Северное производственное объединение "Арктика" ? известное предприятие на Севере России, флагман судового электромонтажного производства страны. Каким курсом движется объединение сегодня? Какие новые задачи сейчас решает предприятие из Северодвинска? Об этом накануне Дня Военно-Морского флота наш разговор с генеральным директором АО "СПО "Арктика" Олегом Логиновым.
Работа на двух берегах
- Олег Геннадьевич, вы возглавляете СПО "Арктика" с 2019 года. Как вы считаете, в чём специфика и уникальность предприятия?
- С заводами Северодвинска я знаком не понаслышке. Ещё будучи студентом Севмашвтуза, в конце 70-х проходил практику на производстве. После окончания института работал начинающим специалистом сначала в НИПТБ "Онега", а затем на предприятии "Звёздочка" инженером-строителем кораблей. Полезным был и опыт работы на Севмаше заместителем главного инженера по военно-техническому сотрудничеству, когда приходилось решать вопросы переоборудования авианосца "Викрамадитья" для ВМС Индии.
Хорошо представляя специфику заводов, ценю важность работы, которую выполняют специалисты СПО "Арктика". А это полный комплекс электромонтажных и регулировочно-сдаточных работ, ремонт сложной электротехники и различного электрооборудования. Мы говорим так: до тех пор, пока на подводную лодку не пришёл электромонтажник, она не "дышит". Как только начинается прокладка кабеля, включается электрооборудование, подаётся электропитание на системы и приборы – корабль оживает. Эта трудоёмкая работа требует колоссального профессионализма. Наши специалисты работают, буквально говоря, на двух берегах – на Севмаше и в ЦС "Звёздочка", неизменно участвуя во всех проектах двух заводов.
- В каких крупных заказах есть вклад сотрудников СПО "Арктика"?
- За 70 лет работы коллектив объединения участвовал в постройке, модернизации, переоборудовании более 300 надводных и подводных кораблей, сдавал заказы для индийских и китайских военно-морских сил. Специалисты выполняли полный спектр электромонтажных работ на крупнейших гражданских заказах – это морская ледостойкая платформа "Приразломная" и самоподъемная буровая установка "Арктическая". Продукция СПО "Арктика" используется на космодромах "Плесецк" и "Байконур". Вклад наших специалистов трудно переоценить!
За последние годы выполнен важный объем работ. К середине 2021 года флоту сданы головные корабли проектов "Ясень-М" и "Борей-А" − "Казань" и "Князь Владимир". Ведутся работы на АПЛ "Князь Олег", "Новосибирск" , "Белгород" и других заказах. Специалисты СПО "Арктика" тоже участвуют в испытаниях в составе сдаточных команд.
От Мурманска до Севастополя
- В СМИ прошла информация о том, что предприятие расширяется географически, появляются новые представительства в других городах.
- Мы поставили перед собой несколько амбициозных задач. Одна из крупных – это создание Центра производственной специализации "ОСК-Электромонтажные работы" (ЦПС "ОСК-ЭМР"), где нашему объединению доверили роль головной организации. Эта инициатива СПО "Арктика" была поддержана Объединенной судостроительной корпорацией (ОСК).
Центр производственной специализации предполагает сеть компактных и эффективных производственных филиалов в контуре корпорации. Цель ясна: это качественное оказание услуг в области электромонтажных работ и комплексных поставок электротехнической продукции.
Развиваться, а не стоять на месте − требование времени. Поэтому СПО "Арктика" активно расширяет географию в регионах присутствия ОСК. Функционируют четыре обособленных подразделения: в Снежногорске, Мурманске, Севастополе и Калининграде, а также представительство в Санкт-Петербурге. Кроме того, на базе представительства в северной столице ведется создание инженерного центра. В Снежногорске и Мурманске наши специалисты выполняют работы по ремонту на авианосце "Адмирал Кузнецов", на атомных подводных лодках "Тигр" и "Тамбов". На Западе России, в Калининграде, у СПО "Арктика" подписываются договоры на выполнение полного комплекса ЭМР и регулировочно-сдаточных работ на двух больших десантных кораблях для ВМФ России и на двух фрегатах для ВМС Индии. Специалисты также примут участие в строительстве морозильного рыболовного траулера "Виктор Гаврилов" на ПСЗ "Янтарь". Это судно — самый большой траулер, который строится на российских верфях за всю их историю!
Продолжаются работы и на юге в Севастополе: там СПО "Арктика" ведет ЭМР на плавучем кране ПК-400. В планах начать работы на втором плавучем кране, который строится для ПО "Севмаш" − ПК-700.
- С предприятиями со схожей спецификой развиваете сотрудничество?
- Да, стараемся поддерживать и укреплять связи с предприятиями-смежниками. Совсем недавно родилась мысль создания единого сообщества в форме ассоциации, консорциума, который объединил бы предприятия различных форм собственности, участвующих в кораблестроительных и судоремонтных программах. Идея не нова. Раньше, в советские годы, большинство из кандидатов этого сообщества были объедены шестым Главком Минсудпрома СССР и работали, так сказать, в одном периметре. Решая такую задачу, мы пытаемся консолидировать существующие профессиональные и производственные силы в отрасли.
И конечно, мы выступаем за обмен опытом с коллегами. В 2020 году впервые в истории отечественного судостроения в Северодвинске прошла всероссийская научно-техническая конференция "Судовой электромонтаж", которую организовало СПО "Арктика". В ней приняли участие предприятия и проектные организации со всей страны. Это мероприятие планируем сделать ежегодным.
Ценить специалиста
- Большой объем работ – это потребность в квалифицированных кадрах. Как привлекате специалистов?
- В объединении работает более 4500 человек. Для сравнения: лет пять-шесть назад было чуть более 3200 человек. Мы всегда подчёркиваем: свыше 30% персонала СПО "Арктика" имеет высшее образование. Инженеры осуществляют полную поддержку основного производства, постоянно взаимодействуя с рабочими и мастерами в цехах. Специалисты разрабатывают актуальную конструкторскую и технологическую документации, находят лучшие решения для каждого корабля в серии.
В целях привлечения кадров предприятие долгие годы сотрудничает в Северодвинске с Севмаштузом (ИСМАРТ), который реализует программу обучения по системе "завод-втуз", а также Техническим колледжем САФУ и нашим базовым учебным заведением – Северодвинским техникумом электромонтажа и связи. Такой подход позволяет реализовать наиболее приближенный к производству процесс обучения. Когда выпускник приходит на рабочее место, он уже многое знает и умеет.
Сейчас развиваем идею целевого обучения в вузах России. География учебных заведений?- Санкт-Петербург, Мурманск, Северодвинск, Калининград, Севастополь. Там появляются хорошие перспективы не только для юных северодвинцев, но и для жителей других регионов. Заключение договора с электромонтажным предприятием позволит выпускникам получать дополнительные меры поддержки, например, оплачиваемую практику в период обучения, а после окончания?вуза – гарантированное трудоустройство. А предприятие в свою очередь привлекает молодые квалифицированные кадры, ориентированные на развитие производства.
- Но молодые кадры важно еще и удерживать в северном городе. Какие существуют программы мотивации сотрудников?
- В 2021 году было принято новое Положение о социальных выплатах для работников СПО "Арктика". Один из приоритетов - система поддержки молодых работников и семей с детьми. Так, ребята, отслужившие в армии и вернувшиеся на производство, получают "подъёмные". По традиции большинство из них после службы возвращаются на родное предприятие.
На предприятии сильна роль трудовых династий. Есть такие семьи, где стаж работы нескольких поколений составляет 200 и более лет! Нынешним специалистам необходимо поддерживать высокую планку, которую передали нам наши ветераны. Их мы будем чествовать на большом празднике в честь 70-летнего юбилея СПО "Арктика" в апреле 2022 года, к которому мы начали готовиться уже сейчас.
- Олег Геннадьевич, вы возглавляете СПО "Арктика" с 2019 года. Как вы считаете, в чём специфика и уникальность предприятия?
- С заводами Северодвинска я знаком не понаслышке. Ещё будучи студентом Севмашвтуза, в конце 70-х проходил практику на производстве. После окончания института работал начинающим специалистом сначала в НИПТБ "Онега", а затем на предприятии "Звёздочка" инженером-строителем кораблей. Полезным был и опыт работы на Севмаше заместителем главного инженера по военно-техническому сотрудничеству, когда приходилось решать вопросы переоборудования авианосца "Викрамадитья" для ВМС Индии.
Олег Логинов / Фото: Фото Анны Соловьевой / СПО "Арктика" |
Хорошо представляя специфику заводов, ценю важность работы, которую выполняют специалисты СПО "Арктика". А это полный комплекс электромонтажных и регулировочно-сдаточных работ, ремонт сложной электротехники и различного электрооборудования. Мы говорим так: до тех пор, пока на подводную лодку не пришёл электромонтажник, она не "дышит". Как только начинается прокладка кабеля, включается электрооборудование, подаётся электропитание на системы и приборы – корабль оживает. Эта трудоёмкая работа требует колоссального профессионализма. Наши специалисты работают, буквально говоря, на двух берегах – на Севмаше и в ЦС "Звёздочка", неизменно участвуя во всех проектах двух заводов.
- В каких крупных заказах есть вклад сотрудников СПО "Арктика"?
- За 70 лет работы коллектив объединения участвовал в постройке, модернизации, переоборудовании более 300 надводных и подводных кораблей, сдавал заказы для индийских и китайских военно-морских сил. Специалисты выполняли полный спектр электромонтажных работ на крупнейших гражданских заказах – это морская ледостойкая платформа "Приразломная" и самоподъемная буровая установка "Арктическая". Продукция СПО "Арктика" используется на космодромах "Плесецк" и "Байконур". Вклад наших специалистов трудно переоценить!
За последние годы выполнен важный объем работ. К середине 2021 года флоту сданы головные корабли проектов "Ясень-М" и "Борей-А" − "Казань" и "Князь Владимир". Ведутся работы на АПЛ "Князь Олег", "Новосибирск" , "Белгород" и других заказах. Специалисты СПО "Арктика" тоже участвуют в испытаниях в составе сдаточных команд.
От Мурманска до Севастополя
- В СМИ прошла информация о том, что предприятие расширяется географически, появляются новые представительства в других городах.
- Мы поставили перед собой несколько амбициозных задач. Одна из крупных – это создание Центра производственной специализации "ОСК-Электромонтажные работы" (ЦПС "ОСК-ЭМР"), где нашему объединению доверили роль головной организации. Эта инициатива СПО "Арктика" была поддержана Объединенной судостроительной корпорацией (ОСК).
Центр производственной специализации предполагает сеть компактных и эффективных производственных филиалов в контуре корпорации. Цель ясна: это качественное оказание услуг в области электромонтажных работ и комплексных поставок электротехнической продукции.
Развиваться, а не стоять на месте − требование времени. Поэтому СПО "Арктика" активно расширяет географию в регионах присутствия ОСК. Функционируют четыре обособленных подразделения: в Снежногорске, Мурманске, Севастополе и Калининграде, а также представительство в Санкт-Петербурге. Кроме того, на базе представительства в северной столице ведется создание инженерного центра. В Снежногорске и Мурманске наши специалисты выполняют работы по ремонту на авианосце "Адмирал Кузнецов", на атомных подводных лодках "Тигр" и "Тамбов". На Западе России, в Калининграде, у СПО "Арктика" подписываются договоры на выполнение полного комплекса ЭМР и регулировочно-сдаточных работ на двух больших десантных кораблях для ВМФ России и на двух фрегатах для ВМС Индии. Специалисты также примут участие в строительстве морозильного рыболовного траулера "Виктор Гаврилов" на ПСЗ "Янтарь". Это судно — самый большой траулер, который строится на российских верфях за всю их историю!
Продолжаются работы и на юге в Севастополе: там СПО "Арктика" ведет ЭМР на плавучем кране ПК-400. В планах начать работы на втором плавучем кране, который строится для ПО "Севмаш" − ПК-700.
В цеху СПО "Арктика" / Фото: Фото Анны Соловьевой / СПО "Арктика" |
- С предприятиями со схожей спецификой развиваете сотрудничество?
- Да, стараемся поддерживать и укреплять связи с предприятиями-смежниками. Совсем недавно родилась мысль создания единого сообщества в форме ассоциации, консорциума, который объединил бы предприятия различных форм собственности, участвующих в кораблестроительных и судоремонтных программах. Идея не нова. Раньше, в советские годы, большинство из кандидатов этого сообщества были объедены шестым Главком Минсудпрома СССР и работали, так сказать, в одном периметре. Решая такую задачу, мы пытаемся консолидировать существующие профессиональные и производственные силы в отрасли.
И конечно, мы выступаем за обмен опытом с коллегами. В 2020 году впервые в истории отечественного судостроения в Северодвинске прошла всероссийская научно-техническая конференция "Судовой электромонтаж", которую организовало СПО "Арктика". В ней приняли участие предприятия и проектные организации со всей страны. Это мероприятие планируем сделать ежегодным.
Ценить специалиста
- Большой объем работ – это потребность в квалифицированных кадрах. Как привлекате специалистов?
- В объединении работает более 4500 человек. Для сравнения: лет пять-шесть назад было чуть более 3200 человек. Мы всегда подчёркиваем: свыше 30% персонала СПО "Арктика" имеет высшее образование. Инженеры осуществляют полную поддержку основного производства, постоянно взаимодействуя с рабочими и мастерами в цехах. Специалисты разрабатывают актуальную конструкторскую и технологическую документации, находят лучшие решения для каждого корабля в серии.
В целях привлечения кадров предприятие долгие годы сотрудничает в Северодвинске с Севмаштузом (ИСМАРТ), который реализует программу обучения по системе "завод-втуз", а также Техническим колледжем САФУ и нашим базовым учебным заведением – Северодвинским техникумом электромонтажа и связи. Такой подход позволяет реализовать наиболее приближенный к производству процесс обучения. Когда выпускник приходит на рабочее место, он уже многое знает и умеет.
Сейчас развиваем идею целевого обучения в вузах России. География учебных заведений?- Санкт-Петербург, Мурманск, Северодвинск, Калининград, Севастополь. Там появляются хорошие перспективы не только для юных северодвинцев, но и для жителей других регионов. Заключение договора с электромонтажным предприятием позволит выпускникам получать дополнительные меры поддержки, например, оплачиваемую практику в период обучения, а после окончания?вуза – гарантированное трудоустройство. А предприятие в свою очередь привлекает молодые квалифицированные кадры, ориентированные на развитие производства.
Производство / Фото: Фото Анны Соловьевой / СПО "Арктика" |
- Но молодые кадры важно еще и удерживать в северном городе. Какие существуют программы мотивации сотрудников?
- В 2021 году было принято новое Положение о социальных выплатах для работников СПО "Арктика". Один из приоритетов - система поддержки молодых работников и семей с детьми. Так, ребята, отслужившие в армии и вернувшиеся на производство, получают "подъёмные". По традиции большинство из них после службы возвращаются на родное предприятие.
Предусмотрены единовременные выплат при вступлении в брак, при рождении детей, компенсация части процентов при ипотечном кредитовании и т. д. Кроме того, проводим внутризаводские соревнования по разным видам спорта на собственном стадионе "Энергия" и в нашем ФОК "Арктика", на природе - летние туристические слеты. Активно организуем санаторно-курортное лечение и отдых детей в лагерях, и многое другое. Согласитесь: такая крепкая социальная поддержка – хороший стимул для специалистов.
На предприятии сильна роль трудовых династий. Есть такие семьи, где стаж работы нескольких поколений составляет 200 и более лет! Нынешним специалистам необходимо поддерживать высокую планку, которую передали нам наши ветераны. Их мы будем чествовать на большом празднике в честь 70-летнего юбилея СПО "Арктика" в апреле 2022 года, к которому мы начали готовиться уже сейчас.