Начнем, как всегда, с краткой исторической справки.
Датой основания Находкинского судоремонтного завода (НСРЗ) считается 20 июня 1951 г. Именно в этот день Министр Морского флота СССР издал приказ "Об организации докового участка на строящемся заводе № 4 в бухте "Находка". Вскоре у предприятия появился и собственный плавучий док. С 1953 по 1956 гг. НСРЗ обзаводится первым производственным зданием механосборочного цеха, отдельным корпусно-сварочным цехом и литейно-кузнечным. В 1972 г. завершаются работы по строительству причальной линии, докового пирса, здания заводоуправления. Создается специализированное КБ по судостроению. С 1977 по 1986 гг вводится в эксплуатацию глубоководный пирс №1 и пирс №2, наконец, запускается весь блок цехов.
Несмотря на свою судоремонтную специализацию, у НСРЗ большой судостроительный опыт. На счету предприятия палубные буксиры лихтеровозной системы LASH типа "Булат", плавпричалы, пассажирские теплоходы типа "Находкинский рабочий", самоходные рейдовые плашкоуты грузоподъёмностью 150 тонн, зачистные станции типа "Светлая", несамоходные паровые плавкраны "Драво" и "Вилей" грузоподъёмностью 90 тонн, рыбопромысловые суда.
НСРЗ принимало и принимает участие в крупных проектах. Среди первых таких заказов "Катя" и "Стёпа" – суда понтонного типа, построенные для ЗАО "Тихоокеанская мостостроительная компания", которое как раз возводило мостовой переход через бухту Золотой Рог для форума АТЭС-2012. Строительство для ООО "Восточный нефтехимический терминал" плавучего причала 70 м длиной, 22 м шириной и весом 320 тонн. Также отметим строительство самоходной баржи "Гранд-555" типа "Славянка" по заказу АО "Чукотская торговая компания" и танкера "Сахалин" для ОАО "Роснефть". Последний проект, как отмечают на сайте предприятия, действительно вывел завод на совершенно иной уровень компетенций. Никогда прежде в Находке, да и во всём Приморье, суда такого класса и водоизмещения не строились. Сотрудники НСРЗ даже проходили обучение в Польше и Китае в связи с этим.
Всего за годы работы Находкинский судоремонтный завод построил порядка 179 судов.
"Квоты под киль"
Сегодня, как мы уже отмечали, в Находке строят краболовы, ну и, конечно, завод продолжает заниматься судоремонтом. Общая загрузка в районе 80%. Непоследнюю роль в этом играет естественная конкуренция за клиента, а также расположенная рядом Поднебесная. Как известно, многие судовладельцы предпочитают на серьезный ремонт уходить именно в Китай, потому что там дешевле и быстрее, пусть и менее качественно. Не помогает даже нулевой НДС, ведь, чтобы он заработал, для начала надо бы, чтобы было достаточное количество судов на ремонте. Как отмечает технический директор НСРЗ Евгений Холодилов, предприятие даже и не против НДС платить, лишь бы заказы были. Одновременно с этим справедливо будет заметить, что на момент нашего посещения завода, суда на ремонте стояли. В основном, это госкомпании и те, кто привык работать именно с НСРЗ.
Завод, кстати, располагает восемью стапельными местами, на которых может идти как ремонт, так и сборка судов. Слипом с 12 косяковыми тележками (сами ремонтируют их при необходимости) общей протяженностью около 150 м и грузоподъемностью 2500 тонн, шестью действующими причалами общей протяженностью 904 м, двумя глубоководными пирсами с кранами грузоподъемностью от 10 до 32 тонн.
Всё это позволяет легко доковать суда подходящей длины, шириной до 20 м и осадкой до 5 м. Есть на предприятии и собственный плавучий док грузоподъёмностью 8500 тонн, длиной – 155 м, с возможностью принимать суда до 25,5 м. На нём установлены два крана грузоподъёмностью по 5 тонн каждый.
В судостроении задействованы четыре цеха: механосборочный, электромеханический, доково-ремонтный и корпусно-сварочный. Перед тем, как приступить к строительству краболовов, в механосборочном цехе соорудили специальную постель, где поныне собираются части корпуса.
В целом, завод полностью оснащен, чтобы выполнять все свои функции и сдавать заказы в срок. Для первой волны квот даже необходимое оборудование для краболов успело поступить.
Так мы неожиданно для себя оказались на складе, где встретили двигатели фирмы Yanmar. На новые заказы уже пойдет оборудование других производителей.
"Работа идет, как надо. Возможно, к моменту, когда выйдет ваша статья, мы полностью передадим первый краболов; заказчик сейчас как раз бумагами занимается. Остальные суда по первой волне квот или на этапе насыщения, или почти к нему подошли", – рассказывает технический директор НСРЗ Евгений Холодилов; работает на заводе 2,5 г., до этого служил на корабле, ныне – капитан 2-го ранга запаса.
Механосборочный цех
Порадовал оснащением, целой крышей и сразу шестью большими пролетами. Не хватает тут только отопления, но подобная ситуация в больших заводских помещениях нередкость. Именно здесь зарождаются первые элементы судна.
Встреченное нами оборудование: два пресса пропиской из СССР на 1200 и 500 тонн усилия. Станки по сей день качественно выполняют свою работу и не требуют замены. Главное – вовремя их обслуживать.
Автоматическое оборудование для газо-плазменной резки металла, линию для обработки и пиления профильного металла, сверлильную систему V-600.
В производственном цикле по изготовлению металлоконструкций используются DLT-100 и DLT-200 на пневмоходу и транспортер грузоподъёмностью 430 тонн.
Также нас ознакомили с устройством кильблоков, которые завод производит сам, и показали процесс восстановления металлоконструкций.
Доково-ремонтный цех
Тут отметим лишь самое интересное – редкий в своем роде станок ДИП-700. На нем можно обрабатывать валы длиной до 15 м, чем тут, собственно, и занимаются.
Передвижной ангар
Хотя и не ноу-хау, однако до этого подобных сооружений нам не приходилось встречать.
"Движется по рельсам, в нем можно собирать различные металлоконструкции. Идеальное решение при плохой погоде как летом, так и зимой. Также в нем можно перемещать собранные конструкции", – раскрывает секрет ангара технический директор НСРЗ Евгений Холодилов.
Покрасочный цех
Расположен также на улице, в чем-то похож на передвижной ангар, только здесь занимаются окрашиванием элементов судна.
Красками, как можно увидеть на фотографиях, пользуются исключительно российскими.
Достроечная набережная
Именно сюда из механосборочного цеха доставляют элементы корпуса, которые потихоньку обретают форму судна. Конкретно на фотографии ниже можно увидеть элементы днища.
На НСРЗ, как и на других заводах, стараются все самые сложные работы выполнить на стапеле, до того, как судно будет спущено.
Обычно это погрузка винторулевой группы и главного двигателя. Но порой ГД загружают уже на воде. Все зависит от проекта и конкретной ситуации.
На достроечной набережной мы встретили два сформированных корпуса.
По тому, насколько грамотно была выполнена работа, можно говорить, что специалисты НСРЗ постарались. Важно понимать, что подобные проекты заводу ещё не приходилось делать, и видеть, как предприятие достигает поставленных целей более чем приятно.
Около достроечной набережной – два спущенных на воду краболова. На них уже идёт работа по насыщению.
Проект Сса5712LS
На Дальнем Востоке НСРЗ является центром строительства этих краболовов. По первой волне "Квот под киль" (контракт подписан в 2020 г.) предприятие должно передать пять судов для ООО "Антей Север", два судна для ООО "ТРК" и одно для ООО "Алестар". Суда предназначены для эксплуатации в Северном и Дальневосточном рыбохозяйственных бассейнах России.
Технические характеристики проекта Сса5712LS:
- Длина – 57,7 м;
- Ширина – 12,6 м;
- Осадка – 4,84 м;
- Дедвейт – 650 тонн;
- Скорость полного хода – 12,6 узлов;
- Объем танков для перевозки живого краба – 440 м3;
- Емкость по живому крабу – 110 тонн;
- Площадь кормовой рабочей палубы – 140 м2;
- Автономность – 40 суток;
- Мощность ГД – 1620 кВт;
- Экипаж – 24 человека.
Кадры
Завершим нашу статью про НСРЗ на самом остром – кадровом вопросе.
Как и в случае с другими предприятиями, здесь своими сотрудниками дорожат, стараются их всячески поддерживать, а также обеспечивать достойной заработной платой и жильем, но полностью решить вопрос "кадрового голода" пока что не удается.
НСРЗ предлагает при устройстве стандартный социальный пакет, обеспечивает своих сотрудников спецодеждой, иногородним предоставляется место в одном из трёх современных общежитий, позволяющими разместить более 230 человек.
Находкинский судоремонтный завод одно из тех редких предприятий, где в столовой сотрудников кормят бесплатно.
Для вахтовиков есть завтраки.
А на этом все. Оставайтесь с нами, и вскоре мы расскажем про будни всех судостроительных заводов России.