Это статья - компиляция новостей об ССК "Звезда" в одном месте. Зачем? Во-первых, это удобно. Во-вторых, мы пока еще не дотянулись до предприятия, чтобы опубликовать хороший объективный, аналитический материал, который будет понятен и в целом достоин внимания. А систематизировать информацию, чтобы понять, что там сейчас происходит, полезно.
Начало истории
О том, что на Дальнем Востоке будет построено новое современное судостроительное предприятие было известно давно. Еще в Советское время там планировалась реализация верфи для крупнотоннажного судостроения. Однако проект так и не осуществился. Начало строительства ССК "Звезда" датируется 2009 годом. И до 1 сентября 2016 года верфь тихо, мирно строилась, не будоража общественность новостями.
1 сентября 2016 года. Кто-то впервые идет в первый класс школы, кто-то вновь заходит в уже знакомые школьные кабинеты. В этот день в бухте Большого Камня на торжественной церемонии президент России Владимир Путин дает старт производства нового судостроительного завода на базе Дальневосточного центра судостроения и судоремонта (ДЦСС) и Дальневосточного завода "Звезда" - ССК "Звезда".
Почему именно это место выбрано для строительства такого важного для страны завода? По информации пресс-службы ДЦСС, во-первых, Большой Камень расположен на берегу незамерзающего Уссурийского залива Японского моря, что обеспечивает условия круглогодичного функционирования основных производственных стадий новой верфи. Во-вторых, в 40 километрах от месторасположения судостроительного комплекса находится Артемовская ГРЭС. В-третьих, рядом с территорией будущей верфи проходят транспортные пути – железная и автомобильная дороги. В-четвертых, Дальневосточный федеральный университет (ДВФУ) имеет в своем составе Инженерную школу, которая становится базой для подготовки квалифицированного персонала. И наконец, суда, построенные на верфи "Звезда" могли бы вводиться в эксплуатацию практически без дополнительного транзита, так как завод расположен вблизи маршрутов транспортировки углеводородов из северо-восточной части шельфа ДВФО в страны Юго-Восточной Азии.
Вот как завод характеризует официальный сайт предприятия: "Звезда" – первая в России верфь крупнотоннажного судостроения, способная удовлетворить потребности российских заказчиков в строительстве морской техники для обеспечения добычи природных ресурсов на континентальном шельфе страны. В том числе буровых платформ, имеющих возможность работать круглогодично в условиях Арктики, а также коммерческих судов для транспортировки грузов по внутренним и внешним морским путям, танкеров типа "Афрамакс" и "Суэцмакс", работающих на газовом топливе и отвечающих всем самым последним экологическим нормам".
В июне 2016 года, до официального старта производства ССК "Звезда", в СМИ было опубликовано сообщение, что стоимость создания предприятия оценивается в 145,5 млрд рублей. Именно такая информация содержится в материалах, подготовленных к заседанию Государственной комиссии по вопросам развития Арктики.
Тогда же был представлен бизнес-план, который был создан совместными усилиями "ОСК" и "Роснефти". Согласно ему, создание предприятия планируется осуществлять за счет привлечения средств Фонда национального благосостояния в размере 89 млрд рублей, господдержки в виде возмещения процентов по кредитам на строительство верфи в размере 5,6 млрд рублей, а также собственных и заемных средств.
Через год, в июне 2017 года, информагентство ТАСС со ссылкой на официально сообщение "Роснефти" передает, что "Роснефть", "Совкомфлот", судостроительный комплекс "Звезда", ГТЛК и "Роснефтефлот" подписали пакет соглашений по строительству на судоверфи "Звезда" пяти нефтеналивных танкеров типоразмера "Афрамакс". Именно "Роснефть" организовала пилотную загрузку нового предприятия, разместив все заказы на строительство судов.
Планируется, что ССК "Звезда" начнет полноценное функционирование в 2024 году.
Мощности, возможности и их бурное развитие
Если взять весь поток новостей, приходящих с Дальнего Востока о ССК "Звезда", то больше половины из них посвящены именно мощностями предприятия и о том, как благодаря им завод станет передовым.
На достроечном стапеле ССК "Звезда", где идет стыковка готовых секций будущих судов, уже установлен грузоподъемный кран-гигант "Голиаф" грузоподъемностью 1200 тонн. Его монтаж начался весной 2017 года. Помимо него, в середине 2018-го стало известно, что "Уралмашзавод" поставит для предприятия два мостовых крана по 320 тонн каждый, которые будут использоваться при сборке объемных секций и блоков носовой части, машинного отделения, а также грузовых помещений судов.
В мае 2018 года ССК "Звезда" объявила тендер на строительство двух цехов и поставку криогенного оборудования для станции газификации технологических газов. Максимальная цена контракта составляет 3 млрд 311,303 млн рублей. Победителем тендера стала компания "Уфанефтемаш", которая выполнит работы за 3 млрд 068,821 млн рублей (с учетом НДС).
Еще для предприятия построили первую газовую котельную в Большом Камне, которая предназначена для обеспечения работоспособности завода. Газ на новую котельную подается от ответвления магистрального трубопровода "Сахалин-Хабаровск-Владивосток". Котельная начала работу прошлогодней осенью.
Параллельно с этими работами велось строительство гигантского сухого дока. Его реализация началась в сентябре 2018 года. Это будет самый большой сухой док в стране и СНГ. Длина составляет 485 метров, ширина 114 метров и высота 14 метров. Таких Россия на Дальнем Востоке не строила уже больше века со времен дока Цесаревича на Дальзаводе. Согласно первоначальным планам, срок сдачи сухого дока был назначен на 2023 год. Однако в сентябре Сечин заявил, что строительство сооружения ведется с опережением срока на 3 года. Поэтому док будет построен в 2020 году.
Тогда же глава "Роснефти" сообщил, что в 2019 году на ССК "Звезда" будут сданы в эксплуатацию ключевые объекты: цех сборки блоков, цех насыщения и модульной сборки, трубообрабатывающий и механомонтажный цехи. С вводом в эксплуатацию цеха сборки блоков мощность верфи возрастет до 90 000 тонн.
В начале августа прошлого года к причалу ССК "Звезда" был доставлен транспортно-передаточный плавучий док грузоподъемностью 40 000 тонн, которйы предназначен для проведения работ по спуску со стапеля на воду крупногабаритных судов длиной 300 метров и шириной более 50 метров со спусковой массой до 40 000 тонн, а также объектов морской техники, в частности, буровых платформ и их элементов (оснований и верхних строений). Плавдок для "Звезды" построила китайская компания BSIC.
Это не единственная китайская компания, которая будет участвовать в развитии дальневосточного предприятия. China Communications Construction Company (СССС) в январе 2018 года была выбрана победителем в тендере по реализации третьей очереди сухого дока и достроечных цехов. СССС предложила выполнить этап строительства и поставку за 19,805 млрд рублей без НДС при начальной цене контракта 18,029 млрд рублей.
Вокруг ССК "Звезда" активно формируется судостроительный кластер, который максимально локализует в Приморье технологическую цепочку для создания продукции верфи. Еще в 2016 году Игорь Сечин заявил, что "Роснефть" готовит технико-экономическое обоснование (ТЭО) проекта строительства металлургического комплекса для нужд завода - в 100 км от предприятия.
Кадровый потенциал ССК "Звезда"
На новом судостроительном комплексе с самого начала рассчитывалось трудостроить 7000 работников. Забегая вперед скажем, что пока еще эта отметка не достигнута даже приблизительно. Но кадров верфь набирала довольно стремительно, причем привлекая специалистов со всей страны. К примеру, в апреле 2018 года проходило тестирование в Чечне, по результатам которых избирали молодых сварщиков для работы на предприятии. В конце 2017 года были поставлены планы на набор сотрудников на 2018 год, о них рассказала пресс-служба Министерства по развитию Дальнего Востока. Согласно ним, ССК "Звезда" должна привлечь на работу 1500 специалистов. Больше половины из них - это рабочие специальности, такие как рубщик судовой, электрогазосварщик, трубопроводчик судовой, маляр.
Владимир Путин принял участие в церемонии закладки четырех судов на "Звезде" / Министерство РФ по развитию Дальнего Востока |
Еще в конце прошлого года наша редакция высылала пресс-службе ДЦСС вопросы о состоянии ССК" Звезда". Оказывается, сейчас на предприятии работает около 1900 человек, из них – более 800 ИТР (это по данным на конец 2018 года). 89% работников ССК – жители Дальнего Востока. В связи с постоянным увеличением объема производства, одновременным строительством и вводом в эксплуатацию новых объектов верфи, количество работников ССК "Звезда" ежедневно увеличивается, по плану к 2024 году коллектив верфи должен насчитывать более 7000 человек.
Чтобы обеспечить ССК "Звезда" квалифицированными кадрами, которые могли бы работать на уникальном оборудовании верфи в городе Большой Камень создается "Центр профессиональной подготовки ССК "Звезда". Планируется, что в центре будут проходить обучение около 300-400 человек в год. Учебный центр будет оснащен новейшим учебно-производственным оборудованием. Программы подготовки кадров разработаны в соответствии с технологическими и производственными требованиями комплекса. Учебный центр сможет обеспечить не только потребности ССК "Звезда". В центре смогут проходить стажировку студенты Дальневосточного судостроительного колледжа и ДВФУ. Для детей Большого камня на базе комплекса будет работать кружок по судомоделированию.
На базе большекаменского Дальневосточного судостроительного колледжа для сотрудников ССК "Звезда" созданы курсы профессиональной подготовки по востребованным на верфи специальностям. На курсах уже прошли переподготовку более 50 человек. Они трудоустроены на предприятии, ещё 25 соискателей проходят переподготовку в настоящее время. В 2018 году запланировано обучить 200 человек.
"Загружен до 2029 года!"
В декабре 2017 года на ССК "Звезда" началось строительство головного танкера типа "Афрамакс". Это судно дедвейтом 114 тыс тонн, длиной - 250 метров, шириной - 44 метра. На тот момент стало известно, что в портфеле заказов предприятия находятся контракты на строительство 24 судов: это 10 танкеров типа "Афрамакс", 10 арктических челноков и 4 судна-снабженца. Помимо этого, тогда велись работы по заключению еще порядка 15 контрактов. Это означало, что ССК "Звезда" уже стопроцентно загружен вплоть до 2029 года.
В апреле 2018 года в интервью агентству PrimaMedia генеральный директор ДЦСС Юрий Фильченок заявил, что в производственную программу строящейся судоверфи "Звезда" в Большом Камне, которая должна быть сформирована до 2035 года, включено уже 115 океанских судов из 178 запланированных. Но это только возможные перспективы.
В ноябре прошлого года началось строительство второго в серии танкера типа "Афрамакс". 15 ноября в торжественной церемонии резки металла для судна приняли участие глава "Роснефти" и ныне губернатор Приморского края Олег Кожемяко (на тот момент он был исполняющим обязанности губернатора). Церемония ознаменовала собой начало серийного производства на ССК "Звезда" современных крупнотоннажных судов, предназначенных для перевозки сырой нефти и нефтепродуктов. Согласно официальной информации пресс-службы ССК "Звезда", спуск на воду головного танкера запланирован на 2020 год.
28 февраля 2019 года ССК "Звезда" начал строительство третьего танкера типа "Афрамакс" в серии. Резка металла для него началась в блоке корпусных производств на высокотехнологичном оборудовании.
Вообще в России подобных судов не строили. Безусловным лидером в строительстве такого флота является Корея. На наш вопрос, пользовалась ли "Звезда" помощью корейских коллег, мы получили ответ, что одной из задач ССК "Звезда" является как раз локализации передовых технологий судостроения. При освоении технологии строительства танкеров класса "Афрамакс" предприятие работает в тесной кооперации с южнокорейскими судостроителями. Специально с этой целью создано совместное предприятие с участием ССК "Звезда" и южно-корейской верфи "Хендэ Самхо Хэви Индастриз".
В интервью агентству ТАСС генеральный директор предприятия Сергей Целуйко в феврале 2019 года рассказал, что сегодня в портфеле заказов судоверфи контракты на производство 37 судов. Якорным заказчиком является "Роснефть", которая разместила заказ на 26 судов, в том числе 12 танкеров-челноков ледового класса Arc6 и Arc7, четыре многофункциональных судна снабжения ледового класса, десять танкеров класса "Афрамакс". "Газпром" в свою очередь заказал три судна снабжения, одно судно для перевозки буровых бригад и одно многофункциональное судно обслуживания морского добычного комплекса. Среди заказчиков числится и "Росморпорт", который заказал один мелкосидящий ледокол. Также контракт предусматривает опцион еще на три аналогичных судна. А "Совкомфлот" заказал у "Звезды" пять судов – два танкера класса "Афрамакс" и три среднетоннажных танкера класса MR.
Среди крупных заказчиков мелькает "Новатэк". Правда, не до конца понятно, дойдет ли дело до реального строительства. В октябре 2017 года стало известно, что компания через "Совкомфлот" передала "Звезде" документацию на строительство 15 СПГ-танкеров арктического класса для "Арктик СПГ-2". Ранее Леонид Михельсон, глава "Новатэка" заявлял, что в своих проектах по сжижению природного газа планирует использовать танкеры, которые будут построены в России.
Для реализации всех заказов на предприятии Минпромторг разработал новый план по субсидированию. В качестве субсидий на строительство танкеров для проекта "Арктик СПГ – 2" компании "Новатэк" ССК "Звезда" может получить 53,5 млрд рублей в 2020-2023 годах. При расчете общего объема средств строительство одного газовоза класса Arc7 оценили в 375,6 млн долларов, танкера класса MR – в 65,5 млн долларов. В общей сложности планируется сдать 15 газовозов и три танкера. В 2020 году предполагается выделить 5,24 млрд рублей, в 2021-м - 14,43 млрд рублей, в 2022 и 2023 годах - по 16,88 млрд рублей. Субсидии на постройку газовозов составят 20%, танкеров - 10%. Об этом рассказало издание "Коммерсант" со ссылкой на последнюю версию проекта постановления правительства, разработанного Министерством промышленности и торговли России.
Это не единственные субсидии, которые хочет направить Минпромторг РФ дальневосточному предприятию. В кулуарах форума "Арктика - территория диалога" стало известно, что министерство планирует в 2020-2022 годах направить ССК "Звезда" около 5 млрд рублей на строительство серии газовозов для "Новатэка". Об этом журналистам рассказал заместитель министра промышленности и торговли России Олег Рязанцев.
Стоит напомнить, что именно ССК "Звезда" был выбран в качестве площадки для строительства ледокола "Лидер" мощностью 140 МВт, технический проект которого уже разработан. Строительство судна начнется на Дальнем Востоке в 2020 году.
Последней важной новостью из Большого Камня поступило сообщение о заключении контракта на строительство пилотного судна-газовоза для проекта "Арктик СПГ-2" между ССК "Звезда" и "Совкомфлотом". Новость датируется 9 апреля. Известно, что по условиям контракта корабелы должны передать закзачику газовоз в первом квартале 2023 года.
[В Галерее снизу можно познакомиться с тем, как сегодня выглядит ССК "Звезда" благодаря свежим фотографиям]
Материалы по теме:
Что там Россия заказала у Южной Кореи? Разбираемся с экспертом (статья о заказе России судов у Кореи)