Прошло более десяти лет с появления публикаций о радиосвязи на прогулочных и спортивных судах и первых попыток ее внедрения в практику как парусных гонок, так и обычных плаваний на внутренних водных путях и в море. Много воды утекло с тех пор, много отгремело дискуссий в интернете, и в результате все встало на свои места – радиостанции появились на парусных яхтах даже бывших их противников. Для владельцев больших моторных яхт вообще не было выбора – без морской или речной радиостанции судно просто не регистрировалось.
Статья предоставлена "Компас-Р".
Связь на море
За прошедшие годы произошли изменения в порядке ведения радиосвязи на море – стали автоматическими прием и подача сигналов бедствия с использованием цифрового избирательного вызова (ЦИВ), ушла в прошлое легендарная «морзянка», вытесненная более совершенными аналоговыми и цифровыми способами передачи информации, постепенно сдают свои позиции радиостанции промежуточных и коротких волн, уступая место спутниковой связи.
Появление новых видов радиосвязи повлекло за собой изменение парка средств связи. Сначала появились приставки (модемы ЦИВ) к имеющимся УКВ и ПВ/КВ радиостанциям профессионального морского флота, а потом, по мере миниатюризации элементной базы, модемы перекочевали в корпуса даже самых простых радиостанций для прогулочного флота.
Для начала познакомимся с тем, что скрывается под аббревиатурой ЦИВ, тем более что, по моим наблюдениям, в популярных яхтенных изданиях этот вид связи еще серьезно не рассматривался.
ЦИВ – содержание и применение
Цифровой избирательный вызов, или используемое в англо-язычной документации сокращение DSC (Digital Selective Calling) – это международная морская система избирательного вызова судовых и береговых станций с возможностью передачи и приема сообщений о бедствии. Системообразующими элементами системы являются УКВ и ПВ/КВ радиостанции, имеющие в своем составе устройства (модемы), способные формировать, передавать и принимать сообщения. Система образуется тогда, когда есть хотя бы две радиостанции, способные в автоматическом режиме обмениваться информацией.
Для работы в системе каждой радиостанции присваивается индивидуальный идентификационный номер MMSI (Maritime Mobile Service Identify) MIDXXXXXX, где MID – цифровой код страны, под флагом которой зарегистрировано судно (код России – 273), а ХХХХХХ – индивидуальный номер судна. Этот номер записывается в память модема и присутствует в любых передаваемых и принимаемых сообщениях.
С помощью системы ЦИВ передаются и принимаются сообщения о бедствии, срочности и безопасности, индивидуальные и групповые вызовы, обмен информацией по выбору каналов для перехода на телефонную связь, передачу координат и пр.
Для того чтобы модемы «понимали» друг друга, передача ведется в определенном формате, напоминающем порядок вступления в связь и передачи сообщений при обычном телефонном обмене. Формат вызова и передачи сообщений включает в себя следующие блоки:
Система ЦИВ применяется в следующих случаях:
- для оповещения о бедствии, подтверждения приема вызова бедствия, ретрансляции вызова бедствия;
- для извещения судов о предстоящей передаче сообщений о срочности;
- для извещения о передаче навигационных сообщений;
- для запроса координат судна;
- для установления связи на рабочем канале;
- для соединения через береговую станцию с береговой телефонной сетью.
При передаче вызова о бедствии в состав сообщения входят:
- тип бедствия (можно выбрать из готового списка);
- координаты судна;
- время определения передаваемых координат;
- вид последующей связи.
Координаты вводятся вручную или автоматически из навигационной системы или от приемника GPS. (При наличии карт-плоттера принятые через ЦИВ координаты могут преобразовываться в условное изображение судна и его «трек» на экранной карте. Таким образом, можно видеть на дисплее не только себя, но и «соседей» – если у них есть соответствующая аппаратура. В условиях ограниченной видимости эта функция ЦИВ способна частично заменить радар.).
Для связи с использованием ЦИВ выделены специальные каналы: 70-й – на УКВ, и частота 2187.5 – на промежуточных волнах. На данных частотах при нахождении в море ведется постоянная вахта в автоматическом режиме. В радиостанциях, используемых в профессиональном флоте, для этой цели имеется отдельный приемник, работающий только на данных частотах. В радиостанциях, предназначенных для прогулочных судов, наблюдение ведется параллельно с «вахтой» на аналоговом канале, либо не ведется вообще. (Многие ошибочно считают это режимом Dual Watch («двойная вахта» или «двойной прием»), но на самом деле данный термин относится только к аналоговым каналам, предназначенным для речевой связи – когда станция постоянно переключается, например, между 16-м каналом и каналом, используемым лоцманской службой или портнадзором, останавливаясь на одном из них при поступлении вызова. Такой режим обеспечивает далеко не каждая радиостанция, предназначенная для прогулочных судов.).
Передача сообщения о бедствии осуществляется нажатием на специальную клавишу. При этом передатчик автоматически переключится на нужный канал и сообщение уйдет в эфир.
Современные морские радиостанции
Каждое судно, выходящее в море, должно иметь на борту радиостанцию для обеспечения безопасности экипажа и судна, получения метео- и навигационной информации, для связи с пограничниками и для подачи сигналов бедствия. На судах, если позволяют объемы внутренних помещений, устанавливаются две радиостанции – судовая (стационарная) и носимая.
Стационарная радиостанция мощностью 25 Вт с наружной (выносной) антенной обеспечивает надежную связь на большие расстояния, в то время как носимая со встроенной может пригодиться в случае бедствия на спасательном плоту или на шлюпке, а также при выходе из строя главной радиостанции или бортовой сети.
На мировом рынке средств морской радиосвязи для прогулочного флота работает большое количество различных фирм, однако большую часть рынка – как по номенклатуре продукции, так и по объему продаж – занимают две японские компании, одна из которых «Standard Horizon». Такое же положение складывается и на российском рынке.
Судовые (стационарные) радиостанции
Современные судовые радиостанции характеризуются, в первую очередь, наличием модема ЦИВ, а также набором различных функций, расширяющих их возможности, однако в номенклатуре ряда фирм присутствуют также простые и недорогие приемопередатчики без каких-либо премудростей.
Все радиостанции имеют одинаковые, установленные Международной морской организацией (IMO) основные характеристики – 55 международных морских каналов, 10 американских и канадских каналов для получения метеорологической информации, мощность излучения 1 и 25 Вт – и отличаются в основном набором дополнительных функций: способностью работать в режиме интеркома, возможностями сопряжения с другими приборами, наличием отдельного дежурного канала ЦИВ и т. д., о чем пойдет речь ниже.
В состав штатного комплекта радиостанции входят, как правило, приемопередатчик, микрофон и набор для крепежа. Все остальное – антенны, кабель, разъемы, пульты управления – поставляются отдельно по выбору покупателя.
Из простейших радиостанций без ЦИВ весьма популярны в недалеком прошлом недорогие и компактные приемопередатчики, имеющие ряд важных функций – приоритетное сканирование, память всех предварительных установок, таймер ограничения работы на передачу, двойной прием. Такие устройства и сейчас пользуются неплохим спросом у владельцев небольших катеров и яхт.
К новому поколению радиостанций с ЦИВ для небольших судов можно отнести радиостанции, которые позволяют работать в режиме цифрового избирательного вызова в формате RTSM SC101 DSC, автоматически вводить координаты от приемника GPS и отличаются друг от друга набором функций. Некоторые модели данного класса имеют режим громкого оповещения и возможность приема и ретрансляции данных GPS.
Для больших моторных и парусных яхт производятся радиостанции, обладающие более широким набором функций. Особенно обращает на себя внимание наличие крупного дисплея и цифровой клавиатуры, позволяющей эффективно создавать сообщения в режиме ЦИВ и управлять работой радиостанции. Такие радиостанции могут работать в режиме передачи, приема и ретрансляции сообщений ЦИВ – сообщений о бедствии, вызовов и координат. Свои координаты могут вводиться автоматически от приемника GPS или вручную. Для обеспечения конфиденциальности телефонных переговоров предусмотрен режим скремблирования (засекречивания).
Наиболее богатым набором функций обладают радиостанции самого высокого класса. Они предназначена для использования в условиях неблагоприятной среды и сохраняет работоспособность не только при высокой влажности, но и при полном погружении в воду. На таких устройствах установлен крупный жидкокристаллический дисплей, имеющий четыре строки для алфавитно-цифровых символов индикации номера канала, координат, получаемых от приемника GPS, и другой служебной информации. Отличительной особенностью таких радиостанций от других является наличие отдельного приемника для постоянного наблюдения за ЦИВ на 70-м канале. Так же предусмотрены возможность подключения двух пультов управления и режим интеркома, имеется 30-ваттный внешний громкоговоритель с возможностью обратного прослушивания и четырьмя программируемыми звуковыми сигналами (сигнал бедствия, сирена, туманный горн и т. д.).
Носимые радиостанции
Морские носимые УКВ радиостанции подразделяются на две группы – общего назначения и для аварийно-спасательных средств.
Радиостанции первой группы широко используются для связи на судне между членами экипажа, для связи со шлюпок или с берега с судном, а также в качестве замены судовой станции при выходе ее из строя. Выпускаются в брызго и влагозащищенном исполнении.
Носимые радиостанции имеют два или три уровня мощности – 1.0, 2.5 и 5.0 Вт с возможностью быстрого переключения. Питание осуществляется от встроенного аккумулятора. В некоторых моделях в состав штатного комплекта входит кабель с адаптером и разъемом для питания от бортовой сети 12 В (подключается в стандартное гнездо прикуривателя). Современные носимые радиостанции обладают большинством функций, имеющихся у судовых радиостанций – все 55 каналов, быстрый переход на 16-й и 9-й каналы, двойной прием, сканирование. В отдельных моделях предусмотрена возможность подключения скремблера.
Типичными представителем данного класса станций являются модели производства «Standard Horizon». Они работают в международном морском диапазоне частот 156—163 МГц и имеют различное количество каналов. В станциях предусмотрен энергосберегающий режим работы и самотестирование.
Надо заметить, что наметилась тенденция к созданию многодиапазонных носимых радиостанций. Производители предлагают миниатюрные водозащищенные двухдиапазонные радиостанции для двусторонней связи, которые имеют международные, американские и погодные каналы, аварийный 16-й канал, мгновенно вызываемый нажатием отдельной кнопки. В такую радиостанцию может быть установлен ЦИВ.
В радиостанциях этого сегмента имеется возможность работы не только на обязательных морских каналах, но и в диапазонах домашнего радио, общего пользования 460 МГц и в радиовещательных АМ и FМ (на прием).
Радиостанции аварийно-спасательных средств, как следует из их названия, предназначены для работы на аварийноспасательных средствах – надувных спасательных плотах, шлюпках, на терпящих бедствие небольших судах, не имеющих этих средств. К таким станциям предъявляют особо жесткие требование по герметичности, прочности, готовности к работе. Они должны сохранять работоспособность после погружения в воду на глубину до 3 м в течение пяти минут и после падения на стальную палубу с высоты 1 м. Электропитание осуществляется либо от подзаряжаемого аккумулятора, либо от литиевой батареи длительного хранения. В последнем случае радиостанцию следует использовать только в крайнем случае – при бедствии. Количество каналов у таких станций не регламентируется – главное, чтобы был 16-й.
Написано по материалам статьи
Валерия Евстратова, журнал "КиЯ"
Связь на море
За прошедшие годы произошли изменения в порядке ведения радиосвязи на море – стали автоматическими прием и подача сигналов бедствия с использованием цифрового избирательного вызова (ЦИВ), ушла в прошлое легендарная «морзянка», вытесненная более совершенными аналоговыми и цифровыми способами передачи информации, постепенно сдают свои позиции радиостанции промежуточных и коротких волн, уступая место спутниковой связи.
Появление новых видов радиосвязи повлекло за собой изменение парка средств связи. Сначала появились приставки (модемы ЦИВ) к имеющимся УКВ и ПВ/КВ радиостанциям профессионального морского флота, а потом, по мере миниатюризации элементной базы, модемы перекочевали в корпуса даже самых простых радиостанций для прогулочного флота.
Для начала познакомимся с тем, что скрывается под аббревиатурой ЦИВ, тем более что, по моим наблюдениям, в популярных яхтенных изданиях этот вид связи еще серьезно не рассматривался.
ЦИВ – содержание и применение
Цифровой избирательный вызов, или используемое в англо-язычной документации сокращение DSC (Digital Selective Calling) – это международная морская система избирательного вызова судовых и береговых станций с возможностью передачи и приема сообщений о бедствии. Системообразующими элементами системы являются УКВ и ПВ/КВ радиостанции, имеющие в своем составе устройства (модемы), способные формировать, передавать и принимать сообщения. Система образуется тогда, когда есть хотя бы две радиостанции, способные в автоматическом режиме обмениваться информацией.
Для работы в системе каждой радиостанции присваивается индивидуальный идентификационный номер MMSI (Maritime Mobile Service Identify) MIDXXXXXX, где MID – цифровой код страны, под флагом которой зарегистрировано судно (код России – 273), а ХХХХХХ – индивидуальный номер судна. Этот номер записывается в память модема и присутствует в любых передаваемых и принимаемых сообщениях.
С помощью системы ЦИВ передаются и принимаются сообщения о бедствии, срочности и безопасности, индивидуальные и групповые вызовы, обмен информацией по выбору каналов для перехода на телефонную связь, передачу координат и пр.
Для того чтобы модемы «понимали» друг друга, передача ведется в определенном формате, напоминающем порядок вступления в связь и передачи сообщений при обычном телефонном обмене. Формат вызова и передачи сообщений включает в себя следующие блоки:
Последовательность точек. Фазирующийсигнал |
Сигналы для активации модема и его синхронизации с модемом передающей станции |
Определитель формата | – Бедствие (Distress) – Всем судам (All ships или All stations) – Вызов группы судов (Group) – Вызов судов в географическом районе (G.Area) – Индивидуальный вызов судовой или береговой радиостанции (Selective или Individual) – Избирательный вызов береговой радиостанции с автоматическим выходом в международные телефонные сети (Dial phone) |
Адрес | Идентификационный номер MMSI вызываемой судовой или береговой радиостанции. Вызовы «бедствие» и «всем судам» адреса не имеют |
Приоритет связи | Имеются несколько категорий срочности: – «Бедствие» – «Срочность и безопасность» (Urgency или Safety), – «Служебный» (Ship’s Business) –«Обычный» (Routine) |
Идентификатор станции | Идентификационный номер MMSI передающей станции |
Сообщение | Формат может включать до четырех сообщений, содержащих информацию о характере и координатах бедствия, информацию о порядке связи телефоном, о связи при бедствии |
Знак конца сообщений EOS | – RQ (требование выслать подтверждение) – BQ (подтверждение не нужно) |
Код проверки правильности приема сообщения | Код, позволяющий обнаруживать ошибки при приеме |
Система ЦИВ применяется в следующих случаях:
- для оповещения о бедствии, подтверждения приема вызова бедствия, ретрансляции вызова бедствия;
- для извещения судов о предстоящей передаче сообщений о срочности;
- для извещения о передаче навигационных сообщений;
- для запроса координат судна;
- для установления связи на рабочем канале;
- для соединения через береговую станцию с береговой телефонной сетью.
При передаче вызова о бедствии в состав сообщения входят:
- тип бедствия (можно выбрать из готового списка);
- координаты судна;
- время определения передаваемых координат;
- вид последующей связи.
Координаты вводятся вручную или автоматически из навигационной системы или от приемника GPS. (При наличии карт-плоттера принятые через ЦИВ координаты могут преобразовываться в условное изображение судна и его «трек» на экранной карте. Таким образом, можно видеть на дисплее не только себя, но и «соседей» – если у них есть соответствующая аппаратура. В условиях ограниченной видимости эта функция ЦИВ способна частично заменить радар.).
Для связи с использованием ЦИВ выделены специальные каналы: 70-й – на УКВ, и частота 2187.5 – на промежуточных волнах. На данных частотах при нахождении в море ведется постоянная вахта в автоматическом режиме. В радиостанциях, используемых в профессиональном флоте, для этой цели имеется отдельный приемник, работающий только на данных частотах. В радиостанциях, предназначенных для прогулочных судов, наблюдение ведется параллельно с «вахтой» на аналоговом канале, либо не ведется вообще. (Многие ошибочно считают это режимом Dual Watch («двойная вахта» или «двойной прием»), но на самом деле данный термин относится только к аналоговым каналам, предназначенным для речевой связи – когда станция постоянно переключается, например, между 16-м каналом и каналом, используемым лоцманской службой или портнадзором, останавливаясь на одном из них при поступлении вызова. Такой режим обеспечивает далеко не каждая радиостанция, предназначенная для прогулочных судов.).
Передача сообщения о бедствии осуществляется нажатием на специальную клавишу. При этом передатчик автоматически переключится на нужный канал и сообщение уйдет в эфир.
"Компас-Р", ООО |
Современные морские радиостанции
Каждое судно, выходящее в море, должно иметь на борту радиостанцию для обеспечения безопасности экипажа и судна, получения метео- и навигационной информации, для связи с пограничниками и для подачи сигналов бедствия. На судах, если позволяют объемы внутренних помещений, устанавливаются две радиостанции – судовая (стационарная) и носимая.
Стационарная радиостанция мощностью 25 Вт с наружной (выносной) антенной обеспечивает надежную связь на большие расстояния, в то время как носимая со встроенной может пригодиться в случае бедствия на спасательном плоту или на шлюпке, а также при выходе из строя главной радиостанции или бортовой сети.
На мировом рынке средств морской радиосвязи для прогулочного флота работает большое количество различных фирм, однако большую часть рынка – как по номенклатуре продукции, так и по объему продаж – занимают две японские компании, одна из которых «Standard Horizon». Такое же положение складывается и на российском рынке.
Судовые (стационарные) радиостанции
Современные судовые радиостанции характеризуются, в первую очередь, наличием модема ЦИВ, а также набором различных функций, расширяющих их возможности, однако в номенклатуре ряда фирм присутствуют также простые и недорогие приемопередатчики без каких-либо премудростей.
Все радиостанции имеют одинаковые, установленные Международной морской организацией (IMO) основные характеристики – 55 международных морских каналов, 10 американских и канадских каналов для получения метеорологической информации, мощность излучения 1 и 25 Вт – и отличаются в основном набором дополнительных функций: способностью работать в режиме интеркома, возможностями сопряжения с другими приборами, наличием отдельного дежурного канала ЦИВ и т. д., о чем пойдет речь ниже.
В состав штатного комплекта радиостанции входят, как правило, приемопередатчик, микрофон и набор для крепежа. Все остальное – антенны, кабель, разъемы, пульты управления – поставляются отдельно по выбору покупателя.
Из простейших радиостанций без ЦИВ весьма популярны в недалеком прошлом недорогие и компактные приемопередатчики, имеющие ряд важных функций – приоритетное сканирование, память всех предварительных установок, таймер ограничения работы на передачу, двойной прием. Такие устройства и сейчас пользуются неплохим спросом у владельцев небольших катеров и яхт.
К новому поколению радиостанций с ЦИВ для небольших судов можно отнести радиостанции, которые позволяют работать в режиме цифрового избирательного вызова в формате RTSM SC101 DSC, автоматически вводить координаты от приемника GPS и отличаются друг от друга набором функций. Некоторые модели данного класса имеют режим громкого оповещения и возможность приема и ретрансляции данных GPS.
Для больших моторных и парусных яхт производятся радиостанции, обладающие более широким набором функций. Особенно обращает на себя внимание наличие крупного дисплея и цифровой клавиатуры, позволяющей эффективно создавать сообщения в режиме ЦИВ и управлять работой радиостанции. Такие радиостанции могут работать в режиме передачи, приема и ретрансляции сообщений ЦИВ – сообщений о бедствии, вызовов и координат. Свои координаты могут вводиться автоматически от приемника GPS или вручную. Для обеспечения конфиденциальности телефонных переговоров предусмотрен режим скремблирования (засекречивания).
Наиболее богатым набором функций обладают радиостанции самого высокого класса. Они предназначена для использования в условиях неблагоприятной среды и сохраняет работоспособность не только при высокой влажности, но и при полном погружении в воду. На таких устройствах установлен крупный жидкокристаллический дисплей, имеющий четыре строки для алфавитно-цифровых символов индикации номера канала, координат, получаемых от приемника GPS, и другой служебной информации. Отличительной особенностью таких радиостанций от других является наличие отдельного приемника для постоянного наблюдения за ЦИВ на 70-м канале. Так же предусмотрены возможность подключения двух пультов управления и режим интеркома, имеется 30-ваттный внешний громкоговоритель с возможностью обратного прослушивания и четырьмя программируемыми звуковыми сигналами (сигнал бедствия, сирена, туманный горн и т. д.).
Носимые радиостанции
Морские носимые УКВ радиостанции подразделяются на две группы – общего назначения и для аварийно-спасательных средств.
Радиостанции первой группы широко используются для связи на судне между членами экипажа, для связи со шлюпок или с берега с судном, а также в качестве замены судовой станции при выходе ее из строя. Выпускаются в брызго и влагозащищенном исполнении.
Носимые радиостанции имеют два или три уровня мощности – 1.0, 2.5 и 5.0 Вт с возможностью быстрого переключения. Питание осуществляется от встроенного аккумулятора. В некоторых моделях в состав штатного комплекта входит кабель с адаптером и разъемом для питания от бортовой сети 12 В (подключается в стандартное гнездо прикуривателя). Современные носимые радиостанции обладают большинством функций, имеющихся у судовых радиостанций – все 55 каналов, быстрый переход на 16-й и 9-й каналы, двойной прием, сканирование. В отдельных моделях предусмотрена возможность подключения скремблера.
Типичными представителем данного класса станций являются модели производства «Standard Horizon». Они работают в международном морском диапазоне частот 156—163 МГц и имеют различное количество каналов. В станциях предусмотрен энергосберегающий режим работы и самотестирование.
Надо заметить, что наметилась тенденция к созданию многодиапазонных носимых радиостанций. Производители предлагают миниатюрные водозащищенные двухдиапазонные радиостанции для двусторонней связи, которые имеют международные, американские и погодные каналы, аварийный 16-й канал, мгновенно вызываемый нажатием отдельной кнопки. В такую радиостанцию может быть установлен ЦИВ.
В радиостанциях этого сегмента имеется возможность работы не только на обязательных морских каналах, но и в диапазонах домашнего радио, общего пользования 460 МГц и в радиовещательных АМ и FМ (на прием).
Радиостанции аварийно-спасательных средств, как следует из их названия, предназначены для работы на аварийноспасательных средствах – надувных спасательных плотах, шлюпках, на терпящих бедствие небольших судах, не имеющих этих средств. К таким станциям предъявляют особо жесткие требование по герметичности, прочности, готовности к работе. Они должны сохранять работоспособность после погружения в воду на глубину до 3 м в течение пяти минут и после падения на стальную палубу с высоты 1 м. Электропитание осуществляется либо от подзаряжаемого аккумулятора, либо от литиевой батареи длительного хранения. В последнем случае радиостанцию следует использовать только в крайнем случае – при бедствии. Количество каналов у таких станций не регламентируется – главное, чтобы был 16-й.
Написано по материалам статьи
Валерия Евстратова, журнал "КиЯ"