Используемые в судостроении стали особенно чувствительны к нагреванию и отличаются высокой ценой – они могут содержать марганец, хром, никель, молибден, ниобий и ванадий. Избыточное тепловложение может привести к деформации вала и ухудшению его механических свойств, что существенно уменьшит срок эксплуатации. По этим причинам к качеству сварки предъявляются особенно строгие требования.
На производстве специалисты ESAB установили систему наплавки валов на базе источника сварочного тока LAF 1001. Наплавка осуществляется сварочной головкой для тяжелых условий эксплуатации А6, которая устанавливается на каретку с возможностью перемещения вдоль наплавляемой поверхности на длину 2,2 м. Аппарат оснащен системой подачи и рециркуляции флюса. Наплавка валов диаметром от 100 до 1200 мм производится высоколегированной проволокой диаметром 3 мм. Вал вращается комплектом роликовых опор суммарной грузоподъёмностью 60 тонн. Другой комплект опор может вращать валы массой до 135 тонн.
Из-за сложностей, связанных с позиционированием 50-тонного вала, его перемещение к роликовому стенду для автоматической наплавки обычно обходится дорого. Поэтому применяется ремонт с использованием ручного или полуавтоматического процесса, которые приводят к вариабельности наплавки - отклонениям от необходимой геометрии, что практически исключается при использовании технологии ESAB.
Помимо ремонта гребных валов верфь регулярно занимается восстановлением листов толщиной до 80 мм. Обычно при сварке толстостенного металла процесс требует выборки корня шва, чтобы обеспечить 100% проплавление.
Для повышения производительности верфь приобрела четыре сварочных трактора ESAB A2N Multitrac с двумя сменными головками на каждый: головка для сварки под флюсом одной проволокой и специально модифицированная головка Arcair® N7500i для угольной строжки.
Трактор A2N Multitrac позволяет оператору сварить одну сторону пластины с помощью процесса дуговой сварки под флюсом, перевернуть лист, поменять головку на подходящую для строжки и выполнить строжку с обратной стороны. После ещё одной быстрой смены сварочной головки оператор завершает сварку соединения.
"
Ни один оператор, работая вручную, не сможет сравниться с автоматической системой по части повторяемости толщины наплавки или контроля уровня тепловложения. По этой причине для восстановления судовых валов был адаптирован проверенный процесс, который давно зарекомендовал себя на сталелитейных заводах", – отметил Дмитрий Куракса, управляющий директор ESAB в России и СНГ.