Сохранение исторических ценностей. Атомная подводная лодка "К-3".

1 5904 10 мин
Память. Одна из удивительных способностей человека. С помощью нее мы можем хранить вещи, которыми уже никогда не воспользуемся, образы людей, которых никогда не увидим, и воссоздавать ситуации, в которых, к сожалению, а в некоторых случаях и к счастью, уже не окажемся. Существуют люди и вещи, о которых нужно помнить, которые мы стараемся не забывать, передавая рассказы о них своим друзьям, детям и внукам. Эта статья посвящается настоящей ценности, память о которой, как мне кажется, стоит сохранить в нашей истории.

Речь пойдет о подводной лодке "К3", она же "Ленинский Комсомол". Совсем недавно мы отметили День моряка-подводника. Поэтому, я, наверное, могу написать, что всем морякам-подводникам посвящается...

Вот интересно, кто и как определяет степень важности чего-либо для нашей истории? Попытаюсь пояснить, что я имею ввиду. В нашей стране огромное количество памятников: писателям, поэтам, танкам, пушкам и т.д. Это логично, Пушкин, например, написал великие произведения, а Царь-колокол уже сам по себе памятник русского литейного искусства. Но, помимо этого, в России есть памятник домашним тапкам, российской корове или памятник пьянице. Однако такие исторические ценности, как легендарная подлодка "Ленинский Комсомол", лишены подобной привилегии. Получается, что домашние тапки намного важнее? Так пусть хотя бы моя статья о ней оставит небольшой след в вашей памяти.

ИСТОРИЯ
Для начала давайте обратимся к историческим данным и вспомним, как и с чего все начиналось. "К3" - это третья в мире и первая атомная советская подводная лодка, а также единственная подлодка серии 627, остальные лодки этой серии строились уже по доработанному проекту 627А. Свое название "Ленинский комсомол" она получила в честь одноименной дизельной подлодки, которая героически погибла в одном из боевых походов в 1943 году.

Проект "К3" был разработан в СКБ-143, ныне "Санкт-Петербургское морское бюро машиностроения "Малахит", главный конструктор В.Н. Перегудов. Построена была в поразительно короткие сроки и сдана флоту уже через 4 года после начала проектирования. Дело в том, что в 1952 году Сталиным был подписан указ о том, что лодку должны построить за 3 года. Естесственно в столь короткие сроки уложиться было нереально. Но Иосиф Виссарионович умер, а "Ленинский комсомол" была заложена на стапеле 24 сентября 1955 года в Северодвинске на судостроительном заводе № 402 (ныне "Севмаш"). Со стапеля цеха № 42 подлодка была выведена 7 октября 1957 года. А на воду её спустили 1 июля 1958 года. В этом году будет 55 лет со дня спуска на воду легендарной "К3".

В отличие от американских проектов "Наутилус" и "Сивульф", при строительстве которых использовались классические конструкции корпусов дизель-электрических подводных лодок, корпус "К3" проектировался с нуля. В дальнейшем подводные лодки проекта 627 были объединены в Третью дивизию атомных подводных лодок Краснознаменного Северного флота.
В 1959 году подлодка успешно прошла ходовые испытания и выполнила три похода в подводном положении, а также была испытана на предельную глубину погружения. Хотя негативный опыт при прохождении (уже других) испытаний тоже был. При отработке всплытия в полынье перископ был погнут и подлежал замене.

Вот как описывает "К3" Некрасов Юрий Никандрович, служивший на ПЛА с 1960 по 1970 гг, начиная с должности командира группы дистанционного управления до командира БЧ-5, в литературно-художественном журнале "Аврора": "В процессе проектирования подводной лодки были приняты революционные конструкторские решения и воплощены лучшие принципы российской школы корабелов. Сигарообразные обводы корпуса позволили обеспечить рекордную для того времени скорость подводного хода. Уникальные ядерные реакторы с теплоносителями под высоким давлением позволили достичь неслыханных мощностей в сравнительно малом объеме."

Конечно, "К3" была уникальной, была первой, однако, самое важное, о чем не стоит забывать - это люди, которые её проектировали, строили и управляли. Последним пришлось особенно нелегко. Так как АПЛ строилась в большой спешке - ведь наши заграничные "противники" уже занимались освоением Арктики - от экипажа требовалась колоссальная сноровка, выдержка и профессионализм. "К3" приходилось постоянно чинить и поддерживать в работоспособном состоянии. Фактически лодка довольно часто была аварийной.

Её слабым местом оказались парогенераторы, в которых постоянно возникали микротрещины. Распознать их было сложно, а утечки воды в первом (радиоактивном) контуре приводили к тому, что экипаж получал повышенную дозу облучения. Чтобы снизить дозу, для более равномерного распределения загрязнения периодически проводилось перемешивание воздуха между отсеками. Лучевая болезнь была почти обычным делом. Ряд офицеров подверглись пересадке костного мозга. Известны случаи, когда по возвращении подлодки, на берегу её ожидала скорая помощь. Из-за повышенной секретности в документах офицеров нередко указывались ложные диагнозы.

Конечно, раньше было другое время и мотивация была совсем другая. Точнее, она в принципе была, сейчас у каждого свои цели. И, возможно, именно поэтому мне очень сложно понять, почему члены экипажа, осознавая всю опасность работы, снова и снова оказывались в отсеках. Если бы сейчас кому-нибудь из молодых людей предложили (или все же приказали?) отправиться в плаванье на подводной лодке, заранее предупредив о возможной опасности...Вряд ли...

Воспоминания Лескова Александра Яковлевича, который, будучи помощником командира, выжил в трагедии на "К3", опубликованные в журнале "Аврора": "По утрам, сразу после святого построения на воображаемый подъем флага, топали строем на завод: кто в сорок второй, кто в пятидесятый цех. Топали в любую погоду, через продуваемое беломорскими ветрами, дождями и снегом открытое поле с редко высаженными хилыми деревцами. Из будних дней самым любимым был понедельник, потому что до обеда были обязательные политзанятия (которые вряд ли бы отменили даже во время термоядерной войны) и не надо тащиться на завод для оказания моральной помощи рабочему классу в изучении материальной части строящейся АПЛ."

Во многих источниках говорится о том, что в 1962 году лодку активно готовили к покорению Северного полюса. Однако это далеко не так. Покорять Северный полюс должна была "К5", однако у нее вышли из строя парогенераторы и вместо нее быстро решили отправить на Северный полюс "К3". Летом 1962 года Мурманскую область собирался посетить товарищ Хрущев. Апофеозом в демонстрации достижений военных моряков Заполярья должно было стать покорение атомной подлодкой Северного полюса. Однако система навигации в то время у нас откровенно была слабой, так же как и акустика, и гирогоризонты, установленные в подводной лодке себя не оправдали. Поэтому Северный полюс можно сказать, искали по интуиции.

Следует отметить, что помимо основных задач, был достигнут главный идеологический результат. Было продемонстрировано, что, несмотря на все технические неисправности, профессионализм и хорошая организация позволяет экипажу выполнять самые сложные задачи в невероятно трудных условиях.

Подобные вещи вызывают у меня возмущение. Получается, что выполнили, значит молодцы, хорошо организовали, мы все можем и ничего страшного, все преодолеем! А если не получится, то разводим руками, мол, ну да, ошиблись, не можем и больше не будем (обещают вышестоящие, скрестив за спиной пальцы). Так получается? А как же люди? К сожалению, в наше время тоже произведенный эффект и "показуха" зачастую ставится во главе всего, и гори оно потом все синим пламенем, главное сейчас показать какие мы молодцы, а потом мы что-нибудь придумаем.

Подводная лодка вернулась из похода к Северному полюсу. Руководитель похода контр-адмирал Петелин А.И., командир ПЛ капитан 2 ранга Жильцов Л.М. и командир БЧ-5 инженер-капитан 2 ранга Тимофеев Р.А. были удостоены звания Героя Советского Союза.

ТРАГЕДИЯ
Одно из пяти самых трагических событий в истории атомного подводного флота произошло именно с "К3" 8 сентября 1967 года. Это была первая за 10 атомных лет авария, которая унесла из жизни 39 человек, в период нахождения лодки на боевой службе!

При возвращении с боевой службы из Средиземного моря Главный штаб ВМФ задержал подлодку на трое суток для патрулирования Фареро-Шетландского порога. Случился прорыв системы гидравлики, работающей под давлением в 100 атмосфер, и попадание рабочей жидкости (а в то время в системах гидравлики применялось минеральное масло) на лампу электрического освещения, вследствие чего на лодке начался сильный пожар. Была объявлена тревога, и лодка начала экстренное всплытие на поверхность.

Командир ПЛА Степанов Ю.Ф при попытке отдраить верхний рубочный люк получил тяжелую черепно-мозговую травму и потерял сознание, помощник командира, капитан-лейтенант Лесков А.Я., успел передать РДО о случившейся аварии, координаты корабля и, не имея возможности одеть противогаз, потерял сознание. Крики заживо горевших людей были слышны по громкоговорящей связи. От отравления угарным газом погиб один человек и тринадцать получили травмы различной степени тяжести. Благодаря корабельному доктору, капитану медицинской службы Фомину А.А., который практически без лекарств и без передышки боролся за жизнь своих сослуживцев, многие остались живы.

Отрывок из рассказа "Адмирал": "Центральный пост не отвечал. Некрасов поднял голову и еще раз взглянул на корабельные часы, висевшие над головами вахтенных офицеров КГДУ (командиров групп дистанционного управления), секундная стрелка которых мучительно медленно отсчитывала мгновения после коротких сигналов аварийной тревоги и захолонувшего души объявления по общекорабельной трансляции помощника командира - "...пожар в первом отсеке... - прозвучавшего на фоне страшных криков и последних стонов заживо сгоравших людей..."

Есть сведения о том, что в страшной трагедии погиб матрос Романов, который предположительно был племянником Григория Васильевича Романова, первого секретаря Ленинградского обкома КПСС.

По прибытии после аварии, как и полагалось была собрана комиссия, для того, чтобы разобраться в случившемся. Но дабы не портить близившийся праздник — 50-летие революции и не омрачать его смертью, быстро списали все на вину экипажа, дали подписать документы о неразглашении на 20 лет и забыли.

А ЧТО СЕЙЧАС?
Я очень надеюсь, что справедивость восторжествует и награды все-таки найдут своих героев, потому что мне в руки попал один официальный документ, который до этих пор нигде ещё не был опубликован и официально о нем ещё не говорили. Это заключение экспертного совета военно-морского флота, заседание которого было собрано в Санкт-Петербурге 01 октября 2012 года. Ранее, при всех авариях, назначались правительственные комиссии, куда попадали люди авторитетные, но ничего не понимающие в подводном плавании и составлялись документы, которые приносили больше вреда, чем пользы. Ценность данного акта, заключается в первую очередь в том, что экспертный совет работал в течении двух с половиной месяцев, детально разбирал всё и не случайно в составе комиссии было 30 человек по различным специальностям, и выдавались практические советы, для будущих командиров в случае аналогичных ситуациях.

Основание: в соответствии с указанием Главнокомандующего ВМФ Экспертный совет рассмотрел обстоятельства аварии на первой отечественной атомной подводной лодке К3 "Ленинский комсомол" 3-ей дивизии 1-ой флотилии подводных лодок Краснознаменного Северного флота 8 сентября 1967 года и выводы комиссии по оценке действий экипажа для формирования решения Министерства обороны по представлению к государственным наградам погибших и особо отличившихся членов экипажа при борьбе за живучесть (шифр экспертизы "К-3")

Цель экспертизы: Рассмотреть выводы комиссии под председательством первого заместителя Главнокомандующего ВМФ Адмирала флота В.А.Касатонова от 17 сентября 1967 года, назначенной приказом Министра обороны и Министра судостроительной промышленности Союза ССР от 09 сентября 1967 года, другие документы по аварии 8 сентября 1967 года на атомной подводной лодке "К3", находившейся на боевой службе в Норвежском море, а также свидетельств оставшихся в живых членов экипажа для формирования решения Министерства обороны Российской Федерации по представлению к государственным наградам погибших и особо отличившихся членов экипажа.

Экспертным советом было установлено:
 

  1. Пожар возник в первом отсеке вследствие воспламенения паров масла гидравлики, поступивших в отсек из-за пробоя прокладки в гидроцилиндре машинки клапана вентиляции цистерны главного балласта №2 правого борта.
  2. Пожар носил локальный характер, был весьма интенсивным, скоротечным и сопровождался образованием больших количеств окиси углерода.
  3. Причиной смерти всех 39 погибших офицеров, старшин и матросов при пожаре на подводной лодке "К3" явилось острое отравление окисью углерода.
  4. В сложившейся тяжелой обстановке, вызванной пожаром, личный состав подводной лодки действовал грамотно, проявил мужество и отвагу. Элементов паники и растерянности на корабле не было. Благодаря грамотным и мужественным действиям личного состава после аварии подводная лодка своим ходом возвратилась в базу.
  5. Авария носила технический характер, вина личного состава в возникновении аварии отсутствует, действия личного состава предотвратили перерастание технической аварии в техногенную катастрофу.


Также были выдвинуты предложения по награждению государственными наградами погибших и особо отличившихся членов экипажа атомной подводной лодки "К3".

10 октября акт ушел на утверждение главкому ВМФ и канул в воду уже на 5 месяцев.

01 июля 2013 года исполняется 55 лет со дня подъема Военно-Морского флага на первой советской атомной подводной лодке "К3". Начиная со школьных лет и заканчивая университетскими годами мы внушаем молодому поколению, что необходимо чтить, уважать и любить историю своего государства и своего народа Легендарная атомная субмарина в одиночку противостоявшая в первые годы холодной войны пяти американским атомоходам, являвшаяся кораблестроительным и военным плацдармом для строительства подводных лодок новых поколений порой и ценой человеческих жертв и обучения искусству ведения военных действий в морских и океанских глубинах ныне ржавеет и гниет на задворках завода "Нерпа". Не нашлось денег на восстановление исторической справедливости и награждения государственными наградами памяти подводников, геройски погибших при несении боевой службы в Норвежском море 08 сентября 1967 года. Шутка ли, бесплатно выдать почти 40 орденов мужества, а уж платить деньги за двух героев, это вообще растрата драгоценных средств.
Американцы из глубины 4 км Атлантического океана подняли два двигателя "Аполлона", чтобы отремонтировать и доставить их в музей - затраты превышающие суммы, необходимые для установки первенца атомного подводного флота России на вечную и достойную стоянку. Существует одна непреложная истина, которую свято чтят верховные главнокомандующие всех ведущих Военно-Морских держав (Англии, Германии, США), в этих государствах подводники — элита нации, в России (Советском Союзе) тоже были два кратковременных периода, когда подводников причисляли к лучшим представителям нации и считали гордостью своего народа. Это годы Великой Отечественной Войны с 1941 — 1945 гг. и первый самый опасный период холодной войны с 1961 по 1965 год. И не случайно, что первым героем Советского Союза, получившим это высокое звание, через 13 лет после окончания войны стал первый командир "К3", капитан первого ранга Л.Г.Осипенко. Вторым, как известно, был первый космонавт Юрий Гагарин.

В нынешней России подводники давно уже не являются элитой нации, достаточно сказать, что в этом году 19 марта, объявленном государственным праздником - Днем подводника, лишь один из четырех общефедеральных телеканалов в восемь утра вскользь упомянул о памятной дате. Зато через двое суток все телеканалы с помпой рассказывали о всероссийском празднике - Дне таксиста. Каждый народ отмечает тот праздник, который заслуживает.

Акт экспертной комиссии вы можете посмотреть полностью здесь Ссылка 
 

Ольга Солгалова




Комментарии   1.

Чтобы принять участие в обсуждении, пожалуйста Авторизуйтесь или Зарегистрируйтесь
-0+
#Антонов Анатолий Георгиевич
26.03.2013, 13:14
Службе на подводных лодках ВМФ СССР и России посвятил всю сознательную жизнь. Последняя должность на Северном флоте - командир апл пр. 667АТ, на протяжении семи лет. В дальнейшем в течение 10 лет продолжал службу в Постоянной комисии Государственной приёмки кораблей ВМФ.
Спасибо за интересную статью. Всецело поддерживаю идею сохранения исторических кораблей флота, особенно нашу первую атомную подводную лодку "К-3". На таких примерах воспитываются настоящие патриоты Родины. К примеру, в проигравшей Вторую мировую войну Германии подобных памятников истории не счесть, а если брать только подводные лодки - то их в несколько раз больше, чем в России. И нам пора переходить из статуса "Иванов, родни и истории не помнящих", к справедливой оценке своей истории и увековечиванию памяти героев. Тем более непонятно, почему до сих пор не принято решение о посмертном награждении погибших при освоении новой техники людей, на этом экономить нельзя! Это не делает чести командованию ВМФ России.
Свежие новости
Ленское объединенное речное пароходство модернизирует свой флот
09:13 / судоремонт
рекламаПодписка 2025