Мероприятие было организовано ООО "НЕВА-Интернэшнл" при поддержке Минпромторга России, Конфедерации индийской промышленности, торгового отдела посольства Индии в РФ, торгового представительства России в Индии и Центра маломерного и малотоннажного судостроения RUSBOATS.
На первой сессии эксперты представили ключевые тренды судостроительного рынка двух стран и оценили перспективы укрепления деловых связей. "Россия и Индия – давние стратегические партнеры, и сотрудничество в сфере судостроения имеет большой потенциал, – подчеркнул заместитель торгового представителя России в Индии Александр Щеголев. – Инициативы, которые реализует Правительство Индии, включая Морскую стратегию-2030, дает мощный импульс для выхода нашего взаимодействия на новый уровень".
Россия обладает значительным опытом строительства судов смешанного класса, речного флота, скоростных пассажирских и других типов судов, а также вспомогательных специализированных плавсредств. По словам Александра Щеголева, на протяжении последних двух лет ведется активный диалог в сфере кооперации, все больше российских компаний проявляют заинтересованность в зарубежном партнерстве. Среди основных направлений сотрудничества – создание совместных производств и сервисных компаний, трансфер технологий, увеличение продаж готовой продукции, лизинг, оказание комплексных услуг, проведение инфраструктурных и научно-исследовательских работ. Торгпредство со своей стороны готово оказывать поддержку предприятиям обеих стран с целью достижения реального прорыва.
Руководитель торгово-экономического отдела посольства Индии в РФ Асим Вохра отметил, что в Индии определено около 60 приоритетов развития, и один из них касается сотрудничества с российскими компаниями, в частности с ОСК.
Одним из самых перспективных секторов для взаимодействия председатель Западного отделения Конфедерации индийской промышленности Коммодоре Мукеш Бхаргава считает гражданское судостроение. "Индия удачно расположена на пересечении разных водных маршрутов, и сейчас есть потенциал для увеличения объемов грузовых перевозок. Индия и Россия вместе разрабатывают международные транспортные коридоры, и эта работа очень важна, – уверен Мукеш Бхаргава. – К примеру, на Восточном экономическом форуме в 2019 году было заключено соглашение о создании морского сообщения между Владивостоком и индийским городом Ченнаи. Мы считаем важным объединить компетенции, которые есть у наших стран". В Индии реализуется программа по развитию судостроительной отрасли, внедряются кастомизированные отраслевые решения, расширяется сфера применения цифровых технологий, оптимизируются предоставляемые услуги, устраняются барьеры, снижаются пошлины на импорт комплектующих.
Член Правления Совета по экспортному продвижению инжиниринговых компаний Индии Рохинтон Инхинир рассказал коллегам о реализации крупнейшей инициативы Make in India ("Делай в Индии"). Акцент делается на национализации производства, при этом применяется кластерный подход. "Россия и Индия – ворота для растущего рынка СНГ и Юго-Восточной Азии с огромным потенциалом по наращиванию товарооборота, большая часть которого приходится на водные пути, – отметил он. – Мы находимся на пороге важных изменений, поэтому для нас крайне важно стратегическое партнерство с Россией".
Вторая сессия онлайн-конференции была посвящена технологическому партнерству и трансферу инноваций. Руководитель центра малотоннажного судостроения RUSBOATS Анастасия Кобзева представила обзор состояния внутренних водных путей России и производственного потенциала судостроительной отрасли. В России действует более 860 специализированных предприятий, в разработке находится около 1500 инновационных проектов. "Настоящая гордость нашей страны – уникальный атомный ледокольный флот, самый мощный в мире, – подчеркнула она. – В сегменте речного транспорта особого внимания заслуживают суда на воздушной подушке. Их популярность связана с коротким периодом навигации во многих регионах. Также представляет большой экспортный интерес скоростной пассажирский флот на подводных крыльях, на котором специализируется ЦКБ им. Р. Е. Алексеева. В целом многие российские предприятия сильно зависят от госзаказа, при этом очень заинтересованы в продвижении своей продукции за рубежом. Пока импорт комплектующих примерно в 4 раза превышает объем экспортных поставок готовой продукции, но динамика все равно положительная".
По словам заместителя генерального директора Global Trade Marine Алексея Волкова, из-за санкционных ограничений Россия переориентировалась на другие страны, которые готовы поставлять судовое оборудование, прежде всего это Южная Корея и Индия. В качестве пожелания к индийским партнерам он назвал сокращение сроков поставки.
Начальник управления стратегического развития Крыловского государственного научного центра Андрей Наумов рассказал о специфике и роли предварительного проектирования и моделирования. "На этом этапе можно значительно сократить общие затраты на проект, поскольку цена ошибки невелика, – объяснил эксперт. – В научном центре оборудованы бассейны, в которых тестируются движительные системы судов, имитируются различные операционные сценарии. В настоящее время соотношение физического моделирования и компьютерного составляет 95% к 5%, но со временем эта пропорция будет меняться. В перспективе планируется выйти на 20% физического моделирования и 80% компьютерного. Все данные будут храниться в цифровых архивах".
На третьей сессии участники обсудили возможности экспортно-импортного сотрудничества. Председатель совета директоров Костромского судомеханического завода Андрей Смирнов презентовал модельный ряд мелкосидящих катеров. Предприятие выпускает более 55 моделей длиной от 4 до 22 метров и осадкой 450-550 мм, которая позволяет эксплуатировать катера в мелководье и засоренных акваториях. Сильным конкурентным преимуществом этих катеров являются надежные водометные движители мощностью от 200 до 450 л. с. В продуктовой линейке завода – пассажирские, грузовые катера, нефтесборщики, рефрижераторы, буксиры и пр. По запросу заказчика предприятие может изменить характеристики и планировку, а также спроектировать совершенно новый катер.
Заместитель директора НПК "Морсвязьавтоматика" Михаил Тимофеев представил эко-круизные катера-катамараны. В 2020 году было создано первое российское серийное электрическое судно "Эковольт". Оно способно развивать скорость около 8 узлов, перевозить до 80 пассажиров и работать до 16 часов без подзарядки. Многофункциональная платформа может трансформироваться в медицинское и бункеровочное судно, либо в небольшой паром. Быстродействующая станция позволяет зарядить катамаран за 1 час. Сейчас они проходят обкатку на Неве.
Также участникам конференции была представлена линейка продукции ижевского предприятия "ГТИ-Проектное бюро" – кресла судоводителя, палубные и иные типы кресел.
Индийские компании рассказали, в закупках какой импортной продукции заинтересованы. В частности, Indigo seaways PPt, которая занимается паромными перевозками, хотела бы получить от российских компаний коммерческие предложения на поставку грузопассажирских паромов вместимостью около 60 грузовиков и 400-500 пассажиров, а также высокоскоростных судов, развивающих скорость 21 узел и имеющих максимальную осадку 6 метров. Другой индийский переводчик, компания Mohmarinetransport, делает акцент на скоростных катерах и судах на воздушной подушке, которые готова приобретать у российских партнеров.
Кроме того, с индийской стороны выступили руководители Судостроительной верфи региона Гоа Goa Shipyard, Larsen & Toubro Limited и Cochin Shipyard. Все они заявили о готовности к сотрудничеству с российским бизнесом.
Прошедшее мероприятие включено в программу международных морских онлайн-конференций, которые с ноября 2020 года по май 2021 года проводит ООО "Нева-Интернэшнл", организатор выставки и конференции "НЕВА", в сотрудничестве с отраслевыми союзами и ассоциациями при поддержке Минпромторга и МИД России. С расписанием можно ознакомиться здесь.