В отличие от европейских, практически все существующие отечественные круизные суда (КС) для крупных рек и водохранилищ имеют возраст более 25 лет. КС были спроектированы и построены на иностранных верфях (в Германии, Словакии, Венгрии, Австрии), многие – в 50-60-е годы прошлого столетия.
Новые КС необходимы по следующим причинам:
- физическое и моральное устаревание, к порогу которого уже подошли эксплуатируемые на линиях суда;
- ограниченные возможности модернизации многих имеющихся судов из-за устаревшей конструкции;
- низкие показатели экономичности существующих судов;
- неудовлетворительные показатели комфорта пассажирских кают и общественных мест на судне;
- невозможность круизов "река-море".
Реальное строительство новых речных и смешанного "река-море" плавания круизных судов уже началось. Оно осуществляется на отечественных судостроительных предприятиях по льготной лизинговой схеме.
Первое судно проекта PV09 "Штандарт" (оператор "Мостурфлот") уже сдано, суда проектов PV300VD для "Мостурфлота" (на 310 пассажиров) и PV300 для "Водохода" (на 342 пассажира) строятся. Следующим, реализуемым уже компанией "Гама" проектом, стало судно "Золотое кольцо" (проект ПКС-180) с инновационным колесным движителем.
31 мая 2017 года в Санкт-Петербурге состоялось крещение первого построенного в XXI веке круизного судна смешанного "река-море" плавания "Штандарт" проекта PV09. Оно стало прототипом для концепта PV300VD на астраханском заводе "Лотос". Это, по сути, начало новой "линейки" КС. Проект подразумевает высочайший уровень комфорта на борту, соответствующий 5-звездочным требованиям. Первый рейс "Петра Великого" запланирован на 2021 год. Вторым судном проекта PV300 стал теплоход "Мустай Карим" для круизной компании "Водоход", строительство которого ведется на заводе "Красное Сормово" в Нижнем Новгороде. Торжественная закладка состоялась 28 марта 2017 года, первый рейс запланирован на весну 2020 года.
|
Строительство PV300 на "Красном Сормово" - как мы побывали на возводящемся круизном лайнере / Корабел.ру |
Для удержания доли рынка на уровне 400 тысяч туристов необходимо строительство не менее 20 современных КС различного типа. Если их не будет, то, по оценкам экспертов, через 20 лет само понятие "речного круиза" может исчезнуть.
Но финансовые ресурсы, которые могут привлечь туроператоры, и возможности верфей небезграничны. Полностью закрыть брешь между достаточно серьезным круизным туристическим потоком, включая въездной туризм, и прогнозируемым снижением численности флота, который его обрабатывает, только за счет нового судостроения не получится.
Поэтому в этом направлении крайне важны действия в отношении рационального продления срока службы имеющихся судов с повышением их комфортности и обоснованного возобновления процедуры постройки новых КС с применением элементов существующих судов ("конверсии").
КС, построенные по "конверсии", должны отвечать новейшим мировым представлениям о круизном судне, поэтому принципиально важно эти тенденции видеть и учитывать в проектировании новых судов, чему, собственно, и посвящена настоящая статья.
Общее число пассажиров, совершивших в мире круизы, превышает 20 млн человек в год. Как отмечает Международная ассоциация круизных линий (CLIA), в 2017 году примерно 25,8 миллиона человек побывали в морских и речных круизах, в 2016 году – 24,7 миллиона пассажиров. Фактически рынок вырос на 20,5% в течение пяти лет с 2011 по 2016 годы. В 2018 году было перевезено уже около 27,2 миллиона пассажиров, по оценкам CLIA получено 27 новых КС.
Однако при этом средний возраст КС достаточно велик, так как пополнение флота происходит не только за счет нового судостроения, но и за счет модернизации судов. Например, из 14 судов, введенных в строй в 2007 году, 9 были новыми, а 5 – после крупной модернизации. За 2009-2011 годы 43 морских КС были сданы в эксплуатацию после крупной модернизации. На навигацию 2012-2013 модернизировалось 25 морских КС. Увеличение количества крупных модернизаций связано с тем, что пассажиры все чаще требуют комфортабельные "суда-отели", суть которых закладывается при проектировании и постройки новых морских КС, и если не выполнять модернизацию существующих пассажирских судов, то они просто будут неконкурентоспособными.
Морские круизы. К середине 2012 года флот морских КС состоял из 351 ед. (включая суда, находившиеся в постройке). Распределение по годам постройки указано в таблице 1.
Таблица 1. Распределение морских круизных судов по годам постройки
Год постройки |
Количество |
Вместимость, тыс. регистр. тонн |
До 1960 |
12 |
165 |
1961-1970 |
25 |
410 |
1971-1980 |
26 |
382 |
1981-1990 |
49 |
1369 |
1991-2000 |
93 |
4777 |
После 2001 |
146 |
11 097 |
Всего |
351 |
18 200 |
Четыре крупнейших пароходства (Carnival Corporation, Royal Caribbean Cruises, Star / Apollo, MSC) контролируют 85% рынка морских круизов.
Сегодняшний морской круизный бизнес отличается:
- применением крупных судов (что требует либо строительства новых, либо модернизации за счет удлинения, установки новых палуб существующих), причем время строительства, несмотря на увеличение размеров, сократилось до 2 лет;
- специализацией;
- освоением новых маршрутов и районов;
- расширением спектра услуг пассажирам, полным превращением в "плавучие самоходные" отели и курорты;
- адаптацией ко всем возрастным группам и состоянию здоровья клиентов;
- успешным сочетанием современных решений в корабельной платформе с еще более современным дизайном, экологичностью.
Современные морские КС отличаются:
- кормовым расположением машинного отделения;
- дизельной или дизель-электрической СЭУ;
- скоростью 20-22 узла (при большей скорости невозможно находиться на открытой палубе и нет смысла в более раннем приходе в порт);
- наличием системы стабилизации качки;
- использованием подруливающих устройств;
- кондиционированием воздуха с регулированием тепла и влажности;
- каютными модулями с санблоками (ванна, туалет), средняя площадь модуля 17 кв. м и больше;
- наличием центров отдыха для всех возрастных групп (солнечные палубы с шезлонгами, бассейны, индивидуальные балконы, библиотека, выставочные помещения и галереи, детские игровые комнаты, подростковые клубы, дискотеки, казино, интернет-кафе, залы игровых автоматов, спа-центры, огромные экраны на открытых палубах для просмотра кинофильмов, поля для мини-гольфа, каток, баскетбольная площадка, беговая дорожка, боксерский ринг, сауны, бани, массажерные, талассотерапия, тренажерные и т.п.);
- удобствами для людей с ограниченными физическими возможностями;
- другими составляющими отеля минимум класса 4 звезды.
На крупных судах устраиваются атриумы высотой в 2-4 палубы, театры с вращающимися сценами, складывающимися декорациями.
Примером существенной модернизации может служить завершенное в ноябре 2000 года удлинение на 44,8 м КС "Costa Classica" (1992 года постройки) с организацией дополнительных 356 кают, новым рестораном, камбузом, казино, танцполом, бассейном, а также с заменой классической пропульсии на азиподы. После модернизации судно длиной 265,4 м, шириной 30,8 м, осадкой 7,3 м получило возможность перевозить 2516 пассажиров, причем в более комфортных и безопасных условиях (были учтены новые требования СОЛАС).
Речные круизы. В 2016 году на внутренних водных путях Европы было выполнено 1,36 млн речных круизов, что на 2,7% больше по сравнению с предыдущим годом.
Российский и украинский рынки круизных услуг являются частью общеевропейского туристического бизнеса.
Некоторые европейские компании (Viking River Cruises) имеют свои дочерние компании в России и Украине, а остальные работают через ведущих отечественных туроператоров.
Однако при этом сам европейский пассажирский флот имеет свои особенности.
Опираясь на данные, такой флот можно разделить на 2 основные группы.
1. КС, характеризующиеся наличием спальных мест и позволяющие совершать туры от нескольких дней до нескольких недель:
- каютные суда: суда, оборудованные каютами и спальными местами, эксплуатируются в качестве, собственно, круизных судов и плавучих гостиниц во время стоянки у причала;
- "brown fleet": бывшие торговые парусные суда, которые в настоящее время используются в качестве туристических в прибрежных районах и на озерах;
- бывшие грузовые суда: обычно эксплуатируются в каналах в качестве прогулочных судов с функцией "отеля на ночь";
- прибрежные КС: суда, которые эксплуатируются вдоль побережья.
2. Суда для однодневных прогулок, эксплуатирующиеся на более коротких рейсах с продолжительностью не более одного дня:
- собственно, сами суда для однодневных прогулок: суда, предназначенные для прогулки в течение одного дня с функцией ресторана на борту. Их обычно используют и для проведения праздничных мероприятий. На судах данного типа также увеличился спектр предоставляемых услуг (театр, музыкальные мероприятия или бизнес-встречи) и появились специальные нестандартные услуги (встреча Рождества, Нового Года на борту судна). Современная тенденция их развития тесно перекликается с дизайном судов данного типа, к примеру, появляются суда-галереи и т.п.;
- малые экскурсионные суда: малые суда, предназначенные для коротких экскурсий;
- скоростные суда и паромы: суда, занимающиеся линейной перевозкой пассажиров, зачастую входят в состав городского транспорта.
В последние годы наиболее интенсивно развивается рынок каютных судов, и потенциал судов данного типа до сих пор не исчерпан. Собственно, как и потенциал прибрежных экскурсионных судов, а также судов для однодневных прогулок в тех районах, где речной туризм не получил ещё должного развития.
В 2013 году каютные суда перевезли 840 тыс. круизных пассажиров по рекам Европы. При этом 37% были граждане ФРГ, 30% – США, 15% – Франции, 10% – Великобритании. В 2015 году уже 38% круизных пассажиров были из США и Канады. В 2016 году – 39%.
Важность рынка речных круизов можно оценить по эксплуатирующемуся флоту КС. Количество этих судов в последние годы стремительно возрастает: за 1970-1990 годы с 30 до 60 ед.; за 1990-2000 годы с 60 до 105 ед.; за 2000-2004 годы со 105 до 188 ед. В 2007 году флот речных круизных пассажирских судов ЕС составлял 195 единиц.
По данным на 2006 год пассажирский флот европейских государств разделялся следующим образом (см. таблицу 2). Значительная часть КС эксплуатируется под флагами Швейцарии, Голландии, Германии и Франции.
Таблица 2. Пассажирский флот европейских государств на 2006 год
Суда для однодневных прогулок, по странам |
Количество судов, ед. |
Количество мест на борту |
Германия |
955 |
237402 |
Бельгия |
149 |
6162 |
Франция (*) |
303 |
45035 |
Люксембург |
4 |
1 250 |
Голландия |
708 |
177 000 |
Швейцария |
8 |
1 735 |
Всего |
2 127 |
468 584 |
КС, по странам |
Количество судов, ед. |
Количество мест на борту |
Германия |
58 |
6 675 |
Бельгия |
0 |
0 |
Франция |
87 |
4 640 |
Люксембург |
0 |
0 |
Голландия (**) |
180 |
23 400 |
Швейцария |
44 |
4 947 |
Всего |
369 |
39 662 |
* Данные по Франции за 2003 год. В статистике также указаны грузовые суда, переоборудованные в пассажирские.
** В статистику по Голландии включены суда типа "brown fleet" и суда, переоборудованные в пассажирские. |
Флот судов для однодневных и коротких праздничных (2-4 дня) прогулок также претерпевает изменения. Пассажиры требуют большего уровня комфорта. Эту тенденцию можно проследить на примере немецкого рынка судов. В 2010 году в эксплуатации находилось 797 судов, в 2011 году – 799 (9 судов приняли в эксплуатацию, 7 – вывели из эксплуатации). При этом общая пассажировместимость изменилась с 189 509 человек до 188 008 (увеличилась удельная площадь на пассажира), средняя пассажировместимость судна составляет 235 человек.
Интересно отметить, что, несмотря на строительство новых КС для многодневных путешествий, средний возраст пассажирских судов на реке Рейн за счет многочисленных прогулочных судов составляет 59 лет, 31% флота был построен с 1876 по 1930 год.
Новые речные КС в 2002-2012 годы проектировались и строились под центральную систему рек ЕС (реки Рейн, Дунай, Эльба, Мозель и Майн). Лишь 10 судов за этот промежуток времени строились для иных навигационных условий (реки Рона, Дору, Алгавре и др). 75% КС в Европе работают по Рейну, Дунаю и Эльбе. Более подробно см. рисунок 1.
Динамика пополнения пассажирского флота приведена на рисунке 3. Рынок речных круизов в Европе стал оживать и усиленно развиваться после кризиса 2008 года, что отражается на количестве заказанных КС. В 2011 году было сдано в эксплуатацию 13 судов. По прогнозу, в 2012 году должно быть сдано в эксплуатацию 16 новых речных КС.
|
Рисунок 1. Количество европейских речных круизных судов (по регионам)
/ "Морское Инженерное Бюро", ООО |
|
Рисунок 2. Динамика пополнения пассажирского флота речных круизных судов
/ "Морское Инженерное Бюро", ООО |
Основными заказчиками новых речных КС являются немецкие, швейцарские и американские компании. Например, в 2011 году банк Ipex, входящий в государственный банковский консорциум Германии KfW, и швейцарский банк UBS взяли на себя финансирование 75% стоимости заказа (срок действия кредита 8,5 лет) на строительство 5 речных КС для швейцарской судоходной компании Viking River Tours, которые были построены на судоверфи в Ростоке и поставлены к сезону эксплуатации 2012-2013 гг. Эта компания уже имела на 2011 год 22 речных КС.
В 2011 году флот Европы включал 2343 речных пассажирских судна. Здесь лидирует Германия (1032 судна), за ней следует Голландия (701) и Франция (493).
В последние годы ускоренными темпами развивается еще один вид круиза, получивший название круиз, который включает в себя как путешествие по реке, так и по морю (на круизных пассажирских судах смешанного "река-море" плавания).
Морские КС слишком велики, и значительное число портов не в состоянии принять суда таких размеров. Пассажирам приходилось пересаживаться на автобусы в большом порту и добираться до места экскурсии с пересадкой, что вызывало определенные неудобства. С появлением прибрежных судов, появляется возможность доставлять пассажиров напрямую к экскурсионному месту вдоль средиземноморского побережья и т.д.
Опыт эксплуатации речных пассажирских судов в Европе будет полезен для отечественных круизных компаний. Однако простой перенос опыта стран ЕС в Россию и Украину (днепровские круизы) без понимания особенностей регионов в отношении условий плавания и погоды невозможен.
Например, навигационный период по ВВП Европы составляет порядка 240 дней, а в России 150-165 суток.
Существенно отличаются ветроволновые нагрузки – КС в Европе работают в условиях рек и каналов при высотах волн до 0,6 м, а в России и Украине определяющей является эксплуатация по крупным озерам (разряд "М" для Ладожского и Онежского озер, высота волны до 3 м) и водохранилищам (разряд "О", высота волны до 2 м – Днепровские водохранилища), что не может не отразиться на металлоемкости корпусов судов и на повышенных требованиях к остойчивости и судовым устройствам (масса якорей, спасательные устройства).
Среднее число пассажиров на КС около 140 человек, экипажа 25-35 человек (в России и Украине численность экипажа на такую же численность пассажиров примерно в полтора раза больше). Для европейских КС, соответствующих гостинице 3-4-звездочного уровня, отношение количества пассажиров к общему количеству экипажа и обслуживающего персонала находится в диапазоне 4-5; для 5-звездочных – 3-4. Такая численность обусловлена тем, что в Европе очень активно применяется совмещение профессий, а также автоматизацией СЭУ, автоматизацией палубных работ (автоматические якорно-швартовные лебедки), автоматизацией процесса погрузки припасов и механизацией процесса уборки палуб (моечные машинки и т.п.). Основное отличие между экипажами КС в Европе и России/Украине – в численности палубной команды – на 3 человека и машинной команды – на 10-12 человек.
Например, в 2013 году средняя пассажировместимость 265 речных круизных судов составляла 143 человека. При этом средний возраст этих судов достигал 17 лет, а габаритная длина — 110 метров.
Новые круизные суда уже имеют пассажировместимость до 180-200 человек с габаритной длиной 135 метров (в 2012 году было заказано наибольшее количество судов), суда пассажировместимостью 160-180 человек занимают второе место среди заказов с 2011 года, и спрос на них стабилен.
Тенденция к судам с повышенной пассажировместимостью объясняется тем, что компании стремятся распределить высокие эксплуатационные расходы на большее количество пассажиров, чтобы избежать повышения цен на круизы, при этом качество круиза заметно выросло за счет увеличения размеров площадей кают за счет дополнительных 25 метров длины.
Другой тенденцией в европейском круизном речном судостроении является создание судов для "зеленых рейсов" ("green cruising"). Отсюда применение дизель-электрической пропульсии, как более экологичной. Например, в 2016 году четверть заказанных новых судов были дизель-электроходами. Очень эффективным техническим решением является обеспечение энергией на стоянках за счет подключения к береговым сетям, при этом судовые дизель-генераторы не работают.
Также обсуждается использование двухтопливных двигателей (на дизельном топливе и на газу) и катализаторов для очистки отработавших газов судовых дизелей. Фактически происходит постепенная "зеленая" модернизация речного круизного флота.
Предлагаются новые концепции для расширения своего предложения для разных путевых условий. Например, на реке Эльба одной из ведущих европейских компаний, имеющей 45 КС, введено в строй судно с колесным движителем, которое может работать на существенном мелководье, с запасом глубины в 5-10 см. Компания STX построила КС с бортовыми колесами. На реке Дунай работают КС – катамараны, которые за счет двух корпусов получили заметный рост полезной площади.
В настоящее время отмечается заметная тенденция дифференцирования услуг. Европейский бизнес теперь не просто предлагает стандартные услуги, но и старается выделить каждый тур каким-либо особенным решением, например, особой кухней, классической музыкой и т.п. Такие подходы позволяют создать особые условия для каждой конкретной группы людей в зависимости от их образования, возраста, культурного уровня. КС все чаще используются как самоходные гостиницы, чтобы обеспечить прибытие клиентов к главным событиям, фестивалям, выставкам в определенных городах по маршруту круиза.
В последние годы активно развивается бизнес речных круизов на "собственном" судне. Особенно популярен он стал у россиян. "С каждым годом растет число туристов, которые хотят самостоятельно исследовать интересные и малоизвестные уголки Европы. Наибольшим спросом при выборе речных маршрутов пользуется Франция и круизы по каналам Камарг и дю-Миди (Южный канал). Круизные маршруты могут быть непродолжительными – от трех до пяти дней. Чаще всего люди выбирают круизы продолжительностью от 7 до 14 дней. Примерная стоимость путешествия продолжительностью 7 дней – от 480 евро на человека, зависит от выбранного судна", – говорит руководитель департамента Европы компании "АРТ-ТУР" Екатерина Литинская.
В 2017 году почти половина новых КС (47%) были построены не для Рейна – Майна – Дуная, а для Дору, Роны и Сены. Эта диверсификация также имеет место в самом Рейне: маршруты поездок для реки круизы были расширены на притоки Рейна. С точки зрения операторов эта диверсификация экономически обоснована, так как концентрация круизов на одной реке рискованна. Особенно это касается новых судов, стоимость постройки которых достаточно велика. Изменяется не только географический охват, но и тематика круизов, в том числе ориентированных на более молодую аудиторию.
Кроме того, наблюдается уход от классического навигационного периода (240 дней). К примеру, на зиму 2011-2012 гг. была разработана специальная круизная программа по Рейну, которая включала в себя шестидневный приключенческий, семидневный рождественский и восьмидневный новогодний круизы. Расширение сезона позволяет судовладельцам снизить расходы на эксплуатацию судов, распределяя их на большее количество эксплуатационных дней.
Структура расходов КС отличается от структуры расходов грузового, прежде всего, из-за разницы в стоимости объекта, новое европейское речное КС стоит примерно 15 млн евро, европейское речное грузовое судно – в 2,5-3 раза дешевле, то есть капитальные расходы на КС значительно выше.
Кроме того, КС в большей степени зависит от наемной рабочей силы. К примеру, на 6-8 членов экипажа приходится 30 человек обслуживающего персонала (причем в настоящее время Европа столкнулась с нехваткой квалифицированного судового персонала (экипажа), что вынужденно приведет к повышению расходов на их зарплаты и т.д.).
Важной отличительной составляющей расходов является также страхование. Для примера P&I страхование судна стоимостью 6 млн евро обходится судовладельцу в 40 тыс. евро в год, а судна стоимостью 14 млн евро – 90 тыс. евро.
Особенной статьей расходов, безусловно, является топливо (достигает 30% от общих годовых расходов). Это в равной степени характерно как для пассажирских судов, так и для грузовых, и напрямую зависит от цен на нефть и газ на мировом рынке. Кроме того, в ближайшем будущем возможно еще большее увеличение цен на топливо из-за обязательного ввода на рынок "экологического" топлива с пониженным содержанием серы и азота.
В 2016 году в Европе было введено в эксплуатацию 20 новых речных КС из 31 во всем мире. В двух других важных регионах тенденции менее позитивны: в России круизный флот имеет очень высокий средний возраст и сокращается из года в год, а на Ниле бизнес стагнирует из-за негативного влияния политических событий.
В 2016 году были сданы 9 судов для системы Рейн – Майн – Дунай (на 1591 пассажиров), 3 для Рейна (на 440 человек), 3 для Дуная (на 434 человека), 2 – для Дору (Португалия, на 202 человека), 2 – для Сены и Роны и одно – для Эльбы.
В 2017 году были сданы 5 судов для Рейна, 3 судна для системы Рейн – Майн – Дунай, 4 – для Дору, 2 – для Дуная, 2 – для Сены и Роны и одно – для Эльбы.
Строительство новых КС в Европе продолжается, хотя и медленнее, чем в предыдущие годы. В течение 2017 и 2018 годов количество новых судов продолжает медленно снижаться – в 2017 году было получено 17 новых судов, в 2018 году планируется построить 10. В целом, волна нового круизного судостроения, начавшаяся в 2010 году и достигшая своего пика в 2014 году, сейчас подходит к концу.
Г. Егоров, А. Егоров