В Нижний Новгород мы приехали за день до спуска, чтобы прогуляться по городу, посетить Кремль, пройтись по Большой Покровской. Подобная прогулка по нижегородским набережным и улицам помогла правильно настроиться, чтобы на следующий день с хорошим настроением прийти на торжественную церемонию разбивания бутылки шампанского о корпус земснаряда "Кадош".
"Интимная" традиция
В этот день погода, мягко говоря, не миловала. Резкое похолодание, пошел то ли мелкий дождь, то ли снег - не разберешь. По регламенту спуск "Кадоша" был назначен на 11.00. Нам же было дано разрешение присутствовать на выкатке земснаряда из эллинга. Выкатка началась на четыре-пять часов раньше, чем запланированный спуск.
Вместе с заводчанами, которые спешат на работу, в 7 утра мы вышли из гостиницы. Несмотря на знаменательное событие для заводчан в первую очередь этот день был рабочим.
Медленным ходом, кропотливо выкатывали земснаряд проекта TSHD1000 на слип.
Выкатка земснаряда из СКМ (судокорпусный монтажный цех) происходила без посторонних лиц, без других журналистов, тихо, в рабочем режиме. Пресс-секретарь ГК "МНП" Наталья Мурушкина отметила, что выкатка судна для завода очень важный процесс, не для широкой публики. Не зря же говорят, что рождение судна, как рождение ребенка. Поэтому заводчане относятся очень серьезно и ответственно к этому моменту. Возможно, это даже граничит с отраслевым суеверием.
"Кадош" уже на слипе и ожидает официального старта церемонии спуска.
"Торжественную церемонию спуска можно считать открытой!"
За тридцать минут до начала торжественного спуска народ начал подтягиваться к месту проведения мероприятия. Все двигались на звук громкой музыки. Заводчане со своими семьями; школьники, ведущие дискуссии по поводу габаритов спускаемого земснаряда; учителя, следящие за поведением школьников.
На трибуне председатель профкома начала официальную часть приветственным словом под фанфары. Помощница спасает от мелкоморосящего дождя ведущую, вооружившись зонтом.
Елена Потапова, председатель профкома ПАО "Завод "Красное Сормово" - ведущая церемонии спуска третьего земснаряда для ФГУП "Росморпорт" |
На церемонии спуска присутствовали генеральный директор ПАО "Завод "Красное Сормово" Николай Жарков,
исполнительный директор ФГУП "Росморпорт" Андрей Лаврищев, руководитель дирекции программы "Суда "Река – море" АО "ОСК" Сергей Итальянцев, советник–наставник при губернаторе Нижегородской области Владимир Нефедов, директор нижегородской Ассоциации промышленников и предпринимателей Валерий Цыбанев и исполнительный директор Группы компаний "Морские и нефтегазовые проекты" Вадим Малов.
Николай Жарков первым выступил с речью: "Третьим дноуглубительным судном мы завершаем сдаточную программу 2016 года. Проект TSHD 1000? фирмы Dаmen реализуется в России впервые, и мы гордимся тем, что строительство серии судов данного проекта осуществляется именно на нашем заводе. Это означает высокий уровень доверия заводу со стороны заказчика. Думаю, что мы его полностью оправдали".
Николай Жарков также отметил, что работа с дноуглубительными судами не кончается, она будет продолжаться в течение гарантийного периода.
После него выступил Владимир Нефедов, советник–наставник при губернаторе Нижегородской области: "Сегодня действительно на нижегородской земле праздник. Праздник на ведущем судостроительном предприятии - заводе "Красное Сормово". Хочу сказать, что заказ, который был получен в апреле 2014 года от "Росморпорта", выполнялся в сложных условиях, но все сделано в установленные сроки, с высоким качеством. Непростой проект, но завод сумел сделать все, чтобы выполнить свои обязательства. Желание и умение работать, высокая ответственность позволяют сохранить высокий технический и интеллектуальный кадровый потенциал, опыт и школу постройки судов, поэтому заводу доверяют важные и сложные проекты для отечественного судостроения. Это было непросто - принять решение строить три дноуглубительных судна на заводе "Красное Сормово". Огромное спасибо за ваш труд и вклад в отечественное судостроение, за вклад в экономику нижегородской области и России!"
Третьим выступил Андрей Лаврищев, исполнительный директор ФГУП "Росморпорт". Он отметил, что те три земснаряда, которые были созданы на заводе, считаются чрезвычайно важными для компании. В работу они вступают по возможности с первого дня.
По словам Андрея Васильевича, первое дноуглубительное судно "Соммерс" уже работает на Каспии, в порту Махачкала: "Если не брать в расчет обычную практику притирания экипажа к судну, то мы оцениваем работу "Соммерса" максимально положительно. Он нас сильно выручил. Хочется отметить, что "Сормово" - редкий завод, который выполняет свою работу раньше срока, за это огромное спасибо!"
Затем с поздравлением сормовичей выступил Сергей Итальянцев, руководитель дирекции программы "Суда "Река – море" АО "ОСК": "Завод "Красное Сормово" строительством третьего дноуглубительного судна завершает серию земснарядов для государственного заказчика "Росморпорт". Заказ был действительно сложным: были проблемы с поставкой документации, были технологические сложности, но завод успешно справляется с задачей, причем раньше поставленных сроков. Надеемся, что заказы от "Росморпорта" по строительству дноуглубительного флота будут переданы на завод "Красное Сормово". А то, что они будут, подтверждается решениями государственного совета, который проходил 15 августа текущего года и был посвящен развитию внутренних водных путей. Кроме вопросов дноуглубления, обсуждались и другие проблемы, в том числе обновления транспортного, грузового, пассажирского флота смешанного плавания "река-море". А это и есть главная компетенция завода "Красное Сормово". Отмечу, что сейчас ОСК ведет переговоры по размещению заказов на строительство нефтеналивных судов на заводе для петербургской судоходной компании. Впереди есть еще заказы, в том числе и на пассажирские суда".
"Крестной матерью" земснаряда "Кадош" стала Марина Бондаренко, начальник Управления тарифной политики ФГУП "Росморпорт".
После слов благодарности "крестной матери" заводчанам и руководству "Красного Сормова" ответственный сдатчик подтвердил факт готовности судна к спуску на воду.
Бутылка шампанского разбита о корпус "Кадоша" - официально спуск осуществлен. Только фотокорреспонденты и смелые жители города спустились к воде. Остальные же смотрели с площадки, где проходила торжественная церемония.
Итого: близнец "Соммерса" и "Кроншлота" на воде. Подобные суда проекта TSHD 1000 способны разрабатывать грунт на глубине до 20 метров и работать при температуре воды от -2°С до +20°С. Напомним, что "Соммерс" был спущен на воду в январе 2016 года, а в июне передан заказчику. "Кроншлот" же передан ФГУП "Росморпорт" в августе. Сейчас "Соммерс" работает в порте Махачкала, а "Кроншлот" будет обеспечивать работы в Усть-Луге с возможным отправлением в Калининград.
Спущенный третий и завершающий серию однотипных дноуглубительных судов "Кадош" будет работать в акватории порта Туапсе.
По словам Николая Жаркова, основная часть работ для сдачи судна заказчику будет выполнена в октябре. До 10 ноября точно земснаряд необходимо "любой ценой" отправить: "Осталась отделка внутри помещения, где располагается плавсостав. По технике все сдано. Основные трудности заключались в том, что заказчик самостоятельно выбрал компанию проектанта. Как поступила проектная документация к нам, так мы нашли множество несостыковок, которые исправляли по ходу строительства. Благо у нас хорошее конструкторское бюро. Сейчас уже все позади".
Основные характеристики судна "Кадош":
Длина, м. | 62,6 |
Ширина, м. | 14 |
Осадка, м. | 4,25 |
Минимальная глубина выемки грунта при волочении, м. | 4 |
Объем трюма, куб. м. | 1000 |
Валовая вместимость, рег.т. | 1990 |
Скорость, узл. | 10,5 |
Рабочая глубина на сваях, м. | 15 |
Экипаж, чел. | 10 |
Класс судна | KM(*) Ice1 R1 AUT2 Hopper Dridger |
Ввиду того, что проект TSHD 1000 разработан голландцами, оборудование на земснарядах преимущественно импортное: согласно проекту, судно имеет девять дизелей Caterpillar, остальное технологическое оборудование в рамках договора поставляла компания Damen Shipyard Gorinchem. Но отечественные поставщики тоже были привлечены к строительству "Кадоша", в основном, по общесудовой части. Фирма "Валком" разработала и произвела интегрированную систему автоматики контроля и управления. Практически все оборудование навигации и связи, а также кабельную продукцию поставила компания "Транзас". Нижегородская компания НПФ "МРС Электроникс" поставила на "Кадош" оборудование сигнализации обнаружения пожара, коммутаторы сигнально-отличительных фонарей и оборудование авральной сигнализации.
Немного статистики от ФГУП "Росморпорт"
Перед торжественной церемонией спуска Андрей Лаврищев поделился сведениями о составе дноуглубительного флота "Росморпорта", об объемах выполненных работ за 2016 год и о планах на будущий год.
О дноуглубительных работах за 2016 год.
- В порте Сабетта сделано почти двадцать миллионов кубов. Из них десять ремонтных. Своим флотом мы обеспечиваем половину объема.
О планах на 2017 год.
- План работ до конца не сформирован. По предварительным данным, где-то на уровне десяти-двенадцати млн кубов на ремонтное дноуглубление. Капитальные затраты будут меньше: в порту Сабетта будет меньше работы, потому что мы выполнили основной объем. Наверное, до конца 2016 года останется около пятнадцати млн кубов. В 2017 мы завершаем работы в порту Сабетта. В этом году было около полтора млн кубов в Бронке. На следующий год порта Бронка не будет, мы сдаем работы по нему в этом году.
О составе дноуглубительного флота ФГУП "Росморпорт".
- Состав дноуглубительного флота "Росморпорта" составляет больше двадцати судов. В этом году мы приобрели четыре новых самоходных и один землесос "Петр Саблин" для Астрахани, построенный на Онежском ССЗ.
О работе флота.
- Любой хозяин хочет, чтобы было больше. Мы тоже хотим, чтобы увеличивалось количество единиц дноуглубительного флота. Но это затраты. Поэтому, наверное, пока сделаем перерыв на полгода, оценим, что нам на самом деле надо.
О планах на ближайшие шесть месяцев.
- На спуске "Соммерса" Андрей Владимирович сказал, что после спуска завершающего серию земснаряда, решим, будем ли оформлять заказы на новые суда. Но жизнь меняется, и денег больше не становится. Хорошо, что мы сумели сохранить грузооборот в портах в том же объеме. Мы считаем, что это заслуга подобных дноуглубительных судов.
Громкая музыка фанфар прервала беседу Андрея Васильевича с журналистами...
За кулисами спуска
Вернемся на день назад. Поезд прибыл в город в 8 утра. Предварительно вызвав такси, мы вышли на улицу Чкалова. Разговорчивый таксист компактно уложил наши чемоданы в багажник, сел за руль и начал рассказывать байки о "нынешнем Верхнем и Нижнем Новгородах". Не только нижегородцы испытывают дискомфорт с подготовкой к Чемпионату мира по футболу в 2018. Вся Россия кропотливо готовится и переживает транспортные коллапсы, ремонтные невзгоды и головные боли в пробках. Но в Нижнем все гораздо сложнее, по словам водителя такси. Из-за ремонта мостов те, кто живут в "Нижнем" районе города, в "Верхний" не едут, как и жители "Верхнего" не едут в "Нижний". Это негласное правило. Иначе попутчик потратит очень много денег и отстоит в безумных пробках.
Мы ехали в гостиницу "Красное Сормово" - гостиницу при заводе. Попутно таксист рассказывал про мимо пролетающие панорамы промышленных предприятий: Машиностроительный завод концерна ПВО "Алмаз – Антей", Нижегородский машиностроительный завод, Нижегородский завод 70-летия Победы. Глядя на эти заводы, на толпы людей у проходных, понимаешь, что промышленность в городе не просто присутствует, но и вполне успешно работает.
Позже, на церемонии спуска земснаряда "Кадош" удалось обсудить с заводчанами их работу, состояние "Красного Сормова", будущие перспективы предприятия, да и вообще - как Нижний Новгород и область поживают.
За 2016 год со стапелей завода сошли шесть судов: три танкера проекта RST27, два земснаряда для "Росморпорта", шестым является "Кадош". По сравнению с прошлыми годами (к примеру, с 2013 годом), результат не самый лучший. Прежде предприятие реализовало по десять судов за год. Но по словам сотрудников, работа есть и работы много. Есть также вполне осязаемые планы на будущие. Сейчас в цехах строятся танкеры: 21, 23 и 24.
Если говорить об областном судостроении, то соседний завод "Нижегородский теплоход" тоже вполне загружен заказами. В Нижегородской области работа не стоит, все в порядке. Единственное, денег платят на предприятиях недостаточно, несмотря на то, что заводы забиты заказами. Безусловно, зарплата зависит от занимаемых должностей. Для сравнения: инженер электромонтажных работ получает 20 тысяч, другие специалисты соседних цехов могут иметь зарплату и 40, и 50 тысяч.
[Больше фото в галерее ниже]