Санкт-Петербургский государственный морской технический университет и ФГУП "Крыловский государственный научный центр" подписали договор о создании базовой кафедры. Об этом рассказал и.о.ректора СПбГМТУ Евгений Апполонов.
В соответствии с договором, на базе Крыловского научного центра университетом создается структурное подразделение – кафедра "Прочности и конструкции корабля", относящаяся к факультету "Кораблестроения и океанотехники".
Целью деятельности базовой кафедры станет совершенствование качества образования путем использования в образовательной деятельности результатов научно-исследовательских работ, новых знаний и достижений науки и техники, расширения исследовательского принципа обучения и научной составляющей образовательной деятельности, в том числе, за счет привлечения студентов к проведению научных исследований под руководством работников научного центра.
Базовая кафедра обеспечит учебный процесс по направлениям подготовки и основным образовательным программам: "Кораблестроение, океанотехника и системотехника объектов морской инфраструктуры" и "Прикладная механика" для бакалавров и студентов, учащихся в магистратуре вуза.
Также предполагается специалитет – 26.05.01 "Проектирование и постройка кораблей, судов и объектов океанотехники". Обучение в аспирантуре будет проходить по программе – 26.06.01 – "Техника и технологии кораблестроения и водного транспорта".
Подготовка студентов на базовой кафедре предусматривает освоение ими в соответствии с учебным планом специальных дисциплин, выполнение научно-исследовательской работы, которая должна завершиться подготовкой
и защитой выпускной квалификационной работы в бакалавриате и магистерской диссертации в магистратуре.
Крыловский научный центр обязуется назначать заведующего кафедрой по согласованию с вузом, представляет кандидатуры преподавателей специальных дисциплин, обеспечивает условия для обучения студентов кафедры и подготовки ими научных работ, а также предоставляет учащимся доступ к научно-экспериментальному оборудованию лабораторий.
Кроме того, студентам кафедры, добившимся высоких показателей при выполнении НИР и ОКР, будет выплачиваться вознаграждение, а выпускникам кафедры Крыловский ГНЦ окажет содействие в трудоустройстве по профилю образовательных программ.
Как комментирует Евгениий Апполонов, университет, со своей стороны, выделяет набор преподавателей из числа ведущих и молодых специалистов. Они создают программы, подбирают группы студентов, будут читать лекции по классическим курсам, организовывать практические занятия на экспериментальном оборудовании предприятия.
Таким образом, внутри предприятия образуется университетская группа, состоящая из преподавателей и студентов. Преподаватели вуза тесно сотрудничают со своими коллегами из научного центра. Студенты также начнут взаимодействовать с персоналом предприятия, участвуя в экспериментах, в расчетных исследованиях и т.д. В результате этого процесса, преподаватели начнут втягиваться в научную и проектную работу соответствующего подразделения Крыловского ГНЦ, и на этой основе будет формироваться научная работа, осуществляемая университетом по заказу предприятия с участием и студентов и преподавателей вуза.
По мнению и.о.ректора СПбГМТУ, такой механизм даст толчок развитию в университете научной работы и через нее повысит качество образования. "Если мы создадим базовые кафедры на большинстве предприятий судостроительной промышленности Санкт-Петербурга, мы выведем наш образовательный и научный процесс на совершенно новый уровень" - говорит Евгений Апполонов.
Студент-бакалавр в процессе обучения приобщится к научным исследованиям, сможет сформулировать тему своей работы, защитить ее. После этого он, при желании, может остаться работать на том же предприятии, и, накопив дополнительный, практический опыт, поступит в магистратуру, а затем и в аспирантуру. Что особенно ценно –
научные изыскания студентов станут более предметными, конкретными, приближенными к практике судостроения.
У вуза также имеется предварительный договор о создании базовых кафедр с Центром технологии судостроения и судоремонта, с рядом предприятий, занимающихся подводным судостроением. На повестке дня договоренности с предприятиями, специализирующимися в надводном судостроении и приборостроении.