Материалы из журнала
Материалы из журнала
Материалы из журнала "www.Коrаbеl.ru", опубликованные в печатной версии издания

Современный океанский спасатель: возрождая глубоководное водолазное дело

1 1038 4 мин
25 декабря 2015 года на головном судне проекта 21300 "Игорь Белоусов" был поднят Андреевский флаг: в состав Военно-Морского Флота вошел современный морской спасатель.
Нужно отметить, что новых спасательных судов Российский флот не получал более четверти века. Последний спасатель вступил в строй в 1989 году. Кстати говоря, спасательных судов, оснащенных глубоководными комплексами и оставшихся "в живых" после лихих 90-х, было всего два: "Эпрон" и "Алагез", проектов 527 и 537 соответственно. Уберегла спасатели от гибели, если можно так сказать, трагедия "Курска".

Именно после "Курска" пришло осознание, что отставание технической базы поисково-спасательной службы от аналогичных структур зарубежных стран стало критическим. Стометровая глубина, на которой находилась лодка, оказалась непреодолимой при том, что в 70-х годах даже не являлась проблемной.

Освоив еще в 1980-х годах в лабораторных условиях методику водолазных спусков на глубины до 500 м, специалисты ВМФ не смогли реализовать ее на практике по объективным причинам – в России просто не существовало судов, способных обеспечить спуск человека на глубину в полкилометра в реальных морских условиях, а промышленность 1970-х – 1990-х годов не создала глубоководный водолазный комплекс современного уровня.

В 2000-х началась модернизация имеющихся судов и работа над качественно новым современным спасательным кораблем, отвечающим современным реалиям.
Спасательное судно "Игорь Белоусов" / Корабел.ру

Современное спасательное судно "Игорь Белоусов", предназначенное для проведения спасательных работ, позволяет найти и обследовать аварийную подводную лодку, оказать помощь экипажу, эвакуировать моряков и выполнить подводно-технические работы с помощью водолазов и необитаемых подводных аппаратов для подготовки к судоподъемной операции, утилизации или консервации затонувшей подводной лодки.

Для выполнения всех этих операций корабль оборудован комплексом поисково-спасательных технических средств, в состав которого входит: буксируемый гидролокационный комплекс для поиска объектов, в том числе заиленных, находящихся на дне, рабочий необитаемый подводный аппарат для выполнения широкого круга подводно-технических работ, обитаемый спасательный аппарат для эвакуации экипажа ПЛ и глубоководный водолазный комплекс (ГВК-450) для обеспечения водолазных спусков и лечения декомпрессионной болезни. Одной из важнейших особенностей судна является наличие системы динамического позиционирования, которая обеспечивает эффективную работу всех спасательных средств на объекте.

Поставщиком поискового оборудования и ГВК-450, как это неоднократно упоминалось, выступила компания "Тетис Про". Главное "вооружение" корабля – водолазно-спасательный комплекс ГВК-450, создавалось совместно специалистами компаний "Тетис Про" и британской "Divex", Военно-Морского Флота и "Адмиралтейских верфей", ЦКБ "Алмаз" и других и стало уникальным проектом, не имеющим аналогов в России.

Сложность конструкции и техническая новизна обусловили напряженный график специалистов, работающих над проектом. По плану весь 2015 год шли испытания всех систем и узлов, подготовка и обучение личного состава.
Специально для работы с современным снаряжением и оборудованием водолазы и обеспечивающий персонал прошли обучение на базе Международного центра подводной подготовки в Тасмании (Австралия). По словам моряков, прошедших обучение, комплекс ГВК-450 СС21300 значительно превосходит австралийский по эргономике, бытовым характеристикам, организации работы систем управления.

Испытания комплекса подразумевали проверку каждой системы в отдельности, а затем уже совместной работы всех элементов и использование по предназначению.

В ходе заводских и государственных испытаний судна была проверена не только работа всех систем комплекса на максимальной глубине, но и осуществлены глубоководные погружения в режиме длительных или насыщенных погружений (ДП), а также кратковременных погружений (КП).

В процессе отработки одного из этапов испытаний комплекса – осуществления глубоководных спусков методом длительного пребывания под повышенным давлением водолазы находились в барокамерах, где устанавливалось давление идентичное давлению внешней среды на глубине.

После достижения заданных параметров давления и адаптации водолазов к параметрам окружающей среды рабочая группа из трех водолазов переходила в приемно-выходную барокамеру, и затем, надев снаряжение, в герметично пристыкованный к приемно-выходной барокамере водолазный колокол, посредством которого тройки доставлялись к месту осуществления подводных работ.

В рамках испытаний водолазы не только осуществляли глубоководные погружения в режиме ДП, но и проводили подводно-технические работы, задействовав макет подводной лодки. Была полностью воспроизведена аварийная ситуация, с которой водолазы успешно справились.

Первая тройка водолазов осуществляла работы, используя гидравлический инструмент: различные сверла для дерева и металла, бурильный молоток, шлифовальную машинку и т.д. Необходимо отметить, что при проведении подводно-технических работ на грунт выходили два водолаза в то время, как оператор водолазного колокола следил за ходом работ, готовый в любой момент прийти на помощь коллегам. По завершении рабочей смены первая тройка возвращалась в барокамеры, и ее место занимала следующая.

Вторая тройка работала на макете выгородки аварийно-спасательных устройств подводной лодки (АСУ ПЛ): устанавливали штуцеры шлангов для подачи воздуха высокого давления и вентиляции отсеков ПЛ. Кроме этого, осуществлялись подводно-технические работы с использованием кислородной резки.

По окончании работ водолазы доставлялись на борт судна, переходили в жилые отсеки барокамер и, не проходя декомпрессии, отдыхали до следующего спуска, а их место в водолазном колоколе занимала другая смена. Такой метод организации водолазных работ позволяет в чрезвычайной ситуации обеспечивать круглосуточную работу на объекте.

Декомпрессию все водолазы проходят один раз – по завершении работы или допустимого времени пребывания под давлением.

В ходе испытаний комплекс доказал свою состоятельность и уникальность, отработав как единый организм. Напомним, что режим ДП или "насыщенных погружений", основной во всем мире, не применялся в нашей стране четверть века.

За три года работы над реализацией проекта водолазно-спасательного комплекса ГВК-450 специалисты всех предприятий-участников проекта получили неоценимый опыт в разработке, установке и эксплуатации самой современной на сегодняшний день техники.

Конечно, для того чтобы научиться использовать все возможности нового судна-спасателя и полностью освоить комплекс потребуется несколько лет. Пока установленный комплекс для моряков, как инопланетный космический корабль. Ведь за последние десятилетия мы успели значительно отстать в технологиях погружений. Но главное, что есть, что осваивать – первый шаг уже сделан.

Безусловно, этот проект станет мощнейшим импульсом в развитии отечественной подводной техники и технологий. Несмотря на то, что создавать первый и уникальный всегда сложно, планы и мечты стали реальностью – у флота есть современный спасатель.

Вступление судна в строй Военно-Морского Флота стало ознаменованием начала нового этапа в деле возрождения технологии водолазных спусков методом длительного пребывания под повышенным давлением и развития техники и методик глубоководных погружений методом ДП.
"Тетис Про", АО Москва
+7 (495) 786-98-55



Комментарии   1.

Чтобы принять участие в обсуждении, пожалуйста Авторизуйтесь или Зарегистрируйтесь
-0+
#
26.05.2016, 00:34
На спасательном судне, конечно должны быть барокамеры.  Однако не для водолазов, а для спасаемых моряков. Водолазам в барокамерах делать нечего - есть факт, о котором не очень любят рассказывать те, кто участвовал в экспериментах по погружению на 500 метровую глубину — большое давление влияет на логическое мышление людей:   http://streltsovaleks.narod.ru/ketchup/ketchup.htm
Дальнейшего увеличения глубины с помощью режима насыщения на газовых смесях добиться едва-ли удастся.  Барокамеры для водолазов - это анахронизм.
 
Другое дело - Подводный антропоморфный робот-аватар. По этому вопросу можно посмотреть ссылки:
 
http://streltsovaleks.narod.ru/Robohunter/RobohunterRu.html
 
&
 
http://streltsovaleks.narod.ru
Свежие новости
Паром "Александр Деев" проходит проверку перед возвращением на сахалинскую линию
22:10 , 22 Ноября 2024 / судоремонт
рекламаПодписка 2025