Наши репортажи
Наши репортажи
Материалы корреспондентов портала

Смесь гордости и горечи

В Центральный военно-морской музей передана модель самого большого в мире атомного разведывательного корабля "Урал".

В прошлую среду, 16 декабря, коллекция моделей кораблей Центрального военно-морского музея в Санкт-Петербурге пополнилась особо ценным экспонатом. В дар музею Балтийским заводом была передана созданная в масштабе сто к одному копия уникального атомного разведывательного корабля "Урал" (ССВ-33). Символическую красную ленточку разрезали лично директор верфи Алексей Кадилов и глава музея Руслан Нехай.
Титанический корабль
Оценить точность модели гости музея могли еще до начала самой церемонии — у собравшихся была возможность перед произнесением официальных речей побродить по залу и полюбоваться выставленными экспонатами. Тщательно воссозданной двумя нижегородскими мастерами Валерием и Андреем Селезневыми модели "Урала" отвели центральное место в 18-м зале ЦВММ. Посетители вглядывались сквозь прозрачную витрину в детали исполнения палубы и надстроек, периодически вздыхая — отличный корабль, но с непростой судьбой. Тема "непростой судьбы" в этот вечер явно была доминирующей, поскольку так или иначе ее затронули практически все приглашенные к микрофону гости.
 
Модель корабля "Урал" / Корабел.ру

— Мы сегодня получаем замечательную модель знаменитого корабля от Балтийского завода, — первым взял слово Руслан Нехай, директор Центрального военно-морского музея. — Сам корабль очень известен. В составе ВМФ СССР он появился очень своевременно, потому что в начале восьмидесятых годов, вы знаете, был пик противостояния между Варшавским договором и НАТО. И нужен был корабль, который своевременно выявлял и своевременно представлял бы доклады высшему военному руководству для принятия решений по обороне нашей страны. С этой задачей он справился на отлично. Через "Урал" прошло очень много моряков — больше 900 человек экипаж, и каждый четвертый член экипажа был офицером. Это говорит о том, что на самом деле это был передовой корабль своего времени, весь нашпигованный самыми современными разведывательными устройствами и средствами связи, которые практически позволяли прослушивать весь земной шар, даже телефонные разговоры. Во многом, благодаря этому кораблю, нам удалось выдержать в 80-е годы военный паритет, который был главной причиной несостоявшихся войн второй половины двадцатого столетия.

Здесь стоит сделать небольшое отступление и коротко напомнить историю "Урала". В конце 70-х годов СССР поставил задачу создания эффективной системы слежения за пусками американских ракет. Ввиду отсутствия удобных военных баз у тихоокеанских и атлантических берегов США, возникла идея разместить мощное радиолокационное оборудование на борту корабля. ЦКБ "Айсберг" занялось разработкой проекта 1941 под шифром "Титан". Габариты будущего корабля и впрямь получались титаническими — длина 265 метров, ширина 30 метров, высота 70 метров. Оснастить его предполагалось новейшим комплексом средств разведки "Коралл" (который на тот момент еще даже не был разработан) и ядерной энергетической установкой, позволяющей обеспечить скорость хода до 21,6 узла. Первый корабль из планируемой серии был заложен на Балтийском заводе в 1981 году.
 
Алексей Кадилов на церемонии передачи ЦВММ модели корабля "Урал" / Корабел.ру

— Корабль, когда его строили, был очень секретным, — вспоминает директор "Балтийского завода — Судостроение" Алексей Кадилов. — И, наверное, те технические решения, которые были в нем использованы, остаются секретными до сих пор. Могу только сказать про антенну, которая весила 280 тонн. Это была одна из первых и самых серьезных фазированных решеток. Когда включалась эта антенна, чайки падали от электромагнитного излучения. Мощность сумасшедшая! Это уникальный корабль, и мы очень горды тем, что его построили в срок и вовремя. При эксплуатации он себя очень хорошо показал. Он опередил свое время.

"Флагман в наших сердцах"
Уже через два года после закладки "Урал" был спущен на воду. Правда, в состав флота "Урал" вошел только в 1989 году — ходовые испытания и устранение недостатков заняли немалое время. В результате получился сверхсовременный гигант, способный не только решать сложнейшие разведывательные задачи, но и обеспечить комфортное обитание экипажа почти в тысячу человек. На его борту нашлось место — двум саунам, бассейну, кинозалу и спортзалу, прекрасно оборудованному медицинскому блоку.

— Мне тоже приходилось служить на разведывательных кораблях, только Балтийского флота, — поделился своими воспоминаниями заведующий сектором хранения моделей кораблей ЦВММ Георгий Рогачев. — И когда, знакомясь с характеристиками этого корабля, я узнал, что на нем было три тысячи помещений, в числе которых и сауны, и бассейн, то вспомнил плавание на наших средних разведывательных кораблях Балтийского флота, созданных на базе морозильных траулеров. Раз в десять дней нам выдавали для помывки ведерочко из-под сухарей или воблы, которое наполнялось водой и нагревалось паром.

В 1989 году "Урал" отправился в поход с Балтики на Дальний Восток. По пути был опробован в действии разведывательный комплекс — аппаратура засекла старт американского шаттла "Колумбия" и двух спутников, запущенных США в рамках СОИ. Плавание заняло два месяца, после чего корабль встал на рейде поселка Тихоокеанский (он же Фокино). О том, как проходил этот поход, рассказал командир 38-й бригады кораблей разведки Тихоокеанского флота Валерий Пивоваров:

— Этот корабль перешел через все моря и океаны. Он уже был на траверзе Окинавы (кто знает карту, это Японские острова), когда его заметили. Такая махина, такой насыщенный сверхкорабль дошел до Восточно-Китайского моря, и только там его обнаружили. Конечно, он должен был совершить очень многое. У меня сердце сжимается — до последнего винтика был построен вами такой уникальный объект, он действительно состоялся. Мы соберем экипаж корабля, который здесь живет, — офицеры, мичманы, матросы. Соберемся и встретимся здесь, возле нашего флагмана 38-й бригады кораблей разведки. Это именно наш флагман. Он был и остается в наших сердцах, в памяти.

В печатном виде это трудно передать, но в словах каждого, кто заговаривал об "Урале", то и дело улавливалась смесь гордости и горечи. Корабль, в который было вложено столько сил и с которым было связано столько надежд, не смог исполнить в полной мере своего предназначения. Уже в 1992 году после череды аварий на нем заглушили реакторы. К тому времени Советский Союз перестал существовать, а у демократической России не было средств, а вероятнее всего, и желания заниматься ремонтом гигантского корабля-разведчика. Командир "Урала", капитан первого ранга Илья Кешков письменно обращался за помощью к президенту России Борису Ельцину, но не дождался никакого ответа. Так "Урал" фактически превратился в неподвижный памятник самому себе.

Все 90-е годы корабль простоял в заливе Стрелок — сначала на бочках, а потом у пирса, поскольку профинансировать строительство необходимой для него причальной стенки не удосужились ни позднесоветское руководство, ни новые власти. В 2001 году "Урал" был списан, а в 2008 году отбуксирован на утилизацию в Большой Камень, где и находится до сих пор. Когда он окончательно проржавеет или будет, наконец, разрезан "на иголки", от одного из самых амбициозных советских корабельных проектов останутся только воспоминания строителей-балтийцев и членов экипажа да выполненная в масштабе сто к одному модель в Центральном военно-морском музее.
 
Курсанты у модели корабля "Урал" / Корабел.ру
"Балтийский завод", АО Санкт-Петербург
+7(812)324-94-35, +7(812)324-93-70
"Центральный военно-морской музей", ФГУ Санкт-Петербург
(812) 328-27-01



Комментарии   0.

Чтобы принять участие в обсуждении, пожалуйста Авторизуйтесь или Зарегистрируйтесь
Свежие новости
Круизный сезон в Ивановской области показал рекордные результаты
21:45 , 21 Ноября 2024 / судоходство