19 ноября Государственные Научный Центр РФ АО "Концерн "ЦНИИ "Электроприбор" отмечает 95-летие.
Всплытие советской подводной лодки из-подо льда в районе Северного полюса, 1980 г. / Фото: "Концерн ЦНИИ Электроприбор" |
Награждение "Электроприбора" орденом Трудового Красного знамен / Фото: Концерн "ЦНИИ "Электроприбор" |
Одним из важнейших достижений этих лет было создание отечественного гирокомпаса, первый образец которого был разработан в 1939 году. В 1946 г. за эту разработку сотрудниками "Электроприбора" была получена вторая Государственная премия.
Электростатический гироскоп в разрезе Фото: Концерн "ЦНИИ "Электроприбор" |
Разработанные в ЦНИИ "Электроприбор" навигационные комплексы "Сила" и "Сигма" обеспечили поход советской ПЛ К-3 "Ленинский комсомол" к Северному географическому полюсу в 1962 году, переход двух АПЛ с Северного флота на Тихоокеанский северным (1963 г.) и южным (1966 г.) маршрутами.
В 1967 году специалисты ЦНИИ приступили к разработкам неуправляемых гироскопов с электростатическим подвесом сферического ротора (ЭСГ) и ИНС на их основе. В 1979 году была создана высокоточная ИНС геометрического типа на ЭСГ и комплекс "Симфония". Позднее комплекс прошел глубокую модернизацию, и в 2021 году за разработку навигационного комплекса 4-го поколения коллектив Государственного научного центра РФ АО "Концерн "ЦНИИ "Электроприбор" был награжден премией российского правительства в области науки и техники.
Председатель Правительства РФ М.В.Мишустин вручает премию Правительства в области науки и техники генеральному директору АО "Концерн "ЦНИИ "Электроприбор" А.В.Соколову / Фото: "Концерн ЦНИИ Электроприбор" |
Сегодня на долю концерна приходится 85 % производимых в стране навигационных комплексов и систем для военно-морской техники. "Электроприбор" поставляет новые навигационные комплексы на строящиеся и переоборудуемые подводные лодки всех проектов, глубоководные аппараты и подводную технику специального назначения.
Производство преформ для вытяжки оптического волокна / Фото: Концерн "ЦНИИ "Электроприбор" |
Вытяжка оптического волокна Фото: Концерн "ЦНИИ "Электроприбор" |
В последние годы в навигационных комплексах все чаще применяются бесплатформенные инерциальные навигационные системы (БИНС). Они постепенно замещают системы гироскопической навигации и стабилизации традиционной карданной конструкции предыдущего поколения. БИНС обладают рядом несомненных преимуществ, главные из которых: простота конструкции, сокращенное время запуска, низкое энергопотребление, более высокая надежность и меньшая стоимость. В ЦНИИ "Электроприбор" создан модельный ряд БИНС различного назначения на базе волоконно-оптических гироскопов (ВОГ).
Для обеспечения полного цикла производства волоконно-оптических гироскопов в концерне создан Центр волоконной оптики.
На рубеже веков "ЦНИИ "Электроприбор" расширил тематику своих работ, приступив к разработке принципиально нового на тот момент перископного комплекса подводных лодок.
Перископный комплекс "Парус" / Фото: Концерн "ЦНИИ "Электроприбор" |
Созданный комплекс "Парус-98" стал первым в России, включающим, кроме командирского перископа традиционной конструкции, также и многофункциональную оптронную мачту, не проникающую в прочный корпус ПЛ. Сегодня концерн "ЦНИИ "Электроприбор" является единственным в стране разработчиком и производителем перископных комплексов. "Парус-98" поставляется на модернизируемые и вновь разрабатываемые перспективные подводные лодки, а также по экспортным контрактам.
Гравиметр "Чекан-АМ" Фото: Концерн "ЦНИИ "Электроприбор" |
Также в интересах проведения геофизических исследований в концерне разработаны астрономо-геодезические комплексы определения параметров гравитационного поля, по своим точностным характеристикам не имеющие аналогов не только в стране, но и в мире.
С 2002 года в связи с включением в состав "ЦНИИ "Электроприбор" КБ "Связьморпроект" в концерне развивается направление систем и комплексов связи, антенно-фидерных устройств. За 20 лет коллективом созданы автоматизированные комплексы радиосвязи для подводных лодок, АНПА; интегрированные комплексы внутрикорабельной связи и трансляции; широкая линейка антенно-фидерных устройствподводных лодок и надводных кораблей; всплывающие аварийно-информационные устройства и морские аварийные буи.
Электронная картографическая навигационная информационная система "Маркер-М" / Фото: Концерн "ЦНИИ "Электроприбор" |
Концерн усиливает свое присутствие и в сегменте гражданской продукции. На российском рынке судового оборудования представлена широкая линейка навигационных приборов производства ЦНИИ "Электроприбор": спутниковый и магнитные компасы, лаги, эхолоты. К числу новых образцов гражданской продукции, которые институт активно разрабатывает в последние годы, относится также электронная картографическая навигационно-информационная система "Маркер-М".
Медицинская техника — еще одно из направлений деятельности института. Инженерами ЦНИИ "Электроприбор" создан комплекс оборудования для нейрохирургии — стереотаксический роботизированный манипулятор и криогенный деструктор. Приборы могут помочь в борьбе со злокачественными новообразованиями, заболеваниями центральной нервной системы и готовы к клиническим испытаниям.
ЦНИИ "Электроприбор" инвестирует в разработки для Арктической зоны, сейсморазведки.
19 ноября Государственный научный центр Российской Федерации АО "Концерн "ЦНИИ "Электроприбор" отмечает свое 95-летие. За эти годы "Электроприбор" развился как институт широкого приборостроительного профиля, обладающий высокими технологиями гироскопического производства и выполняющий полный цикл работ от фундаментально-поисковых исследований и опытно-конструкторских работ до производства и поддержания продукции в эксплуатации на всех этапах ее жизненного цикла.
На его базе сложилась ведущая в стране научная школа в области гироскопии, навигации и управления движением, которая признана в России и за рубежом. Сегодня основу развития института составляют серьезный научный фундамент, высокие технологии, высококвалифицированный персонал, социально ориентированная политика.