Как отмечает генеральный директор ОАО "СНСЗ" Владимир Середохо: "Сегодня мы обладаем широким спектром технологий производства, оборудования, новыми и уникальными разработками необходимыми для изготовления сложных и высокотехнологичных изделий, которые обязательно должны быть реализованы не только в военном, но и в гражданском судостроении".
В 2013 году правительство Санкт-Петербурга, с целью способствования роста экономического потенциала, провело конкурс среди промышленных предприятий города. В номинации "За создание высокотехнологичных рабочих мест" премию городского правительства получил Средне-Невский судостроительный завод, и это неудивительно. По количеству инноваций и техническому вооружению – ОАО "СНСЗ" занимает лидирующие позиции в отечественной судостроительной отрасли. В настоящее время на предприятии строится серия минных тральщиков из полимерных композиционных материалов для ВМФ РФ и иностранного заказчика, продолжается начатое в 2003 году производство трехъярусных стеклопластиковых надстроек для корветов проекта 20380, здесь создан углепластиковый корпус катамарана проекта 23290, строится серия буксиров-толкачей проекта 81 , корпус скоростного судна на подводных крыльях, в рамках международного проекта ITER изготавливается полоидальная катушка.
Буксиры-толкачи проекта 81 и баржебуксирные составы строятся для нужд одной из крупнейших в мире сталелитейных и горнодобывающих компаний ОАО "Северсталь", что означает для Средне-Невского судостроительного завода выход на рынок гражданского судостроения и расширение профиля его работ.
Не секрет, что сегодня, в связи с большим износом флота на внутренних и смешанных (река-море) сетях, постоянно растущими объемами грузоперевозок и высокой потребностью в грузовых судах, создание буксиров-толкачей и баржебуксирных составов стало актуальной задачей на отечественном рынке. По сути, перевозка грузов водным путем при помощи судовых составов дешевле, чем перевозка на самоходных грузовых судах. По некоторым данным, потребности отечественного и зарубежного рынков в данного рода судах постоянно растет, и в ближайшее время потребуется от нескольких десятков до сотен подобных составов. На водном транспорте США, например, более чем 130 лет перевозка грузов по внутренним водным путям осуществляется исключительно методом толкания баржебуксирными составами - ежегодно около 600 млн. тонн груза. И сегодня на российском рынке важно обеспечить переход на качественно новый уровень организации перевозок водным транспортом, который может быть, по опыту высокоразвитого речного транспорта других стран, достигнут за счет более широкого использования толкаемых баржебуксирных составов, как классического речного типа, так и смешанного река-море.
Предлагаемый Средне-Невским судостроительным заводом буксир-толкач проекта 81 с азимутальным принципом управления движением имеет полное водоизмещение 365 тонн, длину 25 м, ширину 10 м, высоту борта на миделе 5,15 м. Судно предназначено для толкания и кратковременной (аварийной) буксировки барж проекта 82, грузоподъемностью 4300 т., полным водоизмещением около 5200 т. со скоростью 10 узлов. Экипаж судна 7 человек. Автономность 7 суток. Судно спроектировано в соответствии с требованиями к классу Российского Речного Регистра М3.0 (лед 10) А.
Наиболее интересной частью буксира проекта 81 является патентованное бортовое сцепное устройство типа "Arcticoupler" KVC3545 фирмы "Taisei Engineering Consultant Inc" (Япония). Автосцепы представляют собой гидроуправляемые шарнирные автосцепы с многоступенчатым зубчатым сцеплением, обеспечивающим крайне надежное механическое соединение за счет зацепления стальных зубьев, и демонстрируют выдающиеся мореходные качества в условиях значительного волнения. Бортовое сцепное устройство типа "Arcticoupler" - самоцентрирующийся автосцеп, который может сдерживать любое отрицательное влияние переноса осей, неизбежно возникающего в обычной судостроительной практике. Соединение может обеспечиваться практически при любой разнице в осадке между баржей и буксиром-толкачом за короткое время за счет дистанционного управления с мостика буксира-толкача, и высокая степень экономии времени и трудовых ресурсов в сочетании с высокой эксплуатационной надежностью, обусловленной превосходной мореходностью, может обеспечить высокую экономическую эффективность даже при работе в тех океанических районах, где работа традиционных баржебуксирных составов считалась ранее невозможной.
Управление соединением и разъединением автосцепа производится капитаном дистанционно с мостика, причем это не требует какой-либо физической силы, цикл операций по управлению длится лишь 30-45 секунд. Операции по соединению и разъединению могут выполняться только на буксире-толкаче, причем членам его экипажа нет необходимости перемещаться на баржу перед началом соединения.
Немаловажной особенностью данных автосцепов является то, что данное оборудование практически не имеет изнашиваемых деталей, нуждающихся в периодической замене. Сцепные устройства типа "Arcticoupler" ранее уже применялись на буксирах-толкачах проекта 37, которые строились на Костромском судостроительно-судоремонтном заводе.
Еще одной отличительной особенностью данного проекта является применение в качестве рулевого устройства двух полноповоротных винторулевых колонок (ВРК) фирмы "Schottel" с гребными винтами фиксированного шага, дистанционное управление которыми интегрировано (одной рукояткой) и осуществляется из ходовой рубки. Мощность на входе - 746 кВт. Диаметр винта - 1600 мм, число лопастей - 5, частота вращения 1800 об/мин при максимальной мощности главного двигателя.
Основные характеристики ВРК определяются сочетанием пропульсии и азимутального вращения. ВРК позволяет направить упор в любом направлении. Повышается маневренность: судно способно развернуться на месте, а в случае возникновения аварийной ситуации, баржебуксирный состав возможно остановить практически мгновенно. При развороте колонок на 180° с полного хода вперед до остановки судно проходит всего 1,5-2 длины корпуса. Помимо этого ВРК просты и удобны в управлении.
На буксирах установлены два двигателя модели CATERPILLAR C32, номинальная мощность которых составляет 746 кВт (1000 л.с.) при 1800 об/мин. Время работы на полной нагрузке - без ограничений. Типичная годовая наработка - 5000 - 8000 часов.
Баржебуксирные составы Средне-Невского судостроительного завода смешанного река-море плавания могут использоваться на речных портах южного, северо-западного, северного направлений, портах Белого моря, Финского залива и др.
Дополнительными преимуществами предлагаемого состава является низкая стоимость трудозатрат, обусловленная сведением к минимуму числа управляемых человеком барж, кроме того, чем меньше число буксирных катеров-толкачей, тем меньше необходимое число членов экипажа; а также низкие расходы на техобслуживание и ремонт, так как общее количество ходовых двигателей сводится к минимуму, плюс расходы на техобслуживание и ремонт барж требуются только для их корпуса. Помимо этого, стоит отметить, что габаритная длина состава позволяет максимально использовать полезный объем и беспрепятственно проходить все шлюзовые системы России.
Закладка шести буксиров проекта 81 состоялась в 2013г. В ноябре-декабре 2014 года проводились испытания буксира и баржебуксирного состава, на которых была развита скорость состава 9,3 узла при 10% запасе мощности главных двигателей. Сдача 4 из 6 буксиров запланирована на весну 2015 года.
Буксиры-толкачи проекта 81 и баржебуксирные составы строятся для нужд одной из крупнейших в мире сталелитейных и горнодобывающих компаний ОАО "Северсталь", что означает для Средне-Невского судостроительного завода выход на рынок гражданского судостроения и расширение профиля его работ.
Не секрет, что сегодня, в связи с большим износом флота на внутренних и смешанных (река-море) сетях, постоянно растущими объемами грузоперевозок и высокой потребностью в грузовых судах, создание буксиров-толкачей и баржебуксирных составов стало актуальной задачей на отечественном рынке. По сути, перевозка грузов водным путем при помощи судовых составов дешевле, чем перевозка на самоходных грузовых судах. По некоторым данным, потребности отечественного и зарубежного рынков в данного рода судах постоянно растет, и в ближайшее время потребуется от нескольких десятков до сотен подобных составов. На водном транспорте США, например, более чем 130 лет перевозка грузов по внутренним водным путям осуществляется исключительно методом толкания баржебуксирными составами - ежегодно около 600 млн. тонн груза. И сегодня на российском рынке важно обеспечить переход на качественно новый уровень организации перевозок водным транспортом, который может быть, по опыту высокоразвитого речного транспорта других стран, достигнут за счет более широкого использования толкаемых баржебуксирных составов, как классического речного типа, так и смешанного река-море.
Предлагаемый Средне-Невским судостроительным заводом буксир-толкач проекта 81 с азимутальным принципом управления движением имеет полное водоизмещение 365 тонн, длину 25 м, ширину 10 м, высоту борта на миделе 5,15 м. Судно предназначено для толкания и кратковременной (аварийной) буксировки барж проекта 82, грузоподъемностью 4300 т., полным водоизмещением около 5200 т. со скоростью 10 узлов. Экипаж судна 7 человек. Автономность 7 суток. Судно спроектировано в соответствии с требованиями к классу Российского Речного Регистра М3.0 (лед 10) А.
Наиболее интересной частью буксира проекта 81 является патентованное бортовое сцепное устройство типа "Arcticoupler" KVC3545 фирмы "Taisei Engineering Consultant Inc" (Япония). Автосцепы представляют собой гидроуправляемые шарнирные автосцепы с многоступенчатым зубчатым сцеплением, обеспечивающим крайне надежное механическое соединение за счет зацепления стальных зубьев, и демонстрируют выдающиеся мореходные качества в условиях значительного волнения. Бортовое сцепное устройство типа "Arcticoupler" - самоцентрирующийся автосцеп, который может сдерживать любое отрицательное влияние переноса осей, неизбежно возникающего в обычной судостроительной практике. Соединение может обеспечиваться практически при любой разнице в осадке между баржей и буксиром-толкачом за короткое время за счет дистанционного управления с мостика буксира-толкача, и высокая степень экономии времени и трудовых ресурсов в сочетании с высокой эксплуатационной надежностью, обусловленной превосходной мореходностью, может обеспечить высокую экономическую эффективность даже при работе в тех океанических районах, где работа традиционных баржебуксирных составов считалась ранее невозможной.
Управление соединением и разъединением автосцепа производится капитаном дистанционно с мостика, причем это не требует какой-либо физической силы, цикл операций по управлению длится лишь 30-45 секунд. Операции по соединению и разъединению могут выполняться только на буксире-толкаче, причем членам его экипажа нет необходимости перемещаться на баржу перед началом соединения.
Немаловажной особенностью данных автосцепов является то, что данное оборудование практически не имеет изнашиваемых деталей, нуждающихся в периодической замене. Сцепные устройства типа "Arcticoupler" ранее уже применялись на буксирах-толкачах проекта 37, которые строились на Костромском судостроительно-судоремонтном заводе.
Еще одной отличительной особенностью данного проекта является применение в качестве рулевого устройства двух полноповоротных винторулевых колонок (ВРК) фирмы "Schottel" с гребными винтами фиксированного шага, дистанционное управление которыми интегрировано (одной рукояткой) и осуществляется из ходовой рубки. Мощность на входе - 746 кВт. Диаметр винта - 1600 мм, число лопастей - 5, частота вращения 1800 об/мин при максимальной мощности главного двигателя.
Основные характеристики ВРК определяются сочетанием пропульсии и азимутального вращения. ВРК позволяет направить упор в любом направлении. Повышается маневренность: судно способно развернуться на месте, а в случае возникновения аварийной ситуации, баржебуксирный состав возможно остановить практически мгновенно. При развороте колонок на 180° с полного хода вперед до остановки судно проходит всего 1,5-2 длины корпуса. Помимо этого ВРК просты и удобны в управлении.
На буксирах установлены два двигателя модели CATERPILLAR C32, номинальная мощность которых составляет 746 кВт (1000 л.с.) при 1800 об/мин. Время работы на полной нагрузке - без ограничений. Типичная годовая наработка - 5000 - 8000 часов.
Баржебуксирные составы Средне-Невского судостроительного завода смешанного река-море плавания могут использоваться на речных портах южного, северо-западного, северного направлений, портах Белого моря, Финского залива и др.
Дополнительными преимуществами предлагаемого состава является низкая стоимость трудозатрат, обусловленная сведением к минимуму числа управляемых человеком барж, кроме того, чем меньше число буксирных катеров-толкачей, тем меньше необходимое число членов экипажа; а также низкие расходы на техобслуживание и ремонт, так как общее количество ходовых двигателей сводится к минимуму, плюс расходы на техобслуживание и ремонт барж требуются только для их корпуса. Помимо этого, стоит отметить, что габаритная длина состава позволяет максимально использовать полезный объем и беспрепятственно проходить все шлюзовые системы России.
Закладка шести буксиров проекта 81 состоялась в 2013г. В ноябре-декабре 2014 года проводились испытания буксира и баржебуксирного состава, на которых была развита скорость состава 9,3 узла при 10% запасе мощности главных двигателей. Сдача 4 из 6 буксиров запланирована на весну 2015 года.
Александр Малахов