Крупнейшая российская судоходная компания "Совкомфлот" готовится перевести свои суда на сжиженный природный газ (СПГ) в связи с ужесточением экологических требований, сообщают "Известия".
С 2015 года на Балтике начнут действовать установленные Международной морской организацией требования к экологичности морских судов, жестко регламентирующие выбросы в атмосферу соединений серы и углерода. В акватории Балтийского и Северного морей содержание серы в топливе не должно превышать 0,1%, а сейчас это ограничение составляет 1%. С 2020 года для всех портов Евросоюза начнет действовать ограничение с планкой 0,5% (сейчас — 1,5%). Предполагается, что с 2025 года лимит 0,5% установят для всего мира.
Выходов из этой ситуации у судовладельцев всего три: оснащать свои суда системой очистки выхлопных газов (скруббер), переводить на более дорогое жидкое топливо с меньшим содержанием серы (Marine Gas Oil) или ориентировать флот на использование в качестве топлива СПГ.
Сейчас некоторые суда ОАО "Совкомфлот" уже используют газ в качестве топлива.
По словам замначальника управления эксплуатации флота Русанова, "Совкомфлот" уже ведет переговоры с рядом верфей по разработке судов, работающих на СПГ. В первую очередь речь идет о танкерах класса афрамакс, которые задействованы в перевозке сырой нефти из Приморска на Роттердам, и LR-2 (афрамаксы для перевозки дистиллятов), доставляющие нефтепродукты из Усть-Луги в Роттердам.
Ужесточение экологических требований на Балтике обойдется судоходной отрасли от €2,6 млрд до €11 млрд в год. Новый регламент обосновывают оценками, по которым благодаря улучшению экологии и состояния здоровья населения Прибалтики ежегодно будет экономиться от €15 млрд до €35 млрд. Между тем в регионе ожидается значительный рост инфляции за счет удорожания транспортной составляющей. Стоимость одного нового танкера типа афрамакс составляет в районе $55 млн. Экологическая модернизация повысит цену судна до 20%. Поэтому эксперты уверены, что из-за новых требований морские перевозки подорожают.
Экологи оценивают новые ограничения как большой шаг в деле защиты окружающей среды. По словам руководителя Санкт-Петербургского офиса Greenpeace Дмитрия Артамонова, выбросы от больших судовых двигателей намного превосходят выбросы от автомобилей, ведь и топливо там используется более тяжелое, содержащее больше серы и других примесей, и фильтрации в отрасли уделялось гораздо меньшее внимание.