9 апреля состоялась международная онлайн-конференция "Россия – Китай: перспективы развития международного сотрудничества в области судостроения"
Организатор выставки-конференции "НЕВА" при содействии Санкт-Петербургского центра поддержки экспорта, Торгового представительства РФ в Китае, Генерального консульства Китайской Народной Республики в Санкт-Петербурге, Комитета по промышленной политике, инновациям и торговле Санкт-Петербурга.
Модераторами конференции выступили директор Департамента международного сотрудничества, д.т.н., профессор Санкт-Петербургского государственного морского технического университета, заслуженный деятель науки РФ Кирилл Рождественский и декан Санкт-Петербургского морского технического университета профессор Олег Тимофеев.
Кирилл Рождественский подчеркнул, что сейчас идет второй год инновационного сотрудничества между Россией и Китаем и обеим странам есть чему поучиться друг у друга. "В I полугодии 2020 года на долю КНР пришлось около 40% всех судов, построенных в мире, и около 70% новых заказов. В свою очередь, Россия преуспевает в области строительства арктических судов, ледоколов, научно-исследовательских судов, плавучих АЭС", – отметил он.
Торговый представитель Российской Федерации в КНР Алексей Дахновский акцентировал внимание на позитивных трендах последних лет. По его словам, пристальное внимание высшего руководства России и меры господдержки привели к полной загрузке профильных заводов и конструкторских бюро. При этом Китай, несмотря на пандемию, тоже упрочил свои лидерские позиции. "Консолидация судостроительных мощностей в КНР позволяет более качественно выстраивать производственные цепочки и успешно конкурировать на мировом рынке, – отметил Алексей Дахновский. – В то же время конкурентное преимущество российских производителей на местном рынке – высокая технологичность и экологичность отечественных разработок. В условиях возрастания геополитической неопределенности и изменения структуры экспортно-импортных поставок у России и КНР появляется значительный потенциал для наращивания объемов двусторонней торговли и укрепления сотрудничества в сфере технологического трансфера".
Органы государственной власти оказывают значимую помощь бизнесу не только напрямую, но и через различные институты. Один из них – Санкт-Петербургский центр координации поддержки экспортно-ориентированных субъектов малого и среднего предпринимательства. Судостроение традиционно является одним из стратегических направлений развития региона и торговых отношений с зарубежными странами. Местные компании, как говорит генеральный директор Санкт-Петербургского центра поддержки экспорта Надежда Ларионова, проявляют большой интерес к сотрудничеству с китайскими предприятиями. Это касается как изучения инновационных технологий, так и развития торговых отношений. Прошедшая конференция помогла компаниям двух стран обменяться опытом и найти новых партнеров, в том числе с точки зрения заключения перспективных экспортных контрактов.
Советник Международной бизнес-консалтинговой структуры "Хуахэ Интернэшнл" Асель Молдадиева рассказала о приоритетах китайского судостроения, которое в основном ориентировано на экспортного потребителя. По объемам производства Китай занимает 3 место в мире. В 2020 году пять китайских компаний вошли в топ-10 по введенному тоннажу, шесть – в топ-10 по объему новых заказов. По оценке Асель Молдадиева, у Китая и России очень большие перспективы в области научно-технического сотрудничества и экспортно-импортного взаимодействия. "Хуахэ Интернэшнл" содействует китайскому бизнесу при выходе на зарубежные рынки, а также иностранным предприятиям, заинтересованным войти на рынок КНР.
С китайской стороны к участникам конференции также обратились заместитель директора Департамента Евразии Министерства коммерции КНР Лю Суэсун, генеральный консул КНР в Санкт Петербурге Ван Вэньли, генеральный секретарь Китайской ассоциации по судостроению (CANSI) Ли Янкинг и представитель Китайского совета содействия международной торговли.
В первой сессии, посвященной перспективам и трендам развития сотрудничества России и Китая в области судостроения, выступили руководитель Представительства Морского регистра в Китае Петр Ванюков и начальник центра локализации судового оборудования АО "ЦНИИ "Курс" Дмитрий Стоянов.
В конференции приняли участие несколько десятков компаний малого и среднего бизнеса Санкт-Петербурга, в том числе ПКБ "Старлит", ООО "Завод Спортсудпром", ООО "Северная Столица", ЦКБ "Нептун", ООО "Нониус Инжиниринг", АО "Вибратор", ООО "Сервис Марин", ООО "Навгеоэксперт" и др. Китай представляли China State Shipbuilding Industry (CSSC), China Merchants Industry Holdings (CMI), Harbin Engineering University, Jiangsu Massada Heavy Industries, CHINA E_TECH (Ningbo) Maritime electronics research institute.