Чем сложнее становятся лодки, чем глубже они погружаются - тем выше требования, которые предъявляются к аварийно-спасательной службе флота. Советский Союз еще в 1960-е годы начал проектировать специальные аппараты-спасатели, чтобы вытаскивать с глубины экипажи подводных лодок.
Советские специалисты отмечали, что появление в составе ВМФ СССР подводных снарядов (СПС) проектов 1837 и 1837К стало революционным этапом в развитии всей поисково-спасательной службы. Это был резкий технический скачок, позволивший проникать в глубинный мир морей и океанов.
В 1962 году конструкторское бюро "Лазурит", выполняя плановое задание, развернуло проектно-исследовательские работы по теме "Робот" в поиске конструктивных решений по созданию самодвижущего снаряда для выполнения подводных работ без помощи водолазов на глубинах до 500 метров. КБ намеревалось подготовить материал для составления тактико-техническогозадания на проектирование подводного снаряда.
В результате проведенной работы, которую закончили осенью 1963 года, удалось показать, что создание СПС на достигнутом уровне развития отечественного судостроения вполне возможно.
Осенью 1967 года конструкторскому бюро поручили разработать проект подводного спасательного снаряда, а если быть более точным — специальной сверхмалой спасательной подлодки, которая могла выполнять следующие задачи:
Техзаданием предусматривалась эксплуатация СПС совместно со спасательным судном проекта 537, а также со специально спроектированной спасательной субмариной проекта 940 "Ленок".
В 1970 году на нижегородской судоверфи "Красное Сормово" был спущен на воду первый аппарат — АС-1 проекта 1837. Во время испытаний командование опытной мини-субмариной взял на себя старший лейтенант В.И.Маврин, с которым аппарат успешно прошел все испытания, а с 1971 по 1973 года — опытную эксплуатацию на Черноморском флоте.
После успешно проведенных испытаний и эксплуатации в Черном море руководство министерства обороны СССР приняло решение о строительстве серии СПС, а с 1974-го началось строительство по модернизированному проекту — 1837К, который мог выполнять функции как спасательного, так и рабочего аппарата.
Служба аппаратов редко где афишировалась, но известно, что с 1975-го по 1990 год объем работ с участием СПС возрастал. Если с 1975-го по 1985 годы по всем флотам СССР было выполнено около 500 глубоководных работ, то с 1986-го по 1990 год 500 работ было выполнено на одном только Черноморском флоте. Из них — более 50 подъемов затонувших грузов, стоимость отдельных образцов которых превышала стоимость создания подводного аппарата.
Достоверно известно, что СПС проекта 1837 и 1837К выполняли ряд подводно-технических работ на месте крушения южнокорейского "Боинга", сбитого в воздушном пространстве Советского Союза над Охотским морем. В работах принимали участие СМС АС-14 и АС-19 (проект 1837К).
На месте катастрофы теплохода "Адмирал Нахимов" действовали аппараты АС-4и АС-11 (проект 1837).
Всего было построено девять спасательных подводных аппаратов, четыре из которых — по проекту 1837К. К сожалению, на сегодняшний день остался только один — АС-5. Он находится на Балтийском флоте, но вполне возможно, что его переведут обратно в Севастополь.
Эксплуатация аппаратов проекта 1837 и 1837К оказала существенное влияние на будущие спасательные снаряды. Будучи первыми подобными аппаратами, они дали огромный положительный опыт и задали направление для дальнейшего развития конструкторской мысли в области проектирования подобных средств спасения подводников. Но самое главное — именно с появлением аппаратов проекта 1837 у экипажей появился реальный шанс на спасение в случае аварийной ситуации на ПЛ. Эти первые аппараты подарили подводникам надежду и вселили уверенность в том, что в беде их не оставят, а будут всеми силами бороться за их спасение.
В 1962 году конструкторское бюро "Лазурит", выполняя плановое задание, развернуло проектно-исследовательские работы по теме "Робот" в поиске конструктивных решений по созданию самодвижущего снаряда для выполнения подводных работ без помощи водолазов на глубинах до 500 метров. КБ намеревалось подготовить материал для составления тактико-техническогозадания на проектирование подводного снаряда.
В результате проведенной работы, которую закончили осенью 1963 года, удалось показать, что создание СПС на достигнутом уровне развития отечественного судостроения вполне возможно.
Осенью 1967 года конструкторскому бюро поручили разработать проект подводного спасательного снаряда, а если быть более точным — специальной сверхмалой спасательной подлодки, которая могла выполнять следующие задачи:
- спасение экипажа аварийной подлодки "сухим" способом путем многократного приема спасенных под водой и их последующая транспортировка на спасательное судно группами по 10 человек.
- выполнение собственными средствами простых подводных работ для поддержания жизнедеятельности личного состава аварийной субмарины во время подготовки к ее спасению, а также при выполнении предварительных операций по подъему затонувшей подлодки.
Модель спасательного подводного снаряда проекта 1837 / Форум Авиабаза |
Техзаданием предусматривалась эксплуатация СПС совместно со спасательным судном проекта 537, а также со специально спроектированной спасательной субмариной проекта 940 "Ленок".
В 1970 году на нижегородской судоверфи "Красное Сормово" был спущен на воду первый аппарат — АС-1 проекта 1837. Во время испытаний командование опытной мини-субмариной взял на себя старший лейтенант В.И.Маврин, с которым аппарат успешно прошел все испытания, а с 1971 по 1973 года — опытную эксплуатацию на Черноморском флоте.
После успешно проведенных испытаний и эксплуатации в Черном море руководство министерства обороны СССР приняло решение о строительстве серии СПС, а с 1974-го началось строительство по модернизированному проекту — 1837К, который мог выполнять функции как спасательного, так и рабочего аппарата.
Спасательные подводные снаряды проекта 1837 / "Доктор" Форумы авиабазы |
Служба аппаратов редко где афишировалась, но известно, что с 1975-го по 1990 год объем работ с участием СПС возрастал. Если с 1975-го по 1985 годы по всем флотам СССР было выполнено около 500 глубоководных работ, то с 1986-го по 1990 год 500 работ было выполнено на одном только Черноморском флоте. Из них — более 50 подъемов затонувших грузов, стоимость отдельных образцов которых превышала стоимость создания подводного аппарата.
Достоверно известно, что СПС проекта 1837 и 1837К выполняли ряд подводно-технических работ на месте крушения южнокорейского "Боинга", сбитого в воздушном пространстве Советского Союза над Охотским морем. В работах принимали участие СМС АС-14 и АС-19 (проект 1837К).
На месте катастрофы теплохода "Адмирал Нахимов" действовали аппараты АС-4и АС-11 (проект 1837).
Всего было построено девять спасательных подводных аппаратов, четыре из которых — по проекту 1837К. К сожалению, на сегодняшний день остался только один — АС-5. Он находится на Балтийском флоте, но вполне возможно, что его переведут обратно в Севастополь.
Спасательные подводные снаряды проекта 1837 / "Доктор" Форумы авиабазы |
Эксплуатация аппаратов проекта 1837 и 1837К оказала существенное влияние на будущие спасательные снаряды. Будучи первыми подобными аппаратами, они дали огромный положительный опыт и задали направление для дальнейшего развития конструкторской мысли в области проектирования подобных средств спасения подводников. Но самое главное — именно с появлением аппаратов проекта 1837 у экипажей появился реальный шанс на спасение в случае аварийной ситуации на ПЛ. Эти первые аппараты подарили подводникам надежду и вселили уверенность в том, что в беде их не оставят, а будут всеми силами бороться за их спасение.