Средства обеспечения визуальной посадки и взлёта корабельных вертолётов

Кто-то считает, что посадка и взлёт вертолётов с борта кораблей это тоже самое, что взлёты и посадки с обыкновенной аэродромной взлётно-посадочной полосы. Это заблуждение! И в этом материале вы узнаете про средства обеспечения посадки и взлёта корабельных вертолётов.

Для повышения безопасности визуального захода на посадку в сложных метеоусловиях ночью применяются оптические средства: индикаторы глиссады, курса (ИГ, ИК), указатели истинного горизонта (УИГ), огни крена заказа (ОКЗ), индикаторы вертикального перемещения (ИВП), индикаторы истинной вертикали и вертикального перемещения (ИИВВП), индикатор пилотажный посадочный (ИПП). Все эти индикаторы объединены в единую информационную оптическую систему посадки вертолёта (ОСПВ).
 
Авиационные системы Альфа-М / НТЦ "Альфа-М"

В России первой такой системой была ОСПВ-20380, созданная для корвета проекта 20380 Данная система позволила обеспечить посадку вертолета ночью при качке ВППл по крену до 6º.

Системы визуальной посадки получили существенное развитие в ОКР "Палубник". В настоящее время выделены четыре направления повышения безопасности посадки и взлёта палубных вертолётов.

Первое. Повышение безопасности захода на посадку и посадки на основе визуальных средств и методов представления летчику информации с корабля на вертолёт, т.е за счёт применения ОСПВ.

Второе. Повышение безопасности полетов вертолетов за счет интеграции средств и методов обеспечения деятельности руководителя полетов стартовых командных пунктов (РП СКП) или за счет создания и применения интегрированных пультов руководителей полетов (ИПРП СКП).

Третье. Повышение безопасности при раскрутке и остановке винтов вертолетов с соосной схемой путем обеспечения летчика и РП СКП информацией о параметрах ветра в зоне приземления вертолета.

Четвертое. Повышение безопасности при взлете вертолета путем указания направления полета с помощью лазерного луча.

В данной статье кратко представлены работы по каждому направлению.

Первое направление

Средства ОСПВ По первому направлению были созданы ИГ, ИК четырёх типов, УИГ и ОКЗ двух типов и на их основе - указатель бортовой качки корабля, ИВП двух типов, ИИВВП и ИПП.

Данные по средствам первого направления представлены на сайте АО НТЦ "Альфа-М"

Здесь мы хотим обратить внимание на ИИВВП. Основным элементом этого индикатора является его формат отображения (ФО). В свою очередь основой ФО ИИВВП является планка указателя истинной вертикали (УИВ). УИВ дополняет УИГ на этапе припалубливания. С её помощью возможен плавный переход управления вертолётом при посадке от УИГ к УИВ тем самым исключая перенос лётчиком взгляда от УИГ к ВППл и обратно. По результатам ГИ комплекса "Палубник-1" на заказе 22350 этот индикатор вместе с УИГ рекомендован в качестве основных при посадке.
 
Авиационные системы Альфа-М / НТЦ "Альфа-М"


Второе направление

ИПРП СКП Переход к интеграции средств и методов взаимодействия руководителя полетов СКП кораблей с экипажами вертолетов – способ повышения эффективности работы РП СКП при управлении полетами вертолетов в зоне его ответственности. Пример ИПРП СКП применительно к проекту 22350 показан ниже на рисунке.
 
Авиационные системы Альфа-М / НТЦ "Альфа-М"

Собственно интегрированным пультом является центральная часть ИПРП. Встраиваемые изделия - это пульты систем, которые не в полной мере отвечают требованиям современных информационных и компьютерных технологий. Опыт работ по проекту 22350 позволяет сделать главный вывод: на данном этапе развития компьютерной техники создание средств интегрированных пультов, или АРМ оператора, не представляет особой сложности. Основной проблемой интеграции является проблема создания человеко-компьютерного интерфейса ЧКИ руководителя полётов РП или иными словами - проблема эргономического интерфейса ЭИ. Нам неизвестно, что в судостроении этой проблемой занимаются на профессиональном уровне. В этой связи необходимо развивать опыт работ по интеграции, накопленный в рамках проекта 22350.

Третье направление

В рамках третьего направления следует отметить создание индикатора параметров ветра ИПВ, который обеспечивает летчику индикацию направления ветра в горизонтальной плоскости и скорости результирующего вектора потока РВП. При отображении используется цветовое кодирование: красный цвет при скорости выше допустимой, зеленый – ниже.

Пояснения к рисунку ИПВ1.Информационное поле индикатора. 2.Риски шкалы индикатора направления РВП. 3.Риска-индикатор отображения направления РВП. 4.Информационное поле отображения величины РВП в м/сек. 5.Номера пиксельных строк и вертикалей экрана.
 
Авиационные системы Альфа-М / НТЦ "Альфа-М"

Использование данного индикатора позволяет уменьшить интенсивность радиообмена между летчиком и руководителем полетов на этапе припалубливания. рекомендуется для применения в составе ОСПВ.

Указатель направления взлета (УНВ)

Для повышения безопасности взлета с ВППл в темное время суток НТЦ "Альфа-М" был разработан указатель направления взлета. С помощью лазерной технологии в пространстве формируется луч-дорожка, как показано на нижеследующем рисунке, в направлении которой лётчик должен производить взлет. В процессе ввода в эксплуатацию УНВ, возникли сложности методического плана, связанные с отсутствием единого регламента производства взлета с ВППл в темное время суток. Тем не менее, по мнению НТЦ "Альфа-М" работу в данном направлении целесообразно продолжить с учётом новых технических средств в данной области.
 
Авиационные системы Альфа-М / НТЦ "Альфа-М"

Особенности создания и отработки ОСПВ и комплекса "Палубник-1"

Визуальные средства обеспечения посадки вертолётов на корабельные ВППл являются средствами информационного обеспечения лётчика при заходе на посадку и при посадке, т.е. ориентированы на человека.

Известно, что человеко-ориентированные изделия имеют, два типа интерфейса: аппаратный АИ и эргономический ЭИ. АИ – это "железо" изделия. ЭИ – это "интеллект" этого "железа". Соответственно отработка таких изделий ведётся с учётом указанной двойственности. Отработка "железа" ведётся в соответствии с правилами отработки радиоэлектронной аппаратуры, а эргономической – с учётом требований человеческого фактора в определённой сфере его деятельности.

Изделия прошли полный цикл испытаний на соответствие эксплуатационным требованиям (климатические, механические и пр.).

Соответствие изделий требованиям человеческого фактора были подтверждены обширными наземными эргономическими исследованиями и испытаниями с участием летчиков-испытателей.
 
Л.В. Гаршин
И.И. Икрянов
Ю.А. Тяпченко



Комментарии   2.

Чтобы принять участие в обсуждении, пожалуйста Авторизуйтесь или Зарегистрируйтесь
-0+
#Дубровский Виктор Анатольевич
09.06.2018, 07:33
Кто о чём, а я - всё про ограничения, определяемые качкой. Указанные 6 градусов - это при какой обеспеченности? Без этого невозможно оценивать качку...
-0+
#Танцюра Дмитрий
30.06.2018, 13:28
Воздушные и водные протоколы давно существуют , одна проблема их состыковка с погодными данными , при переводе на машинные языки возникают перекосы , (  не формулируется , ну как Воля = Свобода , а это как для того , что-бы соединить деревянные  детали требуется усилия на шуруп в 700 гр на 3 раза , а чем , не ктож не подумает , что 700 гр. ваты можно шуруп забить ... как то так ) . Я манипуляторы предлагаю разрабатывать . Подлетел , а он схватил и пристыковал .
Свежие новости
Архангельская РЭБ флота обеспечена заказами на 100% - власти Поморья
20:17 / судостроение