«Утраты памятников культуры невосполнимы, ибо они всегда индивидуальны, всегда связаны с определенной эпохой в прошлом, с определенными мастерами. Каждый памятник разрушается навечно, и он совершенно беззащитен». Д.С.Лихачев
Архитектурный ансамбль Новой Голландии сохранился почти полностью, во многом благодаря тому, что в течение почти всего своего существования принадлежал морским ведомствам и все советское время был закрыт для сторонних посетителей. Но помимо суровых фасадов красного кирпича и знаменитой арки, на этом участке суши в дельте Невы было возведено достаточно интересных памятников промышленности и прикладной науки. Морской науки.
Новая Голландия - рукотворный остров, появившийся в дельте Невы в 1719 по воле Петра Первого. Прорытые для транспортировки леса Крюков и Адмиралтейский каналы отделили часть суши, где был построен деревянный дворец с небольшим садом, в котором царь отдыхал при посещении располагающегося рядом Галерного двора. Дворец стали называть "Голландским домиком", а остров - Новой Голландией.
В 1732-38 гг для нужд верфи по проекту архитектора Адмиралтейств-коллегии Ивана Кузьмича Коробова большая часть территории острова была застроена сараями для леса, инструментов и оборудования. Строения остались запечатленными на фрагменте Второго единого проектного генерального плана Санкт-Петербурга ("План И.Ф. Трускота", 1748–1749 годы), хотя уже в это время пришли в негодность. Сырость, болотистая местность требовали каменных построек.
С. И. Чевакинский, уже известный главный архитектор той же коллегии и ученик Коробова, предложил идею вертикальной сушки леса. Внутренние отсеки сараев для сушки были образованы мощными столбами с контрфорсами и арками. На контрфорсы опирались деревянные решетки, к которым прислонялись стволы деревьев. В результате каждый отсек напоминал конус, обращенный вершиной к деревянному настилу на земле. Использование данной идеи позволило увеличить вместимость складских помещений и избежать гниения дерева.
Спроектированный Чевакинским комплекс вмещал лес для 15 кораблей. Каменные корпуса было предложено вновь расположить по периметру острова. Вырытый ещё при Петре I пруд был расширен и превращен в прямоугольный бассейн, соединенный с Мойкой и Крюковым каналами двумя протоками шириной 8,6 метров. Таким образом, Новая Голландия была разделена на два острова - Коломенский и Покровский.
Замечания Адмиралтейств-коллегии при рассмотрении проекта были сделаны 21 марта 1765 года, а уже 15 июля того же года, то есть через 2,5 месяца Коллегия утверждает проект фасадов корпусов, выполненный уже Валлен-Деламотом, к этому времени уже ставшим элитным архитектором, любимцем высокого начальства. Работами руководил инженер И. Герард, а с 1780 года - архитектор М. Ветошников. Корпуса были выполнены из красного кирпича без характерной для этого времени штукатурной отделки. Знаменитая арка Новой Голландии, соединившая корпуса со стороны Мойки, стала главным вкладом Валлен-Деламота. Высота арки - 23 метра, ширина пролёта - немногим более 8 метров. Каждый из гранитных блоков весит до четырех тонн. Высота каменных складов по мере приближения к арке Новой Голландии незаметно увеличивается. Всего на острове 26 складских корпусов, их длина составляет 260 метров.
Одной из проблем, возникшей в совместной работе Чевакинского и Валлен-Деламотом, оказалось несовпадение размеров спроектированных корпусов. Герард не сумел убедить Адмиралтейств-коллегию отказаться, в силу сложившихся обстоятельств, от арки, заменив ее открытым проездом. В итоге 2 июня инженер заявил о потере подлинного чертежа фасадов Деламота. Чертеж не был найден, но сохранилась копия, сделанная Чевакинским. Следуя настойчивым требованиям Адмиралтейств-коллегии, Герард вынужден был проделать кропотливую работу по изменению проектных размеров портала и арки с сохранением их пропорциональных характеристик и архитектурно-художественных достоинств. В мае 1767 года проекты были утверждены. При этом коллегия предписала обработать берега каналов гранитом, а скаты к бассейну и двор замостить булыжником.
С началом войны с Турцией и Швецией в 1788–1789 годах основные работы по строительству каменных складов внутреннего бассейна, каналов и аппарелей для втаскивания бревен прерываются.
Строительные работы XIX века были связаны с перепрофилированием складов корабельной древесины, достройками незавершенного и возведением дополнительных зданий утилитарного назначения. Так, складские корпуса к западу от портала переделываются под мундирные магазины, корпуса к востоку и по Крюкову каналу стали использовать под экипажные магазины. В 20-е годы на западной стрелке острова появляется круглое здание морской тюрьмы проекта А. Е. Штауберта, которое в народе прозвали "бутылкой" (отсюда якобы пошло выражение "лезть в бутылку"), и кирпичной кузницы. Лишь в 1848-1849 годах было окончено строительство корпуса на углу Адмиралтейского и Крюкова каналов. Берег острова со стороны Адмиралтейского канала был обнесён стеной.
В 1882 году Морской технический комитет Морского ведомства впервые рассмотрел вопрос о создании в России опытового бассейна по инициативе Д.И.Менделеева. Идея была активно поддержана главой Морского Ведомства Генерал-Адмиралом Великим Князем Алексеем Александровичем. В 1892 году на острове была сооружена и забетонирована чаша канала, построены здание бассейна и двухэтажное здание со служебными и подсобными помещениями. В проекте, одобренном Менделевым, кроме лабораторных помещений, библиотеки и приемных, имелась специальная "комната для взрывов", - там проводились испытания по созданию бездымного пороха.
Опытовой бассейн стал первым в России и шестым в мире исследовательским центром подобного типа. Первые работы выполнялись под руководством инженера А. Грехнева: испытания броненосца "Полтава" и крейсера "Россия", эскадренного броненосца "Ослябя". 8 марта 1894 бассейн осмотрел император Александр III, с этого дня ведет свою историю ЦНИИ имени академика А.Н. Крылова.
В 1899-1900 гг. состоялась уникальная операция по спасению севшего на мель у острова Гогланд броненосца береговой обороны "Генерал-адмирал Апраксин". Контр-адмирал З.П.Рожественский привлек Опытовый бассейн к работам по спасению корабля. В бассейне изготовили модель броненосца, которая в дальнейшем использовалась для проведения практически расчетов и опытов непосредственно на месте аварии. Это спасло казавшуюся безнадежной операцию.
3 января 1900 года после ухода Грехнева на место заведующего Опытовым бассейном "Новой Голландии" назначается Алексей Николаевич Крылов – знаменитый русский кораблестроитель, основоположник теории корабля. Под руководством этого талантливого ученого Опытовый бассейн стал ведущей испытательной лабораторией флота. Крылов разработал принципы и методы деятельности исследовательского центра, сконструировал ряд новаторских приборов и средств измерения, способствовал появлению физическо-химической, механической и электротехнической лабораторий. В центре проводились испытания модели первой отечественной подводной лодки "Дельфин", по заказу адмирала С.О.Макарова тестировались модели первого в мире линейного ледокола "Ермак" с целью оптимизации носовых образований корпуса. Общее руководство этими работами осуществлял старший помощник заведующего Опытовым бассейном И.Г.Бубнов. Он же проводит серию модельных испытаний ЭБР "Петропавловск" с целью изучения проблем, связанных с непотопляемостью и живучестью.
3 апреля 1902 г. бассейн посетил император Николай II и "... изволил остаться совершенно доволен, как произведенными опытами, так и найденным порядком, объявив Высочайшую благодарность И.Д., заведующему бассейном" (из полного послужного списка А.Н.Крылова).
Пожар в начале ХХ века серьезно повредил складские помещения острова, но дал толчок дополнению систем металлическими конструкциями. В центре появляется механическая лаборатория для изучения и испытаний материалов. За несколько последующих лет испытано более 2000 образцов стали. Опытовый бассейн активно участвует в отработке практически всех проектов боевых кораблей и подводных лодок, строившихся для Российского Императорского флота: линкоров типа "Севастополь" и "Императрица Мария", линейных крейсеров типа "Измаил", эсминцев типа "Новик", подводных лодок типа "Барс", а также гидросамолетов морской авиации, зарождавшейся в России.
В том числе благодаря деятельности Опытового бассейна и Крылова новые корабли российского флота опережали свое время по техническим характеристикам, что сыграло большую роль в военных событиях 20 века.
В 1911 году указом Императора Николая II состоялось переименование "…состоящего при С.-Петербургском порте бассейна для производства опытов для постройки судов" в Опытовый судостроительный бассейн. Этим же указом утверждается положение и временный штат бассейна. В 1912 г. И.Г. Бубнов оставил руководство, переключившись на постройку новых кораблей и подводных лодок. В это же время в бассейне начали проводить испытания моделей гражданских судов, в частности, товаро-пассажирских теплоходов, выполненных Сормовским заводом.
В 1915 году на территории "Новой Голландии" появилась радиостанция для поддержания связи с Балтийским и Черноморским флотом. Эта станция сыграла историческую роль в революционных событиях: отсюда Владимир Ленин обращался к флоту с известием о том, что революция свершилась.
Период Гражданской войны и послевоенной разрухи стали смутным временем для всей науки, но к 30-м годам деятельность Опытового бассейна была полностью возобновлена. После принятия первых пятилетних программ строительства гражданских судов (1925 г.) и военных кораблей (1926 г.) институтом были обеспечены испытания в опытовом бассейне моделей сторожевых кораблей типа "Ураган", подводных лодок типов "Декабрист", "Щука" и др.
В 30-х гг на базе опытового центра создается Научно-исследовательский институт военного кораблестроения. Бассейн модернизируют и удлиняют на 27 метров. Теперь в нем проводятся испытания сторожевых кораблей типа "Ураган", подводных лодок типа "Декабрист", "Щука", и других кораблей.
Во времена Великой Отечественной Войны "Новая Голландия" серьезно пострадала от артиллерийских обстрелов. На остров обрушилось более 70 ударов артиллерийских снарядов и более 10 бомб. Серьезно пострадали склады у Мойки и Крюкова канала, Опытовый бассейн и радиостанция.
После ряда преобразований институт в 1944 получил современное название и статус многопрофильного научного центра, в том же году ему присвоено имя А. Н. Крылова. Теперь это - ведущая отечественная научно-исследовательская организация в области судостроения, один из крупнейших в мире научных центров отрасли. В институте были созданы целые направления отечественной фундаментальной и прикладной науки в области теории проектирования судов, средств океанотехники и морских сооружений.
Комплекс вновь пришел в упадок к концу ХХ века. Волна интереса искусствоведов, историков, художников привела к признанию его высокой историко-культурной ценности. Толчком стал предложенный в 1977 году архитектором Вениамином Фабрицким проект использования памятника архитектуры как центра культуры и сотрудничества. Одновременно Фабрицким разрабатывалась и первая проектная версия сохранения и развития уникального комплекса.
В 1990-х предпринимались попытки продать остров иностранным инвесторам, но из-за долгих переговоров с военным министерством сделки срывались.
На начало XXI века комплекс состоял из нескольких десятков объектов, 11 из них — памятники федерального значения. До декабря 2004 территорию занимали службы Балтийского флота.
12 декабря 2004 года все занимаемые военными объекты были переданы городу. Власти объявили, что ансамбль Новой Голландии будет выставлен на конкурс на лучшее архитектурное решение и лучший проект использования помещений комплекса. Но 24 декабря 2004 в "Новой Голландии“ произошел пожар, уничтоживший часть строений (выгорело около 3 тыс.м² складов) и повредивший большинство зданий. Было заявлено, что инвестору позволят снести постройки конца XIX века, поскольку они не представляют большой ценности.
В результате подготовки к реализации проекта в августе-сентябре 2006 года были уничтожены все строения ансамбля кроме тех, что официально числились памятниками культуры. Среди утраченного: упомянутый выше “Крыловский опытовый бассейн”, лаборатория, в которой работал Д. И. Менделеев и знаменитая радиостанция.
В 2006 году в конкурсе на реконструкцию "Новой Голландии" победило ООО "СТ "Новая Голландия" Шалвы Чигиринского и Игоря Кесаева. По их заказу архитектурное бюро Нормана Фостера разработало проект создания многофункционального комплекса, включающий театры, конференц-залы, галереи, гостиницу и рестораны. Однако проекту не суждено было осуществиться. В 2010 году конкурс на реконструкцию "Новой Голландии" выиграла компания "Millhouse".
Этот летний сезон в Новой Голландии - последний перед реконструкцией. Кафе, магазины и развлекательные центры на острове будут работать до 15 сентября. В следующий раз петербуржцы смогут попасть на остров только в 2015 году.
Также этим летом на Новой Голландии будет запущен "архитектурный" лагерь для 10 студентов из Голландии и России. По итогам обучения они должны будут презентовать собственные концепции развития острова после реконструкции. Элементы самых удачных вариантов организаторы рассчитывают использовать в дальнейшем. По окончании летнего сезона компания Романа Абрамовича "Миллхаус" - девелопер Новой Голландии - рассчитывает приступить к работам по реконструкции Новой Голландии, общей стоимостью не менее 14 миллиардов рублей.
Окончательный проект девелопер сможет представить осенью - сейчас он проходит государственную и частную экспертизу. Согласно концепции, два исторических здания будут отданы под IT-инкубатор, музеи и галереи. Третье - под магазины и апартаменты, которые поступят в продажу. Круглое здание тюрьмы станет бутик-отелем. Новые здания строить не планируется, за исключением нескольких технических построек. Также на остров будут перекинуты два новых моста.
В настоящее время на острове идут гидротехнические работы, исследуется состояние набережной и фундаментов зданий. Инвестор уже израсходовал более двух миллиардов рублей. Предварительный срок окупаемости проекта - 14 лет. Реконструированная площадка будет рассчитана на максимально широкую аудиторию горожан, уверяют в "Миллхаус". По условиям конкурса, компания Романа Абрамовича должна будет завершить реконструкцию зданий к 2017 году. По истечении этого срока инвестор должен будет передать в собственность города два новых моста, коммуникации, а также 1,2 тыс. кв. метров площадей на острове под выставочные цели. Остальная недвижимость достанется инвестору в собственность.
Жаль, конечно, но никаких аллюзий с морским, научным, корабельным прошлым у нового проекта нет. Можно сказать, что Новую Голландию как часть судостроительного комплекса, заложенного в дельте Невы царем Петром Первым, мы потеряли.