"Судоремонтно-судостроительная корпорация", ранее известная как Городецкая судоверфь, традиционно занималась и занимается композитным судостроением. В основном производит железобетонные причалы, дебаркадеры, понтоны, плавдоки, причем по большей части для нужд ВМФ и ФСБ. Только в 2017 году ССК сдала 6 плавучих причалов для ВМФ и 1 для ФСБ, а портфель заказов до 2020 года пока включает в себя 6 причалов и 1 дебаркадер соответственно.
– Безусловно, этот заказ имеет большое значение для предприятия, – рассказывает исполняющий обязанности генерального директора Дмитрий Савин, – в первую очередь, потому что это приобретение нового, уникального для нас опыта постройки судов гражданского назначения, диверсификация производства. И, с учетом завершения очередного этапа госпрограммы вооружений, мы не только готовы строить подобные заказы, но и прикладываем серьезные усилия для нахождения своей ниши на рынке судов гражданского назначения.
Простой и надежный
Сам проект земснаряда RDB 66.42 "Стапель" выполнял в рамках реализации подпрограммы "Внутренний водный транспорт" (2010 – 2020 годы). Революционных инноваций и технических решений в земснаряде нет. Да и задачи такой перед проектантом не стояло. RDB 66.42 вобрал в себя уже известные и проверенные технические решения, но скомпонованные таким образом, что это делает его современным и надежным судном, позволяющим решать задачи на сложных грунтах северных рек.
Судно предназначено для проведения дноуглубительных работ на баровых участках арктических рек будь то разработка илистых, песчаных и песчано-гравелистых грунтов или прокладка каналов, намыв дамб, намыв территории под жилищное и промышленное строительство. Район плавания судна – внутренние водные пути бассейнов разряда "Л", "Р", "О" по классификации РРР и с возможностью плавания в битом льду толщиной до 40 см.
Экипаж земснаряда – 17 человек, для его размещения на борту есть все жилые, санитарно-гигиенические, общественные, служебные помещения и помещения пищеблока.
Для увеличения автономности земснаряд оборудован станцией приготовления питьевой воды, станцией очистки и обеззараживания сточных вод и инсинератором.
Разработку грунта обеспечивает фрезерный агрегат с гидравлическим приводом, оборудованный коллектором с соплами гидроразмыва, с возможностью одновременной или попеременной работы фрезерного и гидравлического рыхлителей.
Транспортировка пульпы возможна по плавучему пульпопроводу или с помощью пульпомета, с выбросом пульпы на оба борта на расстояние до 40 м.
Управления технологическим оборудованием: грунтовый насос, насос гидроразмыва, лебедки и др. в процессе выполнения грунтозаборных работ осуществялется с помощью отдельного комплекса управления.
Для позиционирования земснаряда в акватории дноуглубительных или грунтозаборных работ используется системы позиционирования Nonius CSD.
Для продольного перемещения земснаряда проект предусматривает свайное устройство, включающее в себя закольную сваю и свайную каретку с напорной сваей.
Большая часть основного оборудования, установленного на судне, отечественного происхождения. Для обеспечения привода грунтового насоса выбран дизель - редукторный агрегат мощностью 1200 кВт. В качестве источника электроэнергии на земснаряде предусмотрены два дизель – генератора мощностью 500 кВт каждый с возможностью синхронизации. Все агрегаты поставки ООО "Ремдизель". В качестве источника электроэнергии во время стоянки предусмотрен стояночный дизель – генератор мощностью 150 кВт. В качестве аварийного источника электроэнергии принят аварийный дизель – генератор мощностью 30 кВт.
Из специального оборудования стоит выделить фрезерный агрегат от рыбинского "Завода Гидромеханизации", всасывающий пульпопровод ООО НПО "Композит". Однако некоторые более сложные механизмы, например, грунтовый насос, – импортные, немецкого производства от фирмы KSB.
Основные характеристики земснаряда RDB 66.42:
Длина габаритная, м | 60,7 |
Ширина, м | 12 |
Высота борта, м | 3,4 |
Надводный габарит, м | 10,8 |
Осадка при 10% запасов, м | 1,05 |
Производительность насоса по грунту, м³/ч | 1000 |
Глубина разработки, м | от 1,0 до 10,0 м |
Автономность, сут | Не менее 10 |
Экипаж, чел. | 17 |
Рассказывает исполняющий обязанности генерального директора Дмитрий Савин: "Наиболее сложными оказались выбор и согласование с заказчиком основного оборудования. Например, возникли вопросы с поставкой дизель-генераторов. Изначальный контрагент оказался в процессе банкротства, и потребовались дополнительные усилия для выбора нового поставщика оборудования с соблюдением всех сроков. Были свои сложности с соблюдением сроков и по ряду других позиций. Но в самом ходе строительства особых проблем нет. Каких-то неразрешимых проблем в подготовке производства не было. Для этого проекта не нужна сложная оснастка. Мы в рабочем порядке подготовили стапельные места, доработали имеющиеся плоские стенды для изготовления секций и запустили строительство. В остальном работаем плотно и с заказчиком, и с проектантом".
Как заявляют на самом предприятии, мощности ССК позволяют строить подобные суда без ущерба для основного заказа по железобетонному судостроению. Однако о количественных показателях пока не говорят. Без заказа на серийное строительство невозможно с точностью прогнозировать сроки изготовления и поставки специального оборудования. Ровно как и их стоимость.
Плюс, ССК строит головной земснаряд по проекту RDB 66.42. ФБУ "Администрация Ленского бассейна", которая будет эксплуатировать судно, должна дать свою оценку проекту: насколько он перспективен и удобен в работе или, наоборот, требует доработки.
Завод со своей стороны считает проект RDB 66.42 очень удачным и по компоновке, и по функционалу, и по набору основного оборудования.
Копать глубже, грузить больше
В марте текущего года на расширенном заседании Общественных советов Волго-Донского и Азово-Донского бассейнов в Волгограде заместитель руководителя Росморречфлота Виктор Вовк сообщил, что объем дноуглубительных работ на внутренних водных путях России в 2017 году будет увеличен до 35 млн куб м. Напомним, в 2016 году эта цифра была на уровне 18 млн куб. м.
"Это серьезный рост. За счет этого объема дноуглубительных работ мы обеспечим параметры пути в их нормативном содержании, как прописано программой, для того чтобы судоходство осуществлялось в течение всего периода навигации даже с учетом негативных прогнозов по водности", - подчеркнул тогда Виктор Вовк.
Понятно, что для таких масштабных работ нужны новые и мощные суда. Представители Россморречфлота это неоднократно заявляли. Почин обновлению положен, причем с соблюдением политики импортозамещения – отечественный проект на отечественном заводе. На заводе уверены, что результат будет положительным.