ОАО "Ленинградский судостроительный завод "Пелла" имеет опыт строительства
современных морских промысловых судов
. Так, в 2016 году мы завершили испытания и передали заказчику из Норвегии современное судно ярусного лова длиной 47,5 м. По отзыву уважаемого норвежского заказчика, судно достаточно успешно работает в Баренцевом море.
С 2017 году на новом судостроительном комплексе завода на 1200 рабочих мест, построенном за 3 года и введенном в эксплуатацию в 2016 году, мы строим 6 траулеров – длиной 70 м (4 единицы) и 60 м (2 единицы). Ведется также строительство двух судов для добычи крабов длиной 50,5 м
.
Всего на стапелях завода "Пелла" сегодня строится 8 новых промысловых судов
, два из которых будут спущены на воду осенью 2018 года.
|
ОАО "Пелла" и ООО "Антей" подписали контракт на строительство судна для ловли краба / “Пелла”, ОАО |
Чтобы понять и удовлетворить потребности рыбаков, завод обсуждает техническое задание на новое промысловое судно со всеми нашими заказчиками и совместно с ними принимает технические решения, которые обеспечивают конкурентоспособность, эффективность новых судов и их безопасность. Рабочая проектная документация на промысловые суда разрабатывается КБ завода на основе концепт-проектов мирового уровня, рекомендуемых заказчиком, а рабочая конструкторская документация отвечает требованиям РМРС.
Отметим по этому вопросу также, что по настойчивому предложению заказчика новые траулеры длиной 70 м строятся заводом "Пелла" на два класса – DNV и РМРС.
Многим хорошо известно, что заводы Северо-Запада (Выборгский СЗ, "Пелла" и др.) в 2017 году заключили около 30 единиц контрактов на постройку и поставку высокотехнологичных промысловых судов. Главным толчком для этого очень положительного факта явилось предоставление государством инвестиционных квот заказчикам, размещающим постройку новых промысловых судов на российских верфях.
|
Проект краболова / "Коммерсант" |
Мы поддерживаем мнение о том, что для дальнейшего системного решения проблем ускорения обновления устаревшего промыслового флота страны (флота ДФО в первую очередь) необходимо обеспечить баланс интересов государства, промысловых компаний-заказчиков и российских верфей – строителей новых судов.
Речь идет об обязательном, контролируемом властями и гражданским обществом предоставлении компаниям-заказчикам мер государственной поддержки и экономического стимулирования, необходимых для окупаемости строительства новых судов в расчетный срок – до 6 лет.
Какие это меры? Мировая практика рекомендует:
- продолжить выделение ограниченного объема инвестиционных квот;
- предусмотреть выделение из Фонда утилизации морских судов финансовых средств в размере 10-15% от стоимости нового промыслового судна;
- выделять часть средств из специальных фондов развития, в том числе в ДФО – из Фонда развития Дальнего Востока – под низкие процентные ставки;
- осуществлять субсидирование 2/3 процентных ставок по привлекаемым кредитам на строительство и лизинг новых промысловых судов;
- предоставлять налоговые каникулы и другие льготы, предусмотренные действующим законодательством для территорий опережающего развития и законом о свободном порте Владивосток;
- предоставлять льготы членам экипажей новых промысловых судов по 0-отчислениям от оплаты труда (по закону - до 2027 года включительно);
- другие преференции по предложениям соответствующих органов федеральной и региональной власти.
|
Коллектив ЛСЗ "Пелла" на Международном рыбопромышленном форуме 2018 года. Илья Вайсман на фото слева / Корабел.ру |
В контрактах на строительство судов и в бизнес-планах необходимо фиксировать конкретные обязательства государства по оказанию перечисленных выше мер государственной поддержки и экономического стимулирования заказчиков,
необходимых для окупаемости новых судов в расчетный срок – до 6 лет.
Взаимодействие государства и бизнеса позволит сформировать с непосредственным участием промысловых компаний-заказчиков и утвердить на соответствующем уровне "Программу строительства морских промысловых судов для обновления устаревшего промыслового флота в период 2020 - 2030 годов" (и в первую очередь – для ДФО, где флот наиболее изношен).
ОАО "Пелла" 11 сентября 2018 года на четвертом Восточном экономическом форуме подтвердила (с подписанием соглашения) готовность построить за 2 года на территории Приморского края современную компакт-верфь на 1000 рабочих мест и с 2020 года приступить к строительству типоряда современных промысловых судов по отработанной нами в ходе производства головных судов документации, согласованной с заказчиками и РМРС.
На новой современной высокотехнологичной компакт-верфи в Приморье мы сможем строить также необходимые ДФО морские суда технического флота (буксиры, спасатели) и научно-исследовательские суда – НИС Росрыболовства – для оценки состояния биоресурсов и промысловой разведки недоиспользуемых районов.
Реализация проекта создания компакт-верфи в Приморье станет очередным этапом реализации системного приоритетного проекта ОАО "Пелла" – "Стимулирование строительства современных ресурсосберегающих высокотехнологичных промысловых судов", одобренного Наблюдательным советом АСИ под председательством Владимира Путина на заседании 14 ноября 2013 года и успешно реализованного в 2016 году в Ленинградской области.
|
Стенд ЛСЗ "Пелла" на МРФ-2018 / Корабел.ру |
Ассоциация судостроителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области обсуждала данный вопрос и полагает целесообразным предложить регулятору дополнить оформленные договоры о закреплении квот на 15 лет (на основе исторического принципа) пунктом о намерении промысловой компании принять участие в "Программе строительства морских промысловых судов для обновления устаревшего промыслового флота в период 2020 – 2030 года" с указанием следующих данных:
- количество и тип новых промысловых судов, которые компания намерена построить для обеспечения безопасности промысла, что соответствует указу президента Российской Федерации от 11.01.2018г. №12 о мерах по предотвращению техногенных катастроф, а также нормативным требованиям РМРС;
- необходимые компании-заказчику меры государственной поддержки и экономического стимулирования при строительстве новых судов на российских верфях, обеспечивающие окупаемость строительства новых судов в расчетный срок – до 6 лет.
Илья Вайсман,
заместитель генерального директора ЛСЗ "Пелла"
Доклад предоставлен автором