— В четвертый раз мы проводим конференцию. И вы знаете, очень быстро меняется арктическая повестка. От идей, проектов до конкретных дел, практической реализации этих проектов. На наших глазах строятся новые ледоколы, идет разведка, добыча углеводородов в Арктике — на шельфе, на побережье. И стремительно растет грузопоток по Северному морскому пути. Та планка, которую поставил президент перед Арктикой, перед Северным морским путем, — увеличить грузооборот к 2024 году до 80 млн тонн, — по нашему общему убеждению, может быть преодолена и может достигнуть порядка 100 млн тонн! — объявила губернатор.
О какой планке говорит Марина Ковтун?
Дело в том, что 30 сентября 2018 года правительством был утвержден Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры до 2024 года. В этом плане есть конкретный пункт — обеспечить к 2024 году увеличение грузопотока по Северному морскому пути до 80 млн тонн. Заодно там еще призывают к увеличению мощностей морских портов Российской Федерации, включая порты Дальневосточного, Северо-Западного, Волго-Каспийского и Азово-Черноморского бассейнов, а также увеличению пропускной способности внутренних водных путей.
За счет чего грузопоток сможет подрасти до указанных величин? Ответ ищем в документах Министерства природных ресурсов. В прошлом году оно выпустило свой прогноз по Севморпути, где указало два сценарий развития событий — реалистичный и оптимистичный. Реалистичный обещал довести грузооборот Севморпути до 42 млн тонн к 2030 году. Оптимистичный — до 72 млн тонн к тому же 2030 году. Воплотиться в жизнь оптимистичный сценарий, по мнению Минприроды, мог только при взрывном росте объемов добычи угля компанией "ВостокУголь" — практически на 30 млн тонн. Сама компания уверена, что в этом нет ничего невозможного.
Но в правительстве в итоге, как видим, решили с лихвой превзойти даже самые оптимистичные прогнозы. Притом сделать это в максимально краткие сроки. По данным Марины Ковтун, цифры уже скорректированы и в планах значится перевалка 58 млн тонн газа из одной только Сабетты. Если это действительно осуществится, то планка в 80 млн тонн грузооборота по Севморпути окажется достижимой.
При этом 20 млн тонн СПГ отправится из Сабетты на запад, в Европу. И для него понадобится перевалочный пункт в районе Мурманска в губе Ура.
— Решение об этом уже принято. В пятидесяти километрах от Мурманска будет перегружаться сжиженный газ. И эта задача будет реализована уже до 2020 года. Это тоже масштабнейший проект, беспрецедентный. Благодаря нашим природным возможностям, в губе Ура будет установлен рейдовый перегрузочный комплекс по перевалке газа, куда будут приходить газовозы ледового класса Arc7 — такие, как "Кристоф де Маржери", и впереди еще в планах строительство таких, по меньшей мере, 11 газовозов ледового класса, — пояснила Марина Ковтун.
Что это за перегрузочный комплекс?
Это СПГ-терминал, который планирует возвести в губе Ура компания "Новатэк". В его концепт-проекте предусмотрены два судна-хранилища, а объем перевалки составит 20 млн тонн сжиженного природного газа. А в отдаленной перспективе есть возможность довести мощность комплекса и до 40 млн тонн СПГ. Работать он сможет по принципу FOB — free on board. Это означает, что доставку и погрузку на судно заказчика продавец берет на себя.
В Ура-губу газовозы будут подвозить СПГ из Сабетты, а там их уже будут ждать более выгодные в эксплуатации танкеры, которым не требуется такой высокий ледовый класс. Фрахт их обойдется на 70-80% дешевле, за счет чего заказчик сэкономит на логистике.
Губа Ура для этого идеальное место — она является незамерзающей бухтой, что для российского побережья Северного Ледовитого океана огромная редкость. Недаром именно там, по соседству, в Видяево, расположена отечественная база подводных лодок.
Возвращаясь к прогнозам по рекордным объемам трафика по Севморпути, отметим, что львиная доля его придется все же на восточное направление. Те 20 млн тонн, что сможет принять Ура-губа, это всего лишь четверть всего грузопотока. А три четверти пойдут в направлении Берингова пролива.
Что думают об этом эксперты?
"Корабел.ру" обратился к директору Института национальной энергетики Александру Фролову с вопросом о ситуации на рынке СПГ. Оказалось, что резервы для наращивания объемов экспорта имеются и весьма впечатляющие.
— Сейчас тема СПГ является одной из наиболее важных болевых точек как для российских компаний, так и для мирового рынка в целом. И наше присутствие на этом рынке является своего рода демонстрацией возможностей, а также своевременным ответом на существующие вызовы. Сектор СПГ сейчас достаточно бурно развивается. На этом рынке есть избыточное количество мощностей, которое превышает спрос примерно на 100 млрд кубов. То есть теоретически существующие заводы могли бы сжижать и поставлять на рынок дополнительно 100 млрд кубов, но по ряду причин, связанных в основном с экономикой процесса, с логистикой, эти 100 млрд незадействованы, — считает аналитик.
И в самом деле, главное, во что сейчас все упирается, это именно логистика. Перед Россией во весь рост встает вопрос, какими судами будет обеспечен бесперебойный вывоз такого огромного количества сырья по далеко не дружелюбным арктическим водам. Сроки очень сжатые, а флот газовозов, которыми располагают добывающие компании, пока еще скромен. Из-за этого уже начали возникать трения между будущим оператором Севморпути "Атомфлотом", отвечающим за безопасность маршрута, и "Новатэком", на который давит необходимость выполнения заказов по поставкам.
Компромиссом стал проект изменения правил плавания по Северному морскому пути, который готовится в Минтрансе. Он позволит круглогодичное хождение по СМП в сопровождении ледоколов танкеров с ледовым классом Arc4 и Arc5. Это паллиативная мера, притом с известной долей риска, но другого решения, пока "Новатэк" не достроит свой флот газовозов класса Arc7, не предвидится.
Но и это еще не все проблемы. Газовозы типа "Кристоф де Маржери" это хорошо, но специалисты сходятся на том, что без дополнительного мощного атомного ледокольного флота обойтись все равно невозможно.
Да, Минтранс по-прежнему рассчитывает на три 60-мегаваттных атомохода проекта 22220 — "Арктику", "Сибирь" и "Урал".
Но во-первых, сроки их сдачи постоянно переносятся и нет гарантии, что не будет новых "сдвигов вправо". А во-вторых, напомним, что год назад генеральный директор "Атомфлота" Вячеслав Рукша уже прикидывал количество атомных ледоколов, требующихся для обеспечения вывоза такого объема грузов. У него выходило минимум восемь атомоходов, включая "Лидер", к строительству которого пока еще никто даже не приступал.
— По нашим расчетам и на основании заключенных долгосрочных контрактов... для грузопотока в 80 млн тонн нужно восемь атомных ледоколов, включая атомный ледокол "Лидер", — объяснял журналистам Вячеслав Рукша летом 2017 года.
Вряд ли с тех пор что-то в этих расчетах могло поменяться. Единственное, что скорректировалось — это сроки, к которым необходимо обзавестись таким флотом. Раньше это был 2030 год, сейчас — 2024-й. А он придет быстро — оглянуться не успеем!
Материалы по теме:
Севморпуть — как снабжают наши военные базы? (о деятельности компании "Оборонлогистика")
Пальмы и песок Суэц пусть оставляет себе, а частью грузов с СМП придется поделиться (о первом опыте контейнерной перевозки по Севморпути компании Maersk)
Китай рвется в Арктику. Надо пользоваться! (осотрудничестве с Пекином в использовании Севморпути)
Вывоз ресурсов по Севморпути вырастет в 10 раз. А может быть, в 17? (о прогнозах Министерства природных ресурсов по объемам грузооборота Северного морского пути на 2030 год)
"Дирижеры" Севера (о круглом столе по развитию Севморпути в ходе форума "Арктика: настоящее и будущее" 2017 года)
Нужны ледоколы, опорные зоны и полномочия для "Росатома" (о форуме "Арктика: настоящее и будущее" 2017 года)
Конец полярной ночи? (о форуме "Арктика: настоящее и будущее" 2016 года)
Севморпуть: не ждать у моря погоды (о проблемах логистики Северного морского пути)
Тонкая белая линия (о планах по созданию Национальной арктической транспортной линии)