Совершенствование системы подготовки специалистов аварийно-спасательных служб

1 4868 5 мин


Как показывает практика аварийно-спасательных работ на море, одной из причин гибели людей на море является недостаточный уровень спасательной подготовки персонала ведомственных аварийно-спасательных служб, а также недостаточная обученность пассажиров судов к использованию спасательных средств. В качестве примера могут послужить недавние аварии дизель-электрохода "Булгария", плавучей буровой "Кольская", а за рубежом - лайнера "Конкордия".  Поэтому вопросы спасательной подготовки требуют к себе постоянного и повышенного внимания. Следует ожидать, что они будут обсуждаться и на заседании Морской коллегии при Правительстве Российской Федерации в декабре 2012 года по вопросу "О реализации национальной морской политики в области кадрового обеспечения всех видов морской деятельности РФ". Прояснить состояние дел по данному вопросу мы попросили Председателя некоммерческой организации "Ассоциация развития поисково-спасательной техники и технологий" Илюхина Виктора Николаевича. 
Какие недостатки в системе подготовки специалистов аварийно-спасательных служб имеют место сегодня?

Анализ существующей организации системы ПСО морской деятельности РФ позволил выявить ряд недостатков, в том числе отсутствие единой подсистемы подготовки специалистов аварийно-спасательных служб РФ. Это подтверждается, как Вы уже отметили, причинами целого ряда аварий и катастроф на море за последние годы.
Например, к проблемным вопросам системы подготовки специалистов СПАСР ВМФ относятся:
- отсутствие подготовки пилотов (техников, руководителей работ) жестких водолазных скафандров;
- отсутствие подготовки операторов телеуправляемых необитаемых подводных аппаратов (ТНПА);
- наличие единственной базы подготовки младших специалистов СПАСР ВМФ (17 военно-морская школа младших специалистов), расположена на территории иностранного государства (г. Севастополь, Украина);
- недостаток современных учебно-тренировочных комплексов, тренажеров и действующих макетов, а также новых учебных пособий и учебников.

На расширенном заседании НО "Ассоциация развития поисково-спасательной техники и технологий" от 12 мая 2011 года с участием представителей ряда организаций, а также в материалах третьей Всероссийской конференции по проблемам оказания помощи аварийным кораблям и судам и спасания людей на море, состоявшейся 27 октября 2011 года, отмечалось, что:

- состояние системы специальной подготовки специалистов аварийно-спасательных служб и спасательной подготовки экипажей кораблей и судов различных Министерств и ведомств РФ не соответствует в должной степени современным требованиям и уровню развития техники;

- отсутствует единая система начальной, средней и дополнительной подготовки и переподготовки экипажей и операторов подводных аппаратов и другой поисково-спасательной техники;

- отсутствует единая система подготовки экипажей кораблей и специалистов спасательных служб по использованию средств спасения и выживания на море;

- отсутствует система государственных образовательных стандартов по подготовке морских спасателей различного уровня


И какие пути вы видите для решения данной проблемы?

Настоятельным требованием развития и совершенствования системы ПСО морской деятельности является создание единой системы подготовки по основным специальностям ПСО, в частности, специалистов по аварийно-спасательным работам и судоподъему, водолазных специалистов, пилотов жестких водолазных скафандров, специалистов спасательных подводных аппаратов и телеуправляемых необитаемых подводных аппаратов, врачей-спецфизиологов.

В чем же суть данной системы?

Для совершенствования системы первоначальной подготовки кадров по основным специальностям ПСО необходимо определить единые базовые квалификационные требования к морским спасателям различного уровня подготовки и соответствующие единые требования к экипажам кораблей и судов при выживании на море, независимо от ведомственной принадлежности, на их базе разрабатывать федеральные государственные образовательные стандарты различного уровня профессионального и дополнительного образования.

Примером таких ФГОС в высшем профессиональном образовании может служить стандарт по специальности 180112 "Строительство, ремонт и поисково-спасательное обеспечение надводных кораблей и подводных лодок".
В среднем профессиональном образовании - ФГОС 280707 "Защита в чрезвычайных ситуациях" с квалификацией техник-спасатель.
В начальном профессиональном образовании - ФГОС 180403.03 по профессии "водолаз".
ФГОС "Строительство, ремонт и поисково-спасательное обеспечение надводных кораблей и подводных лодок" определяет область профессиональной деятельности специалистов и включает в частности:
- организацию и проведение поисково-спасательного обеспечения надводных кораблей и подводных лодок  ВМФ.

К основным профессиональным компетенциям специалистов должны быть отнесены:
- владение основными методами защиты личного состава и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий;
- способность управлять личным составом подразделения в повседневной обстановке, при различных боевых готовностях борьбе за живучесть корабля, ведении спасательных и судоподъемных работ;
- способность организовывать и выполнять водолазные работы в соответствии с водолазной квалификацией;
- способность организовать и осуществлять спасание личного состава, плавающего на воде, оказание помощи аварийным кораблям и подводным лодкам;
- способность разрабатывать проекты аварийно-спасательных и судоподъемных работ надводных кораблей и подводных лодок;
- умение разрабатывать руководящие документы по организации водолазных спусков и работ, подготовки нештатных водолазов, определять причины, признаки и способы предупреждения профессиональных водолазных заболеваний, способы оказания помощи заболевшим водолазам;
- умение использовать способы самостоятельного спасания на море личного состава надводных кораблей и подводных лодок;
- способность руководить водолазными спусками на глубинах до 20 метров и оказанием помощи заболевшим водолазам;
- наличие практических навыков использования индивидуальных и коллективных средств спасания личного состава надводных кораблей и подводных лодок;
- способность руководить подразделением при борьбе за живучесть корабля, навыками выполнения первичных мероприятий по борьбе за живучесть корабля и применения корабельных переносных средств борьбы за живучесть;
- наличие практических навыков выполнения водолазных работ в соответствии с водолазной квалификацией.

А какие особенности спасательной подготовки есть в ведомствах?

Конечно, в силу ведомственной разобщенности морских спасателей будут иметь место и специфические задачи, а значит,  и подготовка к ним. Например, с целью совершенствования системы подготовки специалистов ВМФ целесообразно:
- реализовать подготовку специалистов в области управления поисково-спасательным обеспечением уровня подготовки "магистр" в соответствии с требованиями проекта Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (ГОС ВПО) третьего поколения 290400 "Управление военным кораблестроением и поисково-спасательным обеспечением ил флота" на базе ВУНЦ ВМФ "Военно-морская академия";
- реализовать подготовку морских инженеров для выполнения поисково-спасательных, судоподъемных работ, а также водолазных специалистов - по квалификации (степени) "специалист", в соответствии с требованиями проекта Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (ГОС ВПО) третьего поколения 180112 "Строительство. ремонт и поисково-спасательное обеспечение надводных кораблей и подводных лодок" на базе Военно-морского инженерного института (филиала) ВУНЦ ВМФ "Военно-морская академия";
- разработать Государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования "Техник-морской спасатель" с целью создания юридической базы специальной подготовки служащих и старшин контрактной службы для МО РФ, гражданского персонала для других министерств и ведомств с квалификацией "Техник" и начать обучение под данному стандарту;
- разработать Квалификационные требования к уровню профессиональной образования специалистов ПСО и программы их подготовки с учетом максимально возможной унификации как для СПАСР ВМФ,  так и для аварийно-спасательных служб других ФОИВ;
- создать систему дополнительной профессиональной подготовки по специализациям ПСО ВМФ, в первую очередь по должностям, комплектующимся по штату гражданским персоналом (служащими  ВМФ).
Объективно назрела необходимость возобновления системы первоначальной и дополнительной подготовки морских спасателей в составе спасательных формирований. При этом первоначальной подготовкой спасателей должны заниматься образовательные заведения по утвержденным единым базовым квалификационным требованиям к морским спасателям независимо от ведомственной принадлежности.

Таким образом, совершенствование системы специальной подготовки специалистов аварийно-спасательных служб различных министерств и ведомств должно заключаться :
1. В разработке и утверждении единых базовых квалификационных требований к морским спасателям различного уровня подготовки и соответствующих единых требований к экипажам кораблей и судов при выживании на море независимо от ведомственной принадлежности в рамках соответствующих КНИР.

2. В разработке государственной системы федеральных образовательных стандартов подготовки морских спасателей различного уровня с учетом требований стандартов Международной федерации морских спасателей. При этом должен быть организован пересмотр существующих и разработка недостающих руководящих и нормативных документов в обеспечение подготовки специалистов аварийно-спасательных служб и спасательной подготовки экипажей кораблей и судов в различных министерствах и ведомствах.

Очевидно, что в качестве органа, определяющего направления и требования к подготовке кадров ПСО морской деятельности, необходим орган федерального уровня, каким мог бы стать Федеральный комплексный центр морских спасательных операций. В задачи данного Центра также входила бы разработка мероприятий по координации разработки федеральных государственных требований к программам повышения квалификации и профессиональной переподготовки морских спасателей, а также по созданию межведомственных учебно-тренировочных комплексов для подготовки экипажей кораблей и судов к использованию средств поиска и спасания на море, руководству поисковыми и спасательными работами в каждом из министерств и ведомств.

Абрамова Анна



Комментарии   1.

Чтобы принять участие в обсуждении, пожалуйста Авторизуйтесь или Зарегистрируйтесь
-0+
#Донской Алексей Владимирович
15.12.2012, 20:06
Какая-то смесь казенщины с военно-морскими мотивами. Вроде и слова все правильные, но никакой связи с реальностью и смысл получается отсутствует. Вообщем многа букфф без особого конструктива. Автор-то сам читал этот текст?
Свежие новости
"ЛОРП" получит субсидии на обновление флота
09:52 / судоходство
рекламаПодписка 2025