В период 10-11 апреля в рамках выставки Ocean Business проводилась конференция Offshore Survey по организации, методам и результатам изысканий в акваториях освоения месторождений углеводородов на морском шельфе. Крыловский научный центр на конференции представлял ведущий научный сотрудник 7 отделения Владимир Горбацкий, рассказавший о содержании наиболее интересных докладов и научных сообщений.
|
Конференция Offshore Survey
"Крыловский государственный научный центр", ФГУП |
По словам участника, программа конференции включала развёрнутые презентации компаний производителей оборудования для изысканий в акваториях нефтегазовых месторождений и представление результатов применения такого оборудования. Наиболее существенное внимание было уделено автоматизированным системам и, прежде всего, автономным подводным аппаратам (АПА).
В обзоре, сделанном в докладе Gordon Johnston Venture Geomatics, UK «The role of AUV’s in pipeline inspection and other hydrographic survey projects» отмечено, что доля применения АПА в морских изысканиях по сравнению с применением буксируемых управляемых систем (БУС) неуклонно растёт. В настоящее время общий объём продаж АПА составляет около 200 млн. долларов в год при 3.5 млрд. долларов для БУС. Но уже к 2019 году планируется достичь продаж на 2.5 млрд. долларов для АПА.
Практически все функции, необходимые для полноценного комплекса изысканий АПА уже могут выполнить: высокоточная съёмка рельефа дна многолучевыми эхолотами, определение объектов на дне ГБО и многолучевыми локаторами, измерение течений, магнитная съёмка, контроль трубопроводов (Andy Smith, NCS Survey, UK, «Low logistics AUVs – An advanced survey tool»).
Главными ограничениями для применения АПА остаются сравнительно малая ёмкость батарей для обеспечения непрерывной подводной работы и трудность обеспечения высокоскоростной подводной беспроводной передачи данных от АПА на судно или в лабораторию.
В то же время, представленные в ряде докладов данные о сравнительной эффективности применения АПА и БУС (Walter Jardine North Sea Region BP Exploration & Production Ltd, UK «Site surveys – An E&P operator’s perspective») показывают, что для обследования сравнительно небольших акваторий (4-5 км2) экономически оправдано использование АПА. При этом сокращаются расходы на аренду судна буксировщика и сокращается время изысканий.
Привлекает внимание возможности так называемых «низко-логистических» (low logistic) АПА. Этот класс лёгких АПА, к которому относится и имеющийся в 7 отделении аппарат Ecopmapper, может обеспечивать проведение достаточно точных и с высоким разрешением изысканий в районах освоения месторождений углеводородов. Однако для этой цели необходимо обеспечить высокоточную навигацию АПА.
В ряде докладов были рассмотрены возможности выполнения такого условия. Так в доклад Hubert Thomas MANOPI, France «Fast black boxes search and accurate positioning from shallow water to full water depth» обсуждаются возможности использования инерциальных навигационных систем, в том числе размещаемых на АПА. В совокупности с высокоточными доплеровскими лагами такие системы позволяют получать точности позиционирования судна или АПА до десятков сантиметров.
В докладе Simon Partridge, Sonardyne International Ltd, UK «Cutting the tether but keeping control» представлено эффективное применение АПА для установки тяжёлых донных измерительных платформ. Обычно для этой цели используются тяжёлые подводные управляемые аппараты, которые опускаются в специальных контейнерах (tether) и работают в окрестности таких контейнеров. С помощью АПА можно выполнять работу по установке донных платформ без контейнера, что существенно удешевляет и облегчает такие работы.
Представленные в докладах на конференции, а также в виде выставочных образцов, автоматизированные морские измерительные системы включают класс малогабаритных надводных управляемых носителей аппаратуры. Такие мобильные системы удобны для инженерных изысканий в небольших водоёмах, а также в сложных условиях, например, в горных реках (доклад James Williams, Swathe Services, UK, «The Z-Boat – An innovative platform for mapping difficult areas to access”).
Буксируемые управляемые подводные аппараты в настоящее время также существенно автоматизируются. В частности, широко известная в мире компания VideoRay, специализирующаяся на выпуске подводных буксируемых аппаратов (ПБА), представила доклад Chris Gibson, VideoRay LLC, USA «Autonomous mini ROV inspection and survey - the benefits of smaller, lighter and ultra portable ROVs» о принципиально новой системе автоматического подводного наведения ПБА на обследуемый подводный объект.
Новый тип ПБА включает многолучевой гидролокатор BlueView, интегрированный с видео камерой с помощью специального программного пакета Copilot. Программный пакет CoPilot также интегрирует данные навигационной системы подводного позиционирования. С помощью использования указанного программно- измерительного комплекса ПБА может выходить автоматически на подводную цель, которая задаётся либо координатами, либо геометрическими характеристиками.
В докладе представлена демонстрация работы такого ПБА в реальных условиях чрезвычайно плохой подводной видимости. Большое внимание в докладах на конференции уделено применению методов и средств повышения точности позиционирования навигационных систем. Представлены описания комплексов, включающих комбинации инерционных и спутниковых систем интегрированных специальным программным обеспечением.
В докладе Alban Bouchard, iXBlue, France «New iXBlue concept for high precision metrology» представлены данные измерений полученных в реальных условиях размещения подводной трубопроводной системы на ряде морских нефтяных месторождений. Показано, что точность такого позиционирования может достигать 2-3 см.
Также представлял интерес доклад Andrew Mckeown, Subsea 7, UK и Nick Street, Sonardyne International, UK «Bundle monitoring - the history of bundle projects and tows and the requirements of a bundle monitoring system» о применении системы контроля положения трубопровода большого диаметра в процессе его укладки на дно. С помощью акустических средств позиционирования и специальных методов учёта погрешностей удаётся получить малую погрешность определения положения и ориентации трубопровода.