Нижний Новгород, 21 июля 2014 года. Сегодня исполняется 165 лет со дня основания одного из старейших российских судостроительных предприятий - завода "Красное Сормово", сообщает пресс-служба предприятия.
Многие технические новшества и достижения промышленности России неразрывно связаны с историей завода. От первой мартеновской печи до лучшей атакующей подводной лодки XX столетия с титановым корпусом "Барракуда":
1856 – серийное производство судов для Волжско-Камского бассейна; около половины судов, ходивших здесь, было построено в Сормово;
1858 – первая в России землечерпательница;
1870 – первая в России мартеновская печь;
1871 – первый в России товаропассажирский колесный пароход "Переворот" в железном корпусе с двухъярусной надстройкой;
1887 – первая морская нефтеналивная шхуна "Минин", водоизмещением 500 тонн;
1903 – первый в мире дизель-электроход "Вандал";
1909 – первый в России морской дизельный танкер "Русь";
1913 – первая в России речная товарная баржа-теплоход "Данилиха";
1916 – первый в России колесный буксирный теплоход "Москвич" с горизонтальным ДВС системы Юнкер. До революции завод выпустил продукцию пятидесяти наименований самого высокого качества;
1920 – первый в стране танк "Борец за свободу";
1930 – первая подводная лодка "Комсомолец"; первые в стране землесосы типа "Ирригатор";
1931 – первые в стране саморазгружающиеся вагоны-думпкары;
1932 – первые в стране сложнейшие виды бурового инструмента нового типа;
1933 – первый в стране цельносварной колесный буксирный пароход "Сварщик";
1941 – впервые в стране освоен серийный выпуск танков Т-34 в рекордно короткие сроки – за полтора месяца, на неспециализированном (судостроительном) заводе, всего построено 13 тысяч танков;
1942 – первая в стране морская землечерпательница "Родина";
1950 – первые в стране дизель-электирческие ледоколы "Волга" и "Дон"; первый морской танкер дизель-электроход "Генерал Азии Асланов";
1955 – первая в стране промышленная установка непрерывной разливки стали;
1950-1956 – самая крупная в стране серия подводных лодок (113 из 215 единиц пр.613);
1957 – первый в мире пассажирский катер на подводных крыльях "Волга";
1961 – самый крупный в мире 300-местный речной теплоход на подводных крыльях "Спутник";
1962 – первый в мире спасательный аппарат УПС; первая в мире опытная спасательная подлодка; первая в мире подводная стыковка УПС и подлодки пр.666; первый в мире подводный переход из одной ПЛ в другую "сухим" способом; самый крупный в мире 260-местный морской теплоход на подводных крыльях "Вихрь";
1963 – первый в стране катер на воздушной подушке "Радуга"; первый в стране морской железнодорожный паром типа "Советский Азербайджан";
1964 – первый в мире газотурбинный речной теплоход на подводных крыльях "Буревестник";
1966 – первое в мире двухкорпусное морское крановое судно "Кер-Оглы"; первое в стране скоростное пассажирское судно на воздушной подушке "Сормович" для магистральных рек;
1967 – первая в мире АПЛ, вооруженная крылатыми ракетами с подводным стартом;
1970 – первая в стране серийная постройка спасательных подводных аппаратов;
1976 – первый глубоководный спасательный аппарат;
1984 – первая атомная подводная лодка в титановом корпусе "Барракуда"; супер-корабль – подводная лодка "Варшавянка", с самыми высокими в мире показателями бесшумности, прозвана американцами "черной дырой";
1985 – первая в мире ракетная дизель-электрическая подводная лодка со вспомогательной атомной энергетической установкой;
1988 – первая в мире дизель-электрическая подводная лодка на новых принципах энергии;
1992 – серийное строительство первых в мире глубоководных спасательных аппаратов из титанового корпуса пр. 1855 "Приз";
1993 – самая малошумная лодка ВМФ "Кондор";
1996 – серийное строительство уникальных подводных аппаратов нового поколения, пр. 18270 "Бестер";
1999 – первый танкер проекта 19612 дедвейтом 8000 тонн;
2002 – начало строительства новой серии танкеров проекта 19614 дедвейтом 5400 тонн; за период с 2002 по 2012 построено 25 танкеров – это самая большая серия танкеров смешанного "река-море" плавания в истории современного российского судостроения
2004 – спуск головного танкера проекта 19619 дедвейтом свыше 13 тысячи тонн "Президент Гейдар Алиев"; Английское Королевское общество корабельных инженеров включило танкер в авторитетный международный Список значительных судов года; танкеры проекта 19619 – самые большие танкеры, эксплуатирующиеся в настоящее время на Каспийском море;
2006 – РМРС сертифицировал головной сухогруз проекта RSD17 "Mirzaga Khalilov" на соответствие стандарту ECO;
2007 – строительство серии судов типа "Новая Армада" проекта RST22 с повышенным экологическим классом РС "ЭКО Проект";
2009 – Английское Королевское общество корабельных инженеров включило танкер проекта 19619 "Зангезур" с улучшенными технико-экономическими характеристиками в Список значительных судов года;
2010 – спуск головного танкера "Джейхун" дедвейтом 7100 тонн для Государственной службы морского и речного транспорта Туркменистана; Английское Королевское общество корабельных инженеров включило танкер в Список значительных судов года;
2012 – начало строительства танкеров нового проекта RST27; Английское Королевское общество корабельных инженеров включило головной танкер "ВФ танкер-1" в Список значительных судов года;
2014 - Завод "Красное Сормово" признан победителем тендера Росморпорта на поставку трех дноуглубительных судов для российских портов.
За три четверти века на "Красном Сормове" построено более 300 подводных лодок и спасательных аппаратов, 25 из них атомных. Одновременно с подводными лодками сормовичи строили спасательные аппараты, глубоководные поисковые и рабочие снаряды.
Заслуги завода перед Отечеством по достоинству оценены в разные годы. В 1882 году Сормовскому заводу "Высочайше пожаловано" право изображения на изделии государственного герба – высшая награда царской России. За огромный вклад в экономику и обороноспособность страны, за высокое мастерство и патриотизм коллектив завода награжден: двумя орденами Ленина, орденом Трудового Красного знамени, Отечественной войны I степени, Октябрьской революции.