Начнем с проекта MPSV06
MPSV06 – отлично зарекомендовавшее себя многофункциональное аварийно-спасательное судно – ледокол классом Icebreaker 6 с неограниченным районом плавания и ледокольным форштевнем, а также крейсерской кормовой оконечностью. MPSV06 отличается удлиненной двухъярусной надстройкой бака, носовым расположением жилой надстройки и машинным отделением в средней части. На судне используется дизель-электрическая энергетическая установка c двумя азиподами и носовыми подруливающими устройствами.
Всего их было отдано заказчику два. "Берингов пролив" и "Мурман" заложили в 2013 году, а сдали уже в конце 2015 года. Оба судна строили в Германии на верфи "Нордик Ярдс Висмар ГмбХ" в городе Висмар. Интересный факт: к разработке проекта приложили руку и Морское Инженерное Бюро и АО "Нордик Инжиниринг". Кстати, по проекту MPSV06M (проектную документацию разрабатывает КБ "Вымпел") на ПСЗ "Янтарь" весной текущего года начнется строительство ещё одного аварийно-спасательного судна. Контракт заключен с ФКУ "Дирекция государственного заказчика программы развития морского транспорта".
Параметры MPSV06:
Назначение MPSV06:
Помимо этого в интересах Морспасслужбы специалисты "Нордик Инжиниринг" разрабатывают полный комплект конструкторской документации противопожарного аварийно-спасательного судна NE011 и многофункционального аварийно-спасательного судна NE025.
На данный момент судно проекта NE011 "Николай Семенченко" (заложено 22.01.2020 года), строящееся на Ахтубинском судостроительно-судоремонтном заводе, уже спущено на воду (20.08.2021 года), но заказчику ещё не передано.
NE011 имеет ограниченный район плавания R2 и ледовый класс Ice3. Машинное отделение среднего расположения, энергетическая установка двухвальная, дизельная, двухъярусная рубка расположена в носу. Также судно может порадовать открытой рабочей палубой в кормовой части и носовым подруливающим устройством.
Параметры NE011:
Назначение NE011:
В середине декабря прошлого года на Окской судоверфи заложили пять аварийно-спасательных судна проекта NE025. Передать буксиры Морспасслужбе планируют в 2023 году. Первые два судна уйдут в Мурманск, другие два припишут к порту Петропавловск-Камчатский, ещё одно к порту Архангельск. Важно отметить, что эти аварийно-спасательные судна строят в рамках федерального проекта по развитию инфраструктуры Северного морского пути.
Параметры NE025:
Назначение NE025:
В чем-то схожие многофункциональные морские буксиры проекта Т3150-3Д (разработан "Морским инжиниринговым центром СПб") заложили на "Зеленодольском заводе имени А.М. Горького".
В Зеленодольске заложили три многоцелевых морских буксира / Фото: "Зеленодольский завод имени А. М. Горького", ОАО |
Параметры Т3150-3Д:
Назначение Т3150-3Д:
Но вернемся к MPSV06, ведь есть и третье судно этого проекта – "Керченский пролив". Заложено было 21.07.2010 года на Амурском судостроительном заводе. Спущено на воду 30.10.2020 года. По мнению "Ъ" загвоздки в строительстве связаны с санкциями: компании из Европы попросту отказались проводить инспекцию, монтаж, пусконаладку и испытания пропульсивного оборудования Rolls-Royce и интегрированной системы управления Kongsberg.
Интересное замечание по поводу технических возможностей MPSV06 в своей авторской статье на нашем сайте сделал Виктор Николаевич Илюхин, доктор технических наук, профессор, более 30 лет занимающийся развитием системы поисково-спасательного обеспечения морской деятельности. Он отметил, что на MPSV06 "не предусмотрены транспортировка глубоководных спасательных аппаратов (СГА) и проведение с ними спускоподъёмных операций, но кормовое спускоподъёмное устройство (СПУ) по своим грузоподъёмности и размерам позволяет выполнять подобные работы. На палубе в кормовой оконечности этих судов также возможно разместить транспортабельные декомпрессионные барокамеры".
Тем, кому интересна тема аварийно-спасательного флота России в обязательном порядке рекомендуем прочитать эту статью.
Проект MPSV07
Уникальность многофункциональных аварийно-спасательных судов ледового плавания проекта MPSV07 в их оснащенности и технических возможностях. Эти спасатели имеют неограниченный район плавания, могут ходить по трассам Северного морского пути. Винто-рулевой комплекс MPSV07 спроектирован под ледовую категорию Arc 5, при этом есть возможность эксплуатации судна и при температурах до -40°С. Запасы топлива расположены в диптанках в районе машинного отделения. Вместимость цистерн позволяет судну находиться на дежурстве в автономном режиме до 20 суток. Главная энергетическая установка состоит из четырех главных дизель-генераторов мощностью по 1370 кВт каждый.
Передано заказчику четыре таких судна, построили их на Невском судостроительно-судоремонтном заводе по проекту Морского Инженерного Бюро. "Спасатель Карев" заложили 22.09.2009 года, передали заказчику 25.10.2012, "Спасатель Кавдейкин" заложили 6.04.2010 года, передали – 19.07.2013. "Спасатель Заборщиков" – 17.05.2010 / 17.12.2013. "Спасатель Демидов" – 25.04.2013 / 04.12.2015. Пятое судно "Спасатель Ильин" ещё строится на Судостроительном заводе "Залив" имени Б.Е. Бутомы в Керчи. Спущено на воду 21.02.2019 года.
Упоминаний о славных трудовых подвигах MPSV07 в сети предостаточно. Среди прочего отметим участие "Спасателя Карева" в 2013 году в учениях "BALEX DELTA 2013" в Германии, участие в буксировке подводной лодки из Санкт-Петербурга в Калининград в 2014 году в сложных зимних условиях, а ещё это судно как-то раз в условиях восьмибалльного шторма приняло на борт 21 члена экипажа буровой платформы GSP Saturn. "Спасателя Демидову" за время своей службы довелось взять на буксир дрейфующий в Черном море танкер "Канди".
Параметры MPSV07:
Назначение MPSV07:
Рассказ об MPSV07 вновь завершим обращением к Виктору Николаеву Илюхину. Как он отметил в своей статье, "для повышения возможностей системы аварийно-спасательного обеспечения (АСО) АЗ РФ организовано несение аварийно-спасательной готовности судами проектов MPSV06 и MPSV07 в акватории СМП, а также привлечение данных судов к несению аварийно-спасательной готовности на морских объектах нефтегазовых месторождений на арктическом шельфе".
А говорит это ни о чем другом, как о серьезной востребованности и пользе, которую приносят суда проекта MPSV07.
Проект MPSV12
Наклонный форштевень и крейсерская кормовая оконечность, удлиненная двухъярусная надстройка бака, резиновые накладки по бортам для близкого подхода к терпящим бедствие судам, мощный кран, система динамического позиционирования, и, конечно, необитаемый телеуправляемый подводный аппарат, способный погружаться на глубину до 3000 метров – все это MPSV12. А если ещё и вспомнить о том, что многофункциональный буксир-спасатель такого проекта также является и мелкосидящим, то ценность его вырастает в разы.
Всего передано заказчику четыре спасателя. "Бахтемир" заложен 2.06.2015 года и сдан 16.05.2019 года, "Калас" заложен одновременно с "Бахтемиром" и сдан 6.12.2019 года. "Бейсуг" – 16.12.2015 / 26.12.2020, "Пильтун" – 11.03.2016 / 15.12.2021. Все суда построены на Невском судостроительно-судоремонтном заводе. Ещё один многофункциональный буксир-спасатель строится на Окской судоверфи, его киль был заложен 11.11.2021 года.
Параметры MPSV12:
Назначение MPSV12:
Чем хорош MPSV12?
Безусловно своей уникальной конструкцией с небольшой осадкой, позволяющей ему как можно ближе подойти к судну, севшему на мель. Двумя открытыми ледовыми винтами регулируемого шага и ледовым классом Arc5. Скоростью: при создании концепта MPSV12 проводилось глубокое исследование, которые повлияло на выбор пропульсивного комплекса, обводов главных размерений и т.д. Итог – скорость хода на глубокой тихой воде для свежеокрашенного корпуса без обрастания при осадке 3,2 м при 85% мощности ГД составляет не менее 14 узлов.
Кстати, "Бейсуг" специалисты Корабел.ру имели возможность посетить лично, после чего родился отличный репортаж и видеосюжет.
Отдельно стоит отметить возможность буксира-спасателя создавать водяной заслон во время спасения судна, а также возможность принять на борт до 150 человек: в специальном салоне для спасенных, двух офисах, тренажерном зале, кают-компании и салоне для отдыха. На судне расположен медицинские амбулатория и стационар на два места, изолятор.
В заключение нашего обзора обратимся к комплексному плану модернизации и расширения магистральной инфраструктуры не период 2025 года, согласно которому обеспечение нужд Северного морского пути предусматривает строительство 16 аварийно-спасательных судов ледового класса:
Подписка Корабел.ру экономит ваше время Подпишитесь на ежедневную рассылку новостей и будьте в курсе всего самого важного и интересного! |
В Северном Ледовитом океане идет процесс ледообразования, чистыми остаются лишь два моря 21:15 , 20 Ноября 2024 / судоходство |
В Архангельске с 21 ноября пассажирские теплоходы уступят место буксирам 21:00 , 20 Ноября 2024 / судоходство |
За шесть лет мощности морских портов РФ вырастут на 200 млн тонн - Михаил Мишустин 20:45 , 20 Ноября 2024 / порты |
"Спецкабель" провел первую экскурсию в рамках проекта #ОткройМоспром 17:57 , 20 Ноября 2024 / пресс-релизы |
КЕДР представит новинки своей продукции на форуме-выставке "Российский промышленник" 17:14 , 20 Ноября 2024 / пресс-релизы |
Установлены общие допустимые объемы вылова в Северо-Восточной Атлантике 17:06 , 20 Ноября 2024 / рыболовство |
Россия будет наращивать темпы строительства ледоколов для Севморпути - Мишустин 16:23 , 20 Ноября 2024 / судостроение |
Инвестиции в новые суда помогают ASCO добиться целей по декарбонизации 16:04 , 20 Ноября 2024 / судоходство |