелкий ремонт. Между тем, в этом году мы ожидаем увеличения на треть числа перевезенных пассажиров по сравнению с прошлым годом. Налаживается контакт с Москвой и регионами, где интерес к нашим услугам все больше.
Наши суда доковались на "Канонерском заводе" - это и удобно, и близко, и качество нас устраивает. Как любое судно международного плавания, мы должны и хотим быть всегда на самом высоком уровне. А требования Lloyd Register, старейшего классификационного общества, в ведении которого находятся наши паромы, достаточно высоки. И этот, зарекомендовавший себя мировой бренд, дает нам бонус доверия у скандинавских туристов. Когда линия открывалась, было много скепсиса со стороны, например, у тех же финнов, которые путешествуют на паромах уже полвека и понимают этот рынок. Для них Lloyd - знак качества, знак того, что русские соответствуют привычному им уровню обслуживания. По той же причине мы выбрали мальтийский флаг, популярный у мировых круизных операторов. Во-первых, он «успокаивает» иностранных пассажиров, во-вторых, дает нам некоторые коммерческие преимущества.
Российский же Регистр судоходства нам не интересен - прежде всего, с коммерческой точки зрения. Всегда, будь это только РС или двойной регистр, при прохождении любых процедур появляются дополнительные сложности бюрократического характера.
Круизное судно само по себе – сложнейший организм, ведь на борту сочетаются сразу две организации - гостиничный и технический персонал. В основном, в нашем штате сегодня - граждане стран Балтии, но достаточно и россиян - преимущественно в гостиничном сервисе, поскольку оказалось, что в России от официантов и горничных требуют гораздо больше, чем в Европе. У прибалтийских сотрудников свой менталитет- они более строги, обязательны.
О безопасности начинают беспокоиться с первого шага на палубу. Экипаж на обоих паромах многонациональный, говорящий на трех, а на "Анастасии" - на четырех языках: русский, английский, шведский и финский, это продиктовано национальностью гостей. Для поддержания уровня обслуживания наши экипажи проходят ежегодные, ежеквартальные и ежедневные тренинги, особенно это касается спасения на море, раз в месяц - со спуском шлюпок.
Технический экипаж – практически целиком иностранный. Это литовцы, латвийцы и эстонцы. Такой расклад касается и капитанов наших паромов.
Сейчас, в свете ужесточения экологических стандартов, мы постоянно проводим дооборудование судов, планируем установку соответствующих механизмов в связи с началом работы ограничений на выбросы в атмосферу в 2015 году. Мы уже сейчас используем топливо с низким содержанием вредных компонентов, и вообще - следим. Наш бизнес довольно сложный, он связан с огромным количеством расходов, и каждое судно стоит нам порядка ста тысяч евро в день. Цены же на наши круизы мы должны держать на вменяемом уровне - для сохранения спроса. В итоге буквально каждый рубль на счету. Но качество услуг всегда на первом месте.
Стоит отметить, что сегодня оба парома – это настоящие круизные суда. Иногда пассажиры даже не сходят на берег, развлекаясь, пока судно идет по Балтийскому морю. Это выгодно компании, да и пассажирам — один загранпаспорт, и ты в каюте, на лайнере, в море. Благо на палубах можно найти все, что душа пожелает - и любимые магазины Duty free, и бары, и даже мобильное шапито…
Казалось бы, всего три года против полувековой истории круизов в Скандинавии, но у "ST. PETER LINE" сформировалась своя аудитория. Взять фирменный Captains Club — числом 35 000 человек - клуб постоянных гостей, которые в любую минуту готовы сорваться с места. Они энергичны, готовы к путешествиям, и ждут "чего-нибудь новенького". Целый отдел постоянно придумывает новые программы, акции, скидки - для них. Общение идет через социальные сервисы, и все проблемы, которые замечают гости, сотрудники " ST. PETER LINE " стремятся решить максимально быстро.
Но не все подвластно судовладельцу. Ужесточенная, по решению ЕС, процедура прохождения пассажирами из России погранконтроля в портах Финляндии, Эстонии и Швеции становится причиной очередей при спуске и посадке туристов. К решению этой проблемы подключаются уже и официальные власти: так в Петербурге создана рабочая группа во главе с вице-губернатором Марковым, основным вопросом которой является ослабление ужесточенного режима. Да и губернатор Северной Столиц Полтавченко уже встречался с министром экономики Финляндии – страны, инициировавшей введенные из-за "угрозы нелегальной эмиграции" ограничения.
Бьют тревогу и власти Таллина. Вице-мэр эстонской столицы в конце прошлого года выступил с официальным обращением в МИД Эстонии, с просьбой смягчить и сократить по времени паспортный контроль, обращая внимание, что пассажиры парома Princess Anastasia просто не успевают потратить в городе свои деньги. Общеизвестно, что в каждой точке маршрута гостям предоставляется масса экскурсий, да и сувениры - любой турист покупает что-то на память. По статистике, каждый пассажир парома тратит 150 евро на развлечения на берегу. Например, в Стокгольме в прошлом году гости паромов "ST.PETER LINE" оставили порядка 5,5 миллионов евро - это неплохой вклад в шведскую экономику. Русский турист, как известно, щедрый. Но учесть это чиновники ЕС пока не пожелали.
Пока продолжается зимний «мертвый сезон», компания работает над новыми перспективами. Подана заявка на участие в конкурсе Росморпорта. В феврале следующего года несколько зафрахтованных судов должны встать у стенки нового порта Сочи в качестве плавучих отелей. Решение будет принято лишь в двадцатых числах февраля. Вероятность победы петербургского паромного оператора высока - это единственный российский участник, с российским уровнем цен. Впрочем, вполне вероятно, что на якорь в итоге встанут все пять конкурсантов - гостиничный фонд столицы будущей зимней Олимпиады не слишком велик.
От результатов года Олимпиады зависят и перспективы пассажирских перевозок в южном регионе. До 2015 года появления постоянных черноморских линий ждать не стоит. Сейчас нет инфраструктуры и операторов, хотя в акватории есть предложения крупных иностранных компаний, в год производится около 150 судозаходов. Однако Сочи, географически и технически, вследствие небольших размеров, не мог до недавнего времени принимать лайнеры, что сделало город аутсайдером в этой сфере туризма.
Олимпиада подтолкнула развитие региона в сфере гостеприимства и развлечений. Но грядущие старты пройдут быстро. Строить инфраструктуру на полтора миллиона человек, чтобы потом принимать всего десять тысяч - не логично. Минтранс согласился с наличием этой проблемы, что позволяет "ST.PETER LINE" попробовать свои силы по развитию пассажирского сообщения в данном регионе.
Новый, углубленный порт с новейшим аэропортом может дать старт регулярным рейсам из Сочи в Турцию, и в Болгарию, и в недоступные самолетам города Украины. Круизный отдых уже стал доступнее, на мировом рынке предложения европейских операторов начинаются от 300 евро. Единственная проблема - ориентация этих компаний на европейского, американского потребителя. Все-таки у нас и интересы, и привычки немного другие.
Теперь же у российских любителей "настоящих круизов" может появиться альтернатива. C 9 по 31 января 2014 года паром " ST.PETER LINE" пройдет по маршруту Санкт-Петербург-Сочи. Этот круиз станет проверкой нового направления. Этот круиз будет интересен не только для россиян, но и для гостей из США, Японии, Китая и других азиатских стран. Объявленные цены демократичны - предложения по каютам с пансионом начинаются от 900 евро. Так, с одной шенгенской визой пассажиры побывают в Копенгагене (Дания), Амстердаме (Нидерланды), Тильбюри (Лондон, Англия), Гавре (Париж,Франция), Бильбао (Испания), Лиссабоне (Португалия), Гибралтаре (Англия), Пальма Майорка (Испания), Пирее (Афины,Греция), Стамбуле (Турция) и Сочи (Россия). Портом смены пассажиров станет Лиссабон. Предложение не освещается рекламой, однако уже забронировано порядка 30% кают, причем 10% бронирований сделано иностранцами. Это и не удивительно - гости из Финляндии, Швеции и Эстонии, наряду с россиянами, составляют основной контингент на двух "Принцессах". Так что возможно, что скоро качество сервиса " ST.PETER LINE " освежит память и о советских круизах в южных морях.
Анна Абрамова
Фотографии предоставлены St. PETERLINE
- Мы с середины февраля возвращаемся на регулярные линии, в январе обе "Принцессы" проходили плановый технический осмотр, мелкий ремонт. Между тем, в этом году мы ожидаем увеличения на треть числа перевезенных пассажиров по сравнению с прошлым годом. Налаживается контакт с Москвой и регионами, где интерес к нашим услугам все больше.
Наши суда доковались на "Канонерском заводе" - это и удобно, и близко, и качество нас устраивает. Как любое судно международного плавания, мы должны и хотим быть всегда на самом высоком уровне. А требования Lloyd Register, старейшего классификационного общества, в ведении которого находятся наши паромы, достаточно высоки. И этот, зарекомендовавший себя мировой бренд, дает нам бонус доверия у скандинавских туристов. Когда линия открывалась, было много скепсиса со стороны, например, у тех же финнов, которые путешествуют на паромах уже полвека и понимают этот рынок. Для них Lloyd - знак качества, знак того, что русские соответствуют привычному им уровню обслуживания. По той же причине мы выбрали мальтийский флаг, популярный у мировых круизных операторов. Во-первых, он «успокаивает» иностранных пассажиров, во-вторых, дает нам некоторые коммерческие преимущества.
Российский же Регистр судоходства нам не интересен - прежде всего, с коммерческой точки зрения. Всегда, будь это только РС или двойной регистр, при прохождении любых процедур появляются дополнительные сложности бюрократического характера.
Круизное судно само по себе – сложнейший организм, ведь на борту сочетаются сразу две организации - гостиничный и технический персонал. В основном, в нашем штате сегодня - граждане стран Балтии, но достаточно и россиян - преимущественно в гостиничном сервисе, поскольку оказалось, что в России от официантов и горничных требуют гораздо больше, чем в Европе. У прибалтийских сотрудников свой менталитет- они более строги, обязательны.
О безопасности начинают беспокоиться с первого шага на палубу. Экипаж на обоих паромах многонациональный, говорящий на трех, а на "Анастасии" - на четырех языках: русский, английский, шведский и финский, это продиктовано национальностью гостей. Для поддержания уровня обслуживания наши экипажи проходят ежегодные, ежеквартальные и ежедневные тренинги, особенно это касается спасения на море, раз в месяц - со спуском шлюпок.
Технический экипаж – практически целиком иностранный. Это литовцы, латвийцы и эстонцы. Такой расклад касается и капитанов наших паромов.
Сейчас, в свете ужесточения экологических стандартов, мы постоянно проводим дооборудование судов, планируем установку соответствующих механизмов в связи с началом работы ограничений на выбросы в атмосферу в 2015 году. Мы уже сейчас используем топливо с низким содержанием вредных компонентов, и вообще - следим. Наш бизнес довольно сложный, он связан с огромным количеством расходов, и каждое судно стоит нам порядка ста тысяч евро в день. Цены же на наши круизы мы должны держать на вменяемом уровне - для сохранения спроса. В итоге буквально каждый рубль на счету. Но качество услуг всегда на первом месте.
Стоит отметить, что сегодня оба парома – это настоящие круизные суда. Иногда пассажиры даже не сходят на берег, развлекаясь, пока судно идет по Балтийскому морю. Это выгодно компании, да и пассажирам — один загранпаспорт, и ты в каюте, на лайнере, в море. Благо на палубах можно найти все, что душа пожелает - и любимые магазины Duty free, и бары, и даже мобильное шапито…
Казалось бы, всего три года против полувековой истории круизов в Скандинавии, но у "ST. PETER LINE" сформировалась своя аудитория. Взять фирменный Captains Club — числом 35 000 человек - клуб постоянных гостей, которые в любую минуту готовы сорваться с места. Они энергичны, готовы к путешествиям, и ждут "чего-нибудь новенького". Целый отдел постоянно придумывает новые программы, акции, скидки - для них. Общение идет через социальные сервисы, и все проблемы, которые замечают гости, сотрудники " ST. PETER LINE " стремятся решить максимально быстро.
Но не все подвластно судовладельцу. Ужесточенная, по решению ЕС, процедура прохождения пассажирами из России погранконтроля в портах Финляндии, Эстонии и Швеции становится причиной очередей при спуске и посадке туристов. К решению этой проблемы подключаются уже и официальные власти: так в Петербурге создана рабочая группа во главе с вице-губернатором Марковым, основным вопросом которой является ослабление ужесточенного режима. Да и губернатор Северной Столиц Полтавченко уже встречался с министром экономики Финляндии – страны, инициировавшей введенные из-за "угрозы нелегальной эмиграции" ограничения.
Бьют тревогу и власти Таллина. Вице-мэр эстонской столицы в конце прошлого года выступил с официальным обращением в МИД Эстонии, с просьбой смягчить и сократить по времени паспортный контроль, обращая внимание, что пассажиры парома Princess Anastasia просто не успевают потратить в городе свои деньги. Общеизвестно, что в каждой точке маршрута гостям предоставляется масса экскурсий, да и сувениры - любой турист покупает что-то на память. По статистике, каждый пассажир парома тратит 150 евро на развлечения на берегу. Например, в Стокгольме в прошлом году гости паромов "ST.PETER LINE" оставили порядка 5,5 миллионов евро - это неплохой вклад в шведскую экономику. Русский турист, как известно, щедрый. Но учесть это чиновники ЕС пока не пожелали.
Пока продолжается зимний «мертвый сезон», компания работает над новыми перспективами. Подана заявка на участие в конкурсе Росморпорта. В феврале следующего года несколько зафрахтованных судов должны встать у стенки нового порта Сочи в качестве плавучих отелей. Решение будет принято лишь в двадцатых числах февраля. Вероятность победы петербургского паромного оператора высока - это единственный российский участник, с российским уровнем цен. Впрочем, вполне вероятно, что на якорь в итоге встанут все пять конкурсантов - гостиничный фонд столицы будущей зимней Олимпиады не слишком велик.
От результатов года Олимпиады зависят и перспективы пассажирских перевозок в южном регионе. До 2015 года появления постоянных черноморских линий ждать не стоит. Сейчас нет инфраструктуры и операторов, хотя в акватории есть предложения крупных иностранных компаний, в год производится около 150 судозаходов. Однако Сочи, географически и технически, вследствие небольших размеров, не мог до недавнего времени принимать лайнеры, что сделало город аутсайдером в этой сфере туризма.
Олимпиада подтолкнула развитие региона в сфере гостеприимства и развлечений. Но грядущие старты пройдут быстро. Строить инфраструктуру на полтора миллиона человек, чтобы потом принимать всего десять тысяч - не логично. Минтранс согласился с наличием этой проблемы, что позволяет "ST.PETER LINE" попробовать свои силы по развитию пассажирского сообщения в данном регионе.
Новый, углубленный порт с новейшим аэропортом может дать старт регулярным рейсам из Сочи в Турцию, и в Болгарию, и в недоступные самолетам города Украины. Круизный отдых уже стал доступнее, на мировом рынке предложения европейских операторов начинаются от 300 евро. Единственная проблема - ориентация этих компаний на европейского, американского потребителя. Все-таки у нас и интересы, и привычки немного другие.
Теперь же у российских любителей "настоящих круизов" может появиться альтернатива. C 9 по 31 января 2014 года паром " ST.PETER LINE" пройдет по маршруту Санкт-Петербург-Сочи. Этот круиз станет проверкой нового направления. Этот круиз будет интересен не только для россиян, но и для гостей из США, Японии, Китая и других азиатских стран. Объявленные цены демократичны - предложения по каютам с пансионом начинаются от 900 евро. Так, с одной шенгенской визой пассажиры побывают в Копенгагене (Дания), Амстердаме (Нидерланды), Тильбюри (Лондон, Англия), Гавре (Париж,Франция), Бильбао (Испания), Лиссабоне (Португалия), Гибралтаре (Англия), Пальма Майорка (Испания), Пирее (Афины,Греция), Стамбуле (Турция) и Сочи (Россия). Портом смены пассажиров станет Лиссабон. Предложение не освещается рекламой, однако уже забронировано порядка 30% кают, причем 10% бронирований сделано иностранцами. Это и не удивительно - гости из Финляндии, Швеции и Эстонии, наряду с россиянами, составляют основной контингент на двух "Принцессах". Так что возможно, что скоро качество сервиса " ST.PETER LINE " освежит память и о советских круизах в южных морях.
Анна Абрамова
Фотографии предоставлены St. PETERLINE