В мае 1977 года со дна пролива был поднят непосредственный участник битвы за освобождение Керчи – десантный мотобот проекта 165. В 1943 году здесь проходила Эльтигентская десантная операция.
Разработанный в годы Великой Отечественной войны сотрудниками КБ "Вымпел" десантный катер повышенной живучести был очень необходим фронту. Мотобот проекта 165 мог перевозить и высаживать на берег до 60 десантников с личным вооружением. Имея экипаж три человека и мореходность 4–5 баллов, катер мог удаляться от берега на расстояние до 20 миль. В период с 1942 по 1945 год для Волжской и Черноморской флотилий было изготовлено более 150 десантных мотоботов, они принимали активное участие в высадке десанта в Новороссийске, освобождении Тамани и Керченско-Эльтигенской операции.
Комсомольцами судостроительного завода "Залив" корабль был полностью восстановлен: по чертежам были воссозданы поврежденные в бою части корпуса, отремонтирована палуба и орудия. В ноябре 1978 года, в 35-летнюю годовщину сражений, установленный на пьедестал, мотобот стал памятником мужества и героизма советских моряков и символом поселка Героевское.
С тех времен несут над ним шефство керченские корабелы, ежегодно облагораживая территорию, подправляя пьедестал и подкрашивая корпус. В этом году по инициативе Восточно-Крымского историко-культурного музея-заповедника на мотоботе было решено провести полномасштабные противоаварийные и восстановительные работы.
Весь объем этих работ снова, как и в далеких семидесятых, взяли на себя керченские судостроители. В течение полутора месяцев специалисты цеха №32 спецконструкций и устройств трудились над ремонтом памятника. Заменили весь прогнивший и проржавевший металл днищевых и бортовых секций, заново накрыли палубу, изготовили новые фундаменты под орудия. Всего на корпусе заменили более пяти тонн металла при общем весе 11 тонн.
Судовыми малярами были выполнены все окрасочные работы, причем делалось это с соблюдением современных технологий окрашивания, чтобы агрессивный ветер и влажность, идущая с моря, имели наименьшее воздействие. Все работы по реконструкции выполнялись в строгом соответствии с технической документацией, ведь сохранить историческую ценность памятника, обозначенного как объект культурного наследия, крайне важно, сообщает пресс-служба АО "Судостроительный завод имени Б.Е. Бутомы".
Особо отмечены непосредственные участники работ – электросварщики – Андрей Мушта, Александр Морозов, Виктор Климов и Анатолий Никифоров. А также сборщики корпусов металлических судов – Александр Дубенко и Михаил Яцуна, судовые сборщики-достройщики – Михаил Бахмат, Александр Запорожец, Сергей Калашников, Сергей Осадчий, Юрий Пестроухов и Сергей Яцковец, машинист крана Эдем Менгазиев.