Наши репортажи
Наши репортажи
Материалы корреспондентов портала

Сохранение исторических ценностей. Ледокол "Арктика"

17 8336 5 мин
Атомный ледокол "Арктика" в Карском море. 

1980 / wikimedia.org

 



Как говорил адмирал Макаров, ни одна страна так не нуждается в ледоколах, как Россия.



В архивах и видеоматериалах по теме атомного ледокола "Арктика" мне бросилась в глаза разница между раритетными и современными видеозаписями. В старых материалах мы видим торжество, радость; громкий закадровый голос гордо сообщает о подвиге, совершенном "Арктикой" (достижение Северного полюса). Современные же записи представляют собой передачи, которые рассказывают, что ледокол собираются утилизировать, обсуждают целесообразность его сохранения. Судьба судна печальна и туманна.

Колоссальная разница в восприятии. Давайте вспомним, чем легендарен ледокол "Арктика" и какова его история.

Атомный ледокол "Арктика" за время своей работы прошел более миллиона миль. Головной ледокол серии проекта 10520 был заложен 3 июля 1971 года в Санкт-Петербурге (тогда еще Ленинграде). 26 декабря 1972 года судно спустили на воду, а через два года (17 декабря 1974 года) были окончены ходовые испытания. И уже 25 апреля 1975 года на борту "Арктики" был поднят государственный флаг. По проекту 10520 на "Балтийском заводе" в Санкт-Петербурге было построено ещё пять ледоколов.


Для справки:
 

ФлагРоссия
Класс и тип суднаЛедокол класса КМ(*) ЛЛ2[2] А
Порт припискиМурманск
Номер ИМО7429061
ПозывнойUCKH
ОрганизацияРоссийская Федерация
ОператорФГУП "Атомфлот" госкорпорации "Росатом"
ИзготовительБалтийский завод, Санкт-Петербург
Спущен на воду26 декабря 1972 года
Введен в эксплуатацию25 апреля 1975 года
СтатусВыведен из эксплуатации, август 2008 г.
Водоизмещение23460 тонн
Длина147,9 метров
Ширина29,9 метров
Осадка11 метров
Мощность75 000 лошадиных сил
Движитель3, фиксированного шага
Скорость хода20,8 узлов (38,5 км/ч)
Автономность плавания7,5 месяцев
Экипаж150 человек


Радиопозывным ледокола был UKTY. Позже был присвоен новый позывной — UCKH, который сохранился и по настоящее время. Для проведения ледовой разведки предусмотрена возможность базирования вертолета и летного состава. Вообще проект создавался для освоения арктических морей. Среди предусмотренного оснащения - медицинский блок, включающий стоматологическую и операционную установки.

Свое название судно носило не всегда. В период с 1982 по 1986 год из-за опечатки в постановлении на его борту красовалось "Леонид Брежнев". В память о генсеке должны были назвать строящийся ледокол, а не действующий.

В 1977 году атомоход совершил легендарный поход на Северный полюс, в июле 1998 года осуществлял проводку немецкого научно-исследовательского судна "Поларштерн", в 2004 году сопровождал научно-экспедиционое судно "Академик Фёдоров", с борта которого была высажена дрейфующая станция "Северный Полюс-33".

21 августа 2008 год у ледокола закончился срок действия документов Морского Регистра РФ. Некоторые руководители сочли нецелесообразным, с точки зрения экономики и технологии, дальнейшую эксплуатацию судна. Запас ядерного топлива требовал замены. Поэтому уже 3 октября 2008 года была остановлена атомная энергетическая установка ледокола, а в 2011 году — снят экипаж. "Арктика" осталась в холодном отстое в ожидании утилизации. Из Регистровой книги судов судно было исключено с 31 июля 2012 года.

Капитанов у легендарного судно было немало.
 

Капитаны ледокола "Арктика" (с учетом смены экипажа):

- Кучиев Юрий Сергеевич, 1972 - 1980 г.г. (1972-1975 постройка)
- Красовский Владимир Николаевич, 1976 - 1977 г.г.
- Голохвастов Василий Александрович, 1977 - 1995 г.г.
- Шестопалов Валерий Иванович, 1980 г.(лето - осень, один рейс)
- Ламехов Анатолий Алексеевич, 1981 - 1984 г.г.
- Майнагашев Бронислав Семёнович, 1987 г. (ремонт - одна смена)
- Улитин Григорий Алексеевич, 1985 - 2003 г.г.
- Баринов Александр Николаевич, 1996 - 2000; 2003 - 2009 г.г.
- Куликов Владимир Семёнович, 2001 - 2005 г.г.
- Лобусов Дмитрий Викторович, 2005 - 2007 г.г.
- Арутюнян Владимир Грачавич, 2007 - 2008 г.г.
- 2008 год - вывод ледокола из эксплуатации
- Папко Сергей Прокопьевич - 2009 - 2010 г.г.
- Власенко Евгений Владимирович - 2008 - 2011 г.г. (старший помощник капитана, и.о.капитана)


Поход ледокола "Арктика" на Северный полюс 1977 года

С 9 августа 1977 года по 22 августа 1977 года ледокол "Арктика" совершил долгожданный поход на Северный полюс, сделавший судно и экипаж мировыми знаменитостями.
Руководителем похода был Министр морского флота Т.Б. Гуженко. Подготовка к походу проходила в "Мурманском морском пароходстве".
Прокладка маршрута велась на основании исследовательских данных многолетних наблюдений за поведением ледовых полей. Для исследователей полярных льдов разработка данного маршрута была принципиально новой задачей. Состав из 150-ти моряков экипажа были дополнены научными и техническими специалистами. Всего на борту судна во время похода находилось 207 человек. В экспедиции принимали участие сотрудники ЦНИИ им. А.Н. Крылова, Института атомной энергии имени И. В. Курчатова, Рижского института гражданской авиации, а также десять сотрудников ААНИИ, которыми руководил известный полярник И. П. Романов.

Толщина льда зимой в Арктике достигает до десяти метров. В настоящее время можно заранее просчитать ожидаемые нагрузки на корпус даже для такого похода, но тогда подобного опыта ледовых наблюдений и эксплуатации судов не было Поэтому спасибо огромное людям, которые решились на этот поход.

Второй в мире атомный ледокол был почти в два раза больше и мощнее своего предшественника, атомохода "Ленин". Старт экспедиции планировали на конец июля, самое теплое время в Арктике, команда уже собралась в Мурманске и вдруг выяснилось, что нужно заменить некоторые элементы реакторов. У атомщиков была всего неделя, иначе экспедицию перенесли бы на год. Они успели.

Полярные льды штурмовать с ходу ледокол не стал: вначале шли трое суток на восток, вдоль побережья. Вышли к земле Франца Иосифа, потом спустились к проливу Веркитского и на 130-м меридиане повернули к полюсу. Ученые предложили именно такой маршрут, т.к. по данному меридиану проходит подводный хребет Ломоносова, и на перепаде глубин лет остается достаточно тонким. 12 августа 1977 года именно здесь ледокол повернул на север. Командовал атомоходом капитан Кучиев.
Вначале "Арктика" почти без препятствий преодолевала ледяной панцирь, трудности начались лишь на подходе к Северному полюсу. Лед попался очень плотный, застревали, бились ударами. Судно оказывалось скованным льдами четыре раза, чудом удалось сохранить лопасти винтов — постарались бортовые летчики, вместе с гидрологами круглые сутки искавшие "проталины" и направлявшие атомоход.

Судну и его экипажу удалось подняться к вершине Северного полушария. В честь этого события (достижения Северного полюса) на грунт океана была опущена памятная доска — факт, запечатленный кинохроникой.


Сегодня
На сегодняшний день ледокол подлежит утилизации и стоит в Мурманске у причала "Атомфлота". От инициативной группы полярников на заседании Полярной комиссии Российского географического общества (РГО), посвященном судьбе ледокола, поступило предложение превратить "Арктику" в национальный мемориально-просветительский центр.

Члены Российского географического общества также обсуждали судьбу легендарного судна. Есть два пути: утилизировать судно за 2 млрд рублей или отремонтировать и переправить в Петербург, за 110 млн. На месте, правда, придется потратиться на реконструкцию ледокола под музей и его содержание (ещё 60 млн в год). Члены Географического общества считают, что сделать ледокол достопримечательностью будет выгоднее, чем за 2 млрд превратить его в кучу металла. Из возможных мест постановки на прикол они предлагают набережную лейтенанта Шмидта или Адмиралтейские верфи.
Под обращением Сообщества полярников и ветеранов ледокольного флота о сохранении "Арктики" подписались уже более 12 тысяч человек.

Разделать на металл второй в мире атомоход предполагают в 2015-2016 годах. Утилизация обойдется государству в два миллиарда рублей. Неужели на эти деньги нельзя сохранить судно? Сделать экспозицию, оставить туристам, в конце концов отдать дань памяти легендарного судна и экипажа.

Руководство Музея Арктики и Антарктики работает над проектом "Создание в Петербурге национального историко-культурно мемориального центра на базе музея", с включением в него атомного ледокола Арктика. "Проект сложный, комплексный и дорогостоящий, но очень важный для нас", - рассказал в одном из интервью директор музея Виктор Ильич Боярский.

Григорий Алексеевич Улитин, один из бывших капитанов "Арктики" ( в 1984 — 2003гг), также выразил сожаление о возможной утилизации судна: "Нельзя уничтожать наши исторические ценности, нашу память и историю. На постройку этого судна ушло много сил и времени, будет обидно если все это погубят и уничтожат".
 




Комментарии   17.

Чтобы принять участие в обсуждении, пожалуйста Авторизуйтесь или Зарегистрируйтесь
-0+
#Климашевский Станислав Николаевич
16.05.2013, 16:58
Я уже писал, что хорошо бы сделать ледокол "Арктика" передвижным музеем, поставив на него соответствующий паровой котёл, если имеющиеся два не могут дать необходимое количество пара с соответствующими параметрами. Показ живого и легендарного ледокола в Европе за плату сделает проект коммерчески окупаемым (нужно провести экономические оценки). То же можно сделать и с "Красиным".
-0+
#Донской Алексей Владимирович
18.05.2013, 11:41
Хочу отметить, что для Европы "Арктика" легендарной вряд ли является. У них свои легенды. Собственно в чем и отличие ее от "Красина", о котором теоретически знают хотя бы в Италии.
-0+
#Назаров Альберт Георгиевич
16.05.2013, 17:09
Был на многих исторических судах. Обычно такие проекты коммерчески окупаемыми не бывают, а содержатся на пожертвования.
-0+
#Климашевский Станислав Николаевич
16.05.2013, 20:21
Это были стоечные суда или на ходу? Откуда сведения об окупаемости?
Я в своё время оценивал "Красин" в случае его показа в Европе, окупаемость была.
-0+
#Назаров Альберт Георгиевич
17.05.2013, 01:44
В основном стоечные; содержание судна на ходу еще дороже. В Окленде был интересный паровой буксир 1930-х с "командой из ветеранов", http://en.wikipedia.org/wiki/William_C_Daldy так вот то был на ходу, но содержится на пожертвования плюс корпоративные пикники на борту. Для "Арктики", которая значительно крупнее плюс добавим российские реалии, стоимость содержания будет существенно выше.
-0+
#Пивкин Юрий Сергеевич
17.05.2013, 14:49
Ну-Ну. А о готовности платить за показ ремейка Вам сами европейцы говорили? Ведь от "Красина" на том ледоколе остался только корпус (а если точнее, то - от "Святогора").
-0+
#Донской Алексей Владимирович
17.05.2013, 19:10
Не играет роли стоечные суда или на ходу.
Окупается (или не окупается) не показ какого-либо судна, а конкретный презентационный проект того или иного судна, разрабатываемый и реализуемый конкретными специалистами или организациями.
-0+
#Климашевский Станислав Николаевич
02.08.2013, 10:01
Имеет значение. Стоечное бвдет стоять у причала, хоть в Мурманске, хоть в Ленинграде с небольшой посещаемостью, как "Красин". А если оно пойдёт по Европе, тогда будет новинкой при большой посещаемости. "Красин" при переходе  в Ленинград из Мурманска посещели столько экскурсантов, что при платном входе окупался бы сторицей. Я проводил соответствующие расчёты. Но меня не послушали. "Красин" и сейчас мог бы ходить в Европу.
-0+
#Михаил К.
18.05.2013, 09:55
Я бы сделал проще. Объявил бы тендер для бизнеса. Выставил условия. Мы даже до конца не представляем, насколько у нас могут быть креативные бизнесмены. А то зачастую в нас только одна ветвь мышления превалирует: от гомо советикуса.
-0+
#Назаров Альберт Георгиевич
18.05.2013, 13:02
Главное чтобы там не сделали ночной клуб с номерами на час... А так да, очень креативные :)
-0+
#Михаил К.
18.05.2013, 15:39
Да, конечно. Потому и выставление условий.
-0+
#Донской Алексей Владимирович
18.05.2013, 19:02
Попытка демонстрации бывшего атомного ледокола в Европе вызовет как интерес, так и страх и протесты (как заказные, так и естественные). Причем вне зависимости от полноты объяснений о демонтаже ЯЭУ и переоборудовании. И неизвестно чего будет больше, учитывая уровень образованности населения в этом вопросе.
Пусть лучше будет нашим музеем.
-0+
#Назаров Альберт Георгиевич
18.05.2013, 20:36
Умение сохранять исторические корабли и суда - это показатель морской культуры нации. Но для начала, нужно снести те уродливые рестораны "в стиле парусников", которые стоят в центре Питера. Эти убожества и безвкусица - прямое оскорбление морской культуры.
-0+
#Игорь
29.06.2013, 18:20
А мне вот лепсе жалко. Такой милый кораблик, а отправляют на мусор(( лучше бы оставили!
-0+
#Карагаев Сергей Александрович
05.07.2013, 04:36
Халтурная статейка. Что за "пролив Веркитского"? Хоть бы карту Оля посмотрела. И опечаток куча. Насчет судна-музея, думаю, без господдержки не обойтись. Не такое это прибыльное дело как судно-ресторан. Сохранить, разумеется, надо.
-0+
#Ваганов Сергей Николаевич
25.08.2013, 23:37
Ледокол обязательно надо сохранить! Мы и так всё что можно распилили на металл да распродали за границу! Обидно! За державу обидно! За флот! "Арктика" - это легенда,история,а забывать историю нельзя,ибо без прошлого нет будущего! Поэтому и надо сохранить... И музей или что-то подобное из него сделать было бы очень интересно и даже экономически оправдано,всяко меньше будет затрат,чем 2 млрд!
-0+
#Шайтанов Василий Дмитриевич
22.10.2013, 14:34
Прошу небезразличных оказать посильную помощь - оставить подпись за сохранение а/л "Арктика" по ссылке: http://arktika.polarpost.ru/
Свежие новости
Ввод Жатайской судоверфи поможет ЛОРП решить задачу обновления флота
13:16 / судостроение
рекламаПодписка 2025