Напомним, Объединенная судостроительная корпорация подала в Арбитражный суд Москвы иск к финской верфи Arctech Helsinki Shipyard OY на 36,2 млрд рублей.
Как рассказали три источника РБК, знакомых с сутью иска, требования ОСК касаются периода и схем финансирования работы финской верфи, когда российская судостроительная корпорация была ее владельцем, а также из-за находящегося по-прежнему на балансе Arctech Helsinki Shipyard Oy Невского судостроительно-судоремонтного завода.
Несмотря на успешную работу с заказами, финская верфь генерировала существенные убытки, рассказывают источники РБК. Основные проблемы возникли после обвала курса рубля в 2014–2015 годах: контракты на строительство судов были заключены в рублях, но операционная деятельность, включая закупку оборудования, оплату рабочих, велась в евро. Один из источников РБК, близких к ОСК, оценивает сумму убытков в "несколько сотен миллионов евро". Другой утверждает, что сумма убытков компании существенно ниже, чем сумма иска, поданного ОСК к Arctech Helsinki Shipyard.
Напомним, Arctech Helsinki Shipyard вошла в состав ОСК в 2014 году. В мае 2019 года чрезмерно обремененная из-за антироссийских санкций финская судоверфь была фактически обменяна с доплатой на другое крупное судостроительное предприятие – "Невский судостроительно-судоремонтный завод".
Однако в рамках сделки сама финская верфь была выведена за периметр юридического лица Arctech Helsinki Shipyard, а Невский ССЗ, наоборот, оказался на ее балансе. После начала специальной военной операции на Украине и последовавшими за этим санкциями корпоративные процедуры на Невском ССЗ с учетом его фактического нахождения в европейской юрисдикции и иностранного акционера (по данным СПАРК, 49,99% находятся в прямом владении Arctech Helsinki Shipyard) были затруднены.
Как предположил один из источников РБК, победа в судебном споре не позволит вывести доли Невского ССЗ под контроль ОСК, так как предприятие находится в финской юрисдикции. "Возможно, подача иска — чисто формальное действие", - полагает он.