Современный судостроительно-судоремонтный комплекс в Азове

Рассказ о работе "Азовской судоверфи" ее генеральный директор, Михаил Игоревич Бартник, начал с перечисления тех судостроительно-судоремонтных заводов региона, которые уже не работают или находятся на пороге закрытия. В списке за последние два года значились следующие потери: "Судостроительно-судоремонтный завод "Ахтарская судоверфь", "Туапсинский судоремонтный завод". В непонятной ситуации находятся ССЗ "Риф", "Новороссийский",  "Обуховский", со всех сторон к которым подступает порт. 

А "Азовская судоверфь" выжила. Правда, штат с 1200 человек, что был на пике развития, снизился до около 200 собственных сотрудников. Чтобы как-то удержаться на плаву, на одном из причалов был организован участок перевалки грузов с зоной таможенного контроля, который сейчас перерабатывает 19000 тонн различных грузов в месяц. И, в конечном счете, пришлось пересмотреть приоритеты в пользу судоремонта. Судостроение, конечно, осталось, но не в таких масштабах, как раньше.

В лучшие свои годы верфь сдавала до 20 судов в год. На предприятии был полный цикл производства со своей кузницей, гальваническим и литейными цехами. Известность азовским корабелам принесли, прежде всего, средние черноморские сейнеры проекта 572, морские линейные буксиры проекта 1496 и десантные корабли проекта 1785. За серийный сейнер проекта 572/34Б Азовская судоверфь была награждена Почетным дипломом Всесоюзной торговой палаты, а работники, принимавшие участие в постройке судна получили медали ВДНХ. С 1954 года и за 20 лет, на протяжении которых строились суда типа СЧС-150, в различных модификациях, верфь выпустила 436 единиц подобных сейнеров. В 70-е годы осваивается и другая продукция для рыбаков: начинается серийный выпуск рыболовных траулеров МРС-225 проекта 1322, сейнеров СЧС-225 проекта 1330, ведется строительство НИСов. В то же время начинается строительство нефтемусоросборочных судов проекта 1515.

С 1980-го года верфь серийно производит катамараны проекта 14630 для сбора мусора и очистки водной поверхности от разлившихся нефтепродуктов по заказу ВМФ. А с конца 80-х  - серию морских буксиров проекта 14970, которые пришли на смену 1496. Затем была череда преобразований, реорганизаций и о судостроении на верфи, а тем более в систематическом виде, речи не велось.

 

В 2002 году пришел заказ на строительство малого рыболовного бота проекта 13312. Заводчане его выполнили, ожидая, что будут новые заказчики на суда рыбопромыслового флота. Но в 2004 году окончательно закрылся Азовский рыбокомбинат – предприятие с почти столетней историей, пережившее войну и разруху 90-х. Переработкой рыбы в регионе стали заниматься только ростовчане. СЧСы и малые рыболовные боты, в основном украинские, появлялись в Азове только для проведения ремонта, что, впрочем, делают и сейчас.
Тем не менее, у акционеров и руководства верфи есть глобальные задумки по возведению нового предприятия. На территории площадью 25 га в Северо-Западной промышленной зоне Азова предполагается строительство нового комплекса, способного выпускать до 10-12 судов грузоподъемностью до 10 тысяч тонн и длиной до 150 метров в год: сухогрузы, наливные, рыбопромысловые, суда техфлота.  В большем объеме будущая верфь будет сориентирована на судоремонт: полный ремонт корпусов от дефектации до окраски, ремонт СЭУ, судовых устройств и систем, а также разработка техдокументации и проведение переоборудования и модернизации. На новой верфи предполагается создание почти 1000 новых рабочих мест, что для Азова цифра довольно существенная. Сроки окупаемости проекта рассчитаны на 7–8 лет ее эксплуатации.

Сейчас в "Центре технологии судостроения и судоремонта" идет подготовка технического проекта, который планируется реализовать в течение трех лет. Общий объем капиталовложений в новый комплекс требуется в объеме более 6,2 миллиардов рублей,  но пока предметных отношений с потенциальными инвесторами у верфи нет, хотя интерес у "Внешэкономбанка", у некоторых зарубежных компаний есть.

Совет по инвестициям при губернаторе Ростовской области включил проект судоверфи в число приоритетных для региона "100 губернаторских проектов", что повышает его статус и дает некоторые преференции в ставках по кредитам, а также освобождает инвесторов от уплаты налога на имущество.
Предприятие было также включено в Федеральную программу "Развитие судостроения на 2013-2030 годы" в Южном Федеральном округе. И в рамках подготовки вывода судоремонта Черноморского флота на территорию России  Азовская судоверфь рассматривается в качестве базы для ремонта кораблей 3-4 ранга. Конкуренты в этой нише у азовчан – это "5 судоремонтный завод" в городе Темрюке (филиал "Звездочки") и "Новороссийский судоремонтный завод". В данный момент Азовская судоверфь занимается получением лицензии на ремонт вооружения и военной техники и после уже будут решаться вопросы участия в тендере Министерства Обороны.

 

Для нужд МО в ближайшее время предприятие будет выполнять заказ по строительству железобетонных плавсредств. Соответствующее соглашение предположительно будет подписано в конце октября 2013 года. Контракт достаточно объемный и в зависимости от результатов, на следующий год предполагается еще два аналогичных.
Руководство предприятия гордится схемой подготовки молодых специалистов. Заключены договоры  с университетами Ростова-на-Дону, которые готовят профильных специалистов, а также со средними специальными учебными заведениями. "Пусть работа идет медленно, но она имеет системный характер", - говорит Михаил Игоревич. При среднем уровне заработной платы на отметке 19 тыс. руб. сохранить кадры на верфи довольно проблематично. Но, например, эта же цифра двух-трехлетней давности была менее 12 тыс.

Если вернуться к теме новой верфи, то не могли мы обойти и вопрос о высокой конкуренции в регионе и прежде всего со стороны Турции, которая за последние годы построила несколько новых судостроительных и судоремонтных заводов. И тут же они были загружены заказами. Большие производственные мощности есть и у Украины, Румынии, Болгарии.

Азовчане конкуренции не боятся и утверждают, что на новом комплексе смогут в разы снизить трудоемкость производства, сроки строительства и выполнения работ при сохранении их качества. Будущим потенциальным заказчиком может выступить "Азово-Донское пароходство", под управлением которого работают 73 судна класса "река-море" и 100 речных судов, а там - чем черт не шутит - и "рыбаки" задумаются об обновлении флота. Три года — срок немаленький.
 

Во время экскурсии по Азовской судоверфи нам удалось познакомиться с одним из "аксакалов, на которых держится производство" - бригадиром механиков,  почетным гражданином Йемена Владимиром Федоровичем Мишустиным. Владимир Федорович показал нам цех, где под его эгидой идет организация участка ремонта двигателей и рассказал немного о себе: "На этом предприятии я работаю с 1968 года, а до этого 26 лет ходил на рыбопромысловых судах. Был вторым механиком, потом старшим на больших автономных морозильных траулерах, даже награду получил "Знатный рыбак Камчатки".

Шесть лет в качестве представителя министерства рыбного хозяйства находился за границей. Сдавал наши корабли, в Иране, на Кубе, в Новой Зеландии, в Порту-Луи, в Йемене. Продукция нашего предприятия славилась за границей и особенно СЧСы, десантные корабли и буксиры.

Однажды, во время шторма в Порту-Луи, унесло в открытое море яхту губернатора, вместе с ним и его супругой. Так ни один пароход не покинул гавань, все боялись шторма. А наш буксир 1496-й, который мы там сдавали, вышел на помощь и благополучно отбуксировал яхту в порт. У нас даже отзыв остался от губернатора: "Спасибо за хорошее качество!". Пусть где-то в дизайне мы и отставали, но качество наших судов было безупречное". 


Владислав Букин




Комментарии   0.

Чтобы принять участие в обсуждении, пожалуйста Авторизуйтесь или Зарегистрируйтесь
Свежие новости
Виктория Корабеловна рассказала в прямом эфире о проекте электросудна "Байкал"
17:30 / судостроение