Конечно, настоящие викинги о борт своего новорожденного драккара никаких бутылок шампанского не разбивали. Не было тогда шампанского, да и о бутылках еще слыхом не слыхивали. Но когда речь идет о современных морских традициях, стопроцентной аутентичностью можно и пожертвовать. Главное, что самая идея соблюдена.
Петрозаводск еще раз подтвердил свой статус одного из крупнейших в России центров деревянного судостроения. Там спустили на воду варяжскую ладью — самую большую в стране. Название ей дали подходящее — "Рюрик". Построили ее быстро, но еще важнее то, что в этом процессе принимали участие три десятка ребят из разных городов, которые загорелись идеей попробовать свои силы в этом древнем ремесле.
В чем суть?
Дело в том, что ладью строили ученики открывшейся в декабре прошлого года в Петрозаводске на базе клуба "Полярный Одиссей" Школы поморской культуры традиционного судостроения и мореходства. Под руководством специалистов они взялись за рубанки и молотки, а спустя полгода огромная, восемнадцатиметровая ладья уже коснулась воды.
Морской клуб "Полярный Одиссей"
"Корабел.ру" побеседовал с главой клуба "Полярный Одиссей" Виктором Дмитриевым и выяснил все подробности.
— Виктор Леонидович, расскажите, как вообще возникла идея — построить такую ладью.
— Все началось с того, что к нам четыре года назад обратилась студия "Викинг Продакшен" с просьбой срочно построить им драккар для съемок фильма. Мы вложили свои деньги, начали строить. Построили помещение 20-метровое, заложили корабль, заклеили киль, штевни. А они нас просто-напросто кинули. Слепили сами для съемок фильма полкорабля, остальное дорисовали компьютером и этим обошлись.
Договор мы с ними не заключали, все было на словах, поэтому добиться от них ничего не смогли. Корабль так и не был достроен, стоял без дела. Но нас в итоге выручил президентский грант. В прошлом году по нему была открыта на базе нашего клуба Школа поморской культуры традиционного судостроения и мореходства.
Запустили мы этот проект 3 декабря. Он состоит в том, что к нам, в Петрозаводск, приезжают ребята разного возраста из разных городов и знакомятся с основами исторического деревянного судостроения. Причем они получают как теоретические знания, так и практически, потому что один из важнейшх элементов этой учебы — участие в строительстве варяжской ладьи. Всего было три набора учеников, в каждом по 10 человек. Первая группа занималась с декабря по февраль, вторая группа до апреля, и третья группа сейчас заканчивала.
Приезжали к нам из Астрахани, Мурманска, Санкт-Петербурга, Перми, Архангельска – интерес очень большой.
В итоге мы достроили судно, оно получилось очень хорошее. Его размеры такие: длина – 18 метров, ширина – 4,5 метра. На нем 14 весел, мачта, парус. И еще мы поставили двигатель в 34 лошадиных силы. На спуск, на доработку ладьи приехали и ребята из первых двух групп. Сейчас корабль на воде. Мы доделываем различные мелочи, чтобы ходить начать.
Это будет такое судно, которое украсит наш город. Оно сможет предоставить людям возможность окунуться в эпоху викингов, посидеть за веслами, пройти под парусом и сделать селфи – ощутить себя немножко в машине времени.
— Вы сказали, что поставили двигатель. А можете уточнить, какой и почему именно его?
— Двигатель наш, российский, судовой дизель "Каспий-30М". Выбрали его, потому что денег на более дорогой и новый не хватало. В рамках гранта на сам корабль было выделено всего 800 тысяч рублей, и это очень ограниченные ресурсы, когда у тебя идет такое строительство. В общем, купили то, на что хватило финансов.
— А по каким чертежам было построено?
— Это гокстадтская ладья, типовое судно — и викинги ходили на них, и варяги. На таком корабле пришел к нам и Рюрик, основатель нашей государственности. Поэтому мы и дали ему такое название. Сейчас еще доделывается боковой руль, на оголовке которого будет изображен сокол. Это не случайно — ведь именно сокол был гербом Рюрика. Красивый корабль, и аналогов в России нет. За рубежом имеются, а у нас до сих пор строили только маленькие лодочки, максимум 12 метров.
— Были какие-то технические трудности при постройке такого большого корабля?
— Трудностей особо не было, разве что недостаток финансирования. Это мы решали своими деньгами — пришлось дополнительно вкладываться в этот корабль.
Морской клуб "Полярный Одиссей"
— Каким деревом вы пользовались?
— Дерево у нас сосна. Карельская мелкослойная сосна. Она более стойкая, чем елка, идет по третьему классу стойкости. Мелкие детали мы делаем из дуба, но основное дерево — это именно сосна.
— На каждом драккаре должна быть голова дракона. Ее у вас тоже ученики сами вырезали?
— Голову дракона вырезал учащийся нашей школы Петр Кильцов. Правда, за время, пока его группа проходила обучение, он не успел закончить работу, и доделывал потом наш резчик. У нас есть хороший мастер по резьбе Леонид Клочко. Он доделывал, и он же вырезал сокола на руле.
— А вообще, какие из ваших специалистов были задействованы? Кто учил ребят?
— Было двое преподавателей и двое наших мастеров.
— Расскажите немного про учеников. Что это за люди?
— Были разные. Тамара — девушка из Петербурга, ей очень хотелось построить лодку. Семен — он 17 лет жил в Норвегии, захотел получить эту специальность. Александр – электросварщик, ему тоже хотелось это освоить. Возраст разный у них и 20 с небольшим, и сорокалетние встречались. У всех разные профессии, но всем интересно строить и путешествовать.
— Вы с ними в дальнейшем планируете поддерживать какой-то контакт?
— Обязательно! Теперь они члены клуба. Как апостолы в свое время распространяли христианство, так и они теперь будут распространять морскую культуру. Сейчас ведь поморские традиции деревянного судостроения понемногу отмирают, молодежь не интересуется в своей массе. А это же энтузиасты — мы через них уже дальше можем расширять эту тему.
Наша миссия клуба, музея и центра – возрождение, сохранение и развитие отечественной морской культуры. И на этой основе содействовать формированию общественного морского сознания нации. Потому что не может быть мощным флот у нации, если нет морского сознания. А в России должен быть мощный флот — и торговый, и туристический, и военный. Причем его фундаментом является именно маломерное судостроение, народное.
У нас полтора миллиона лодок и других малых судов по стране! А ведь любая лодка – это рабочее место хозяина. Вот вам и рецепт, как бороться со спадом в экономике.
А этого не понимают наши чиновники. И душат, и давят маломерный флот своими указами, законами, технические регламенты пытаются вводить, которые вообще тормозят творчество. Зачем нам европейский технический регламент? Нам надо свою культуру развивать. Ведь Запад на нас внимания не обращает, они свои проблемы решают.
Морской клуб "Полярный Одиссей"
— А что вы бы в законодательстве предложили поменять, чтобы маломерному флоту легче жилось?
— Смотрите, чиновники в 2001 году придумали Кодекс внутреннего водного транспорта. А до того мы все жили по Кодексу торгового мореплавания, и проблем не было. Если хочешь заниматься коммерческой деятельностью, ты можешь легко получить лицензию на основе документов ГИМС. Обычный судовой билет дает тебе на это право. Потому что ГИМС проверяет и техническое состояние судна, и документы судоводителя.
Но у нас ведь в России традиционно главный принцип чиновников – держать и не пускать. И сейчас по документам ГИМС ты не можешь заниматься коммерческой деятельностью. Это огромный тормоз для развития маломерного флота страны. Идти в Регистр для маломерного судна – это нереально. Вот к условному дедушке в деревне, имеющему лодку, приезжают туристы, хотят сходить на рыбалку, по грибы прокатиться. Он что, пойдет в Регистр со своей лодкой?
— Вернемся к построенной ладье. Что с ней теперь будете делать?
— У нас есть задумка на ней пройти вокруг Скандинавии вместе с норвежцами. Они к нам приезжали летом, тоже планируют пройти вокруг на своем драккаре, который как раз построили. Это представители музея викингов "Лофотр", находящегося на Лофотенских островах. Они давно общаются с нашими друзьями в Архангельске, от них узнали и про наш проект. Приехали к нам посмотреть, познакомиться. Мы им все показали, рассказали и договорились о совместном походе двух драккаров по этому кольцевому маршруту.
— А школа как дальше будет развиваться?
— Сейчас мы хотим новую заявку оформлять, на продолжение ее деятельности. Будем строить уже настоящее поморское судно — ладью "Преподобный Зосима". Это реплика одноименного судна XVIII века, которое более тридцати лет ходило по морям Арктики. И наш друг, кандидат исторических наук Павел Филиннашел подробнейшую информацию в архивах о том, как эта ладья строилась, что там было — до всех мелочей. Даже где что стояло и как она была покрашена.
Мы собираемся построить это судно вместе с учениками нашей школы.
Морской клуб "Полярный Одиссей"
У нас есть и более серьезные разработки. Это, например, дрейфующая полярная станция проекта "Полярный Одиссей" водоизмещением в 1250 тонн, длиной 50 метров, шириной 13,5 метра. На ней может размещаться 35 человек экипажа и научного состава, автономность достигает трех лет.
Мы сотрудничали по этому поводу с КБ "Восток" в Петербурге, с Роскосмосом, с НПО им. Хруничева, НПО им. Лавочкина. "Полярный Одиссей" — маломагнитная станция, на которой можно провести полный комплекс исследований. Сейчас эту тему перехватил Росгидромет, заказали стальной корабль — и цену заломили огромную, семь миллиардов. Лучше уж тогда взять списанный ледокол, и на нем сделать станцию.
А последняя наша разработка — это очень интересное грузопассажирское маломерное судно, которое мы построили в прошлом году. Длина его около 6 метров, ширина 5 метров. Катамаранного типа, с откидной аппарелью, оно может возить 1,5 тонны груза, легкую технику, трактора, автомобили, людей, лошадей, кого угодно. У нее четыре двуспальные каюты, камбуз и туалет, мотор в 9,9 лошадиных сил и оригинальное парусное вооружение. Оно может использоваться для развития экономики — и в плане туризма, и в плане грузоперевозок. У нас много водоемов и много островов, чтобы развивалась хозяйственная деятельность.
Этот проект называется "Карельский ковчег". Мы планируем создать сеть проката. Туристам, которые к нам приезжают, недоступны наши многие интересные места. Сейчас практически разрушено традиционное мореплавание и судостроение. Пассажиров возят только большие суда, только на Кижи и все, понимаете? Остальное недоступно. А эти мини-хаусботы, моторно-парусные, позволяют пройти куда угодно. Это даст новые возможности для развития туризма в регионе.
Каждый день только самые важные и интересные новости
Сетевое издание «КОРАБЕЛ.РУ» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Рег. номер: ЭЛ № ФС 77-76728 Учредитель: ООО «РА Корабел.ру» Знак инф. продукции: 16+