Слово об инженерах

10 1361 2 мин
Этот текст я адресую в первую очередь людям, ответственным за отечественное судостроение, владельцам судостроительного и судоремонтного бизнеса, директорам верфей.
Сначала зарисовка из жизни. Самое начало 90-х годов ХХ века, год 1990-й или 1991-й. Я впервые оказался в Стамбуле с группой коллег-судостроителей, и нам организовали встречу с владельцем одной из турецких верфей. Офис его находился в центральной части Стамбула, а верфь, как и положено, в Тузле.

Предприятие по нашим тогдашним меркам и назвать-то судостроительным язык не поворачивался – голая площадка на берегу моря, разбросанные по небольшой территории листы металла со штампом Российского Регистра, кое-как выровненная наклонная площадка, которую гордо именовали слипом. На нем практически готовый корпус сухогруза тысяч на 5 – 7 тонн и какие-то люди, работающие с нарушениями всех норм безопасности. Короче, смотреть было не на что.

Приехали в офис. Сели в кабинете владельца с видом на Босфор. Он начал нам рассказывать о замечательных перспективах его бизнеса, и в этот момент в кабинет заглянул какой-то пожилой человек. Хозяин извинился перед нами и пропал примерно на полчаса. Вернувшись, опять извинился, мол, это был наш ИНЖЕНЕР, он работает не только у нас, но и еще на некоторых других предприятиях. К нам приходит по средам и выдает свои рекомендации, а мы строго следим за их реализацией.

Нам, конечно, это было дико слышать. На любой советской верфи работали десятки и сотни инженеров, в зависимости от размера производства. И появление любого из них в кабинете начальника, когда тот принимает зарубежную делегацию, было просто немыслимо, а уж тем более, чтобы этот начальник бросил гостей ради беседы с ним.

С тех пор прошло около четверти века. Турция стала одним из лидеров судостроения, заняв пятое место в мире по объему производства судов и научившись строить современные военные корабли и подводные лодки. Россия же оказалась на задворках мирового судостроения.

Я отлично помню, как в конце 80-х и начале 90-х годов прошлого века на всех верфях шло повальное сокращение персонала. И первыми под эту процедуру попадали именно инженерные подразделения – они ведь металл не варят, трубы не гнут, изоляцию не клеят, материалы и комплектующие не "достают"! Конечно, в значительной мере штат инженерных подразделений был раздут. К сожалению, далеко не каждый инженер реально соответствовал этому высокому званию. Единицы из них через 10 лет после окончания института могли построить эпюру изгибающих моментов балки, закрепленной с одной стороны, вспомнить как выглядит цикл Карно или диаграмма ID. Но вместо того, чтобы повышать уровень специалистов пошли по простому пути – ликвидация целых инженерных направлений.

И вот теперь, мы дошли до такого уровня, что слово "трудоемкость" воспринимается почти как ругательное, учет и анализ ее практически нигде не ведется. На многие вопросы, естественные для главного инженера советской верфи, такие как – энергоемкость или материалоемкость продукции, доля энергоресурсов в себестоимости заказа, объемов необходимых и достаточных материально-технических запасов на складах, комплектовании персонала по специальностям и категориям и пр., не только не получите ответа от нынешних главных инженеров, но и в разговоре с ними об этом складывается впечатление, что они вообще не понимают, о чем идет речь.

Я не принижаю значимости экономистов, снабженцев (по современному "логистов"), управленцев ("менеджеров"), но первичной информацией для принятия решения у этих специалистов является конструкция и технология, а это инженерные понятия. Не обладая знаниями о них, невозможно правильно прогнозировать себестоимость, грамотно осуществлять закупки, эффективно использовать рабочую силу.

Уважаемые господа руководители! Оберните свой взор на инженеров, работающих на ваших предприятиях! Поймите, отрасль давно и глубоко больна, и, чтобы вылечить ее, необходим правильный диагноз и правильные методы лечения. В случае с судостроением, теми "врачами", которые смогут это сделать, являются инженеры.

На проходной "Балтийского завода" в Санкт-Петербурге висит объявление с приглашением на работу. Среди прочих заводу требуются ведущие инженеры-конструкторы и ведущие инженеры-технологи, обещан заработок "от 30 тысяч рублей".

Скажите на милость, куда смогут завести наше судостроение ведущие конструкторы и технологи с заработком на уровне разносчика пиццы или администратора зала (охранника) в "Пятерочке"?
 
"РА Корабел.ру", ООО
Санкт-Петербург
+7 (921) 912-03-73, +7 (812) 458-44-52 (мн.)



Комментарии   10.

Чтобы принять участие в обсуждении, пожалуйста Авторизуйтесь или Зарегистрируйтесь
-1+
#Дубский Евгений Александрович
21.06.2017, 11:27
Верно подмечено...Кроме того, отсутствует система повышения квалификации, как таковая, не говоря уже о направлениях специалистов на специализированные выставки и семинары. Хорошо, что есть Интернет и знакомства в специальной среде, которые позволяют изучать новые технологии и знакомиться с зарубежным опытом.
-1+
#Бурков Анатолий Викторович
21.06.2017, 12:10
В добавление про Турцию... Я побывал там на отдыхе году, так, в 2000. Специально брали машину проехаться по местным дорогам вдоль побережья - буквально около 80 км в одну сторону, в районе Мармариса. Турция удивила меня тем же, что и вас - практически в каждой бухточке с рыбацкой деревней была местная верфь. Т.к. дорога шла "над морем" то, все населенные пункты внизу и верфи были хорошо видны. На этих верфях строили и ремотировали небольшие деревянные суда, как правило рыбацкие, или для развозки и покатушек туристов. Но ведь это тоже показатель. Это корешки, по которым знания и умения о судостроении и судоходстве живут, передаются, при необходимоти дорастают до сложных предприятий и проектов. Кластеры - модное слово, пришедшее к нам с 90-х - это и есть гроздья небольших предприятий, которые могут все, и простое, и сложное. Тогда я сказал себе, что да, Турция тоже "морская" страна, и не хуже нас скоро будет. Так и произошло.
-0+
#Levdanskiy Alexander Yakovlevich
22.06.2017, 13:06
Уважаемый г-н Ивакин!
Три года назад я звонил в кадровую службу Балтийского завода. Хотелось после добровольного ухода из одного из судостроительных подразделений Федерального агентства морского и речного транспорта поработать еще на производстве. Имею образование инженер-кораблестроитель, всю сознательную жизнь занимался судостроением и судоремонтом. Наш разговор с девочкой из кадровой службы закончился сразу после того, как я сообщил о своем возрасте за 60 лет.  Больше ее ничего не интересовало. Боюсь, что с этих девочек и мальчиков в кадрах и на должностях кадровых директоров и надо начинать поднимать наше судо-кораблестроение. А на проходных можно расклеивать все, что касается уже работающего персонала.
Простите.
-0+
#Донской Алексей Владимирович
22.06.2017, 15:18
Уважаемый Николай Николаевич!
 
Несмотря на преамбулу Вашей статьи, я так и не понял к кому Вы адресуетесь.
Особенно со словами "Россия же оказалась на задворках мирового судостроения.", "Оберните свой взор на инженеров...", "...отрасль давно и глубоко больна..." и т.д.
Инженеры - врачи отрасли. С какой стати?
Вы же прекрасно знаете, что в отрасли есть прекрасно работающие предприятия с зарплатой инженеров существенно большей, чем у разносчиков пиццы, а есть влачащие жалкое существование с зарплатами меньше чем у дворников.
И в состоянии того или иного предприятия "виноваты" совершенно конкретные люди, в первую очередь руководители и/или чиновники с конкретными именами.
Так назовите на профессиональном портале тех, кто развивает свое производство, их достижение и зарплату их инженеров, а также тех кто развалил конкретные заводы или отрицательно повлиял на их развитие.
А так, Вы к кому обращаетесь? К тем, кому наплевать на людей, работающих на их предприятиях и на эти предприятия в целом? Так им это до фонаря. далее...
-0+
#Ивакин Николай Николаевич
22.06.2017, 15:40
Алексей Владимирович, дорогой!
Ты в очередной раз меня не услышал, или не захотел услышать, т.к. себя слушать проще.
При этом обращаю твое внимание на тот факт, что с инженерным трудом на верфях и в КБ ты просто не знаком. Это не хорошо и не плохо, просто так сложилась жизнь. Ты лучше меня разбираешься в другом, куда я не полезу с советами, а обращусь к тебе за консультацией.
Можно было бы написать и проще. Кто помнит фамилии директора или экономиста Балтийского завода в Петербурге в начале 20-го века? А вот, что там в это время работали консультантами (инженерами) Бубнов и Крылов, помнят все, кто умеет строить корабли.
Не сможет экономист или менеджер рекомендовать как снижать издержки, изготавливать современную продукцию, обеспечивать конкурентную цену, если его не проконсультирует инженер. Именно это я и хотел сказать. И написал я это для того, чтобы те, к кому я обращался, задумались. Они же этого просто не знают!
-0+
#Донской Алексей Владимирович
22.06.2017, 18:11
Уважаемый Николай Николаевич!
И все-таки, кто это - "те", к кому Вы обращались? )))
Те, кто "просто не знают" функционал инженера на предприятии? Вы ожидаете, что, прочитав Вашу статью. они широко откроют глаза - бог ты мой, а мы-то думали, что это за странные строчки в штатном расписании, с зарплатой разносчика пиццы! А здесь вон что, это "врачи" оказывается!
Или чиновники Минпромторга возмутятся? Что же это творится! Мы думали инженеры на предприятиях отрасли получают достойную зарплату! А оказывается ... Лишить премий аппарат ОСК и передать деньги инженерному составу!
 
Простой вопрос - к кому адресуетесь с данной статьей и какой реакции ожидаете?
-2+
#Ивакин Николай Николаевич
22.06.2017, 21:40
Алексей Владимирович!
Я же говорил, что ты не знаешь тему. Расскажу тебе вторую байку из жизни (первая в реплике). Начало 90-х. "Алмаз" приватизирован. Не самыми худшими приватизаторами. Не буду вдаваться в подробности, но важно сказать, что главным был Каха Бендукидзе, человек очень умный и развивающийся. Умеющий слышать и делать выводы. Совсем не похожий на тех, кого ты описал в прошлом своем комментарии. Он реально хотел иметь современные предприятия из тех, которые приватизировал. Правда денег не хотел давать, но может быть это и правильно? Если бы давал - превратил в то, что сейчас называется ОПК. Ну да ладно, разговор не о нём.
Приехали к нам его люди, молодые , поймавшие за хвост синюю птицу, останавливались в Питере не иначе как в Невском паласе, т.к. там был хороший шведский стол за 30 USD (для справки, я - главный инженер, получал тогда примерно 200 USD в месяц). Не дураки, но и не инженеры - биологи, но знающие как строить бизнес! В каком-то разговоре с ними наш главный сварщик послал их туда куда Макар телят не гонял. Они прибежали ко мне, мол гони его, он не понимает рыночной экономики! Я им - он хороший сварщик, его "вахта" сварку обеспечивать. Таких специалистов поискать надо! Они мне - в России 140 млн. человек, денег пообещаем найдем лучше. Сговорились на том, что когда найдут, тогда и говорить будем. В результате я уже ушел с "Алмаза" а этот боец работал. далее...
-1+
#Кузнецов Дмитрий Вячеславович
23.06.2017, 15:15
С автором согласен на 100%. У нас сложилась тенденция "эффективных" менеджеров. Но хотелось бы знать как можно стать главным инженером или директором завода без прохождения определенных ступеней? Во многих надзорных органах и министерствах даже сидят люди которые далеки от той отрасли в которой они находятся и что самое негативное они не имеют ни только опыта но и даже ПРОФИЛЬНОГО образования!!!! Только грамотный руководитель который имеет необходимое базовое образование (ИНЖЕНЕРНОЕ) и имея дополнительно образование, навыки руководителя и способность руководить процессом создания "железяки" сможет эффективно руководить предприятием или отраслью. А "эффективный" менеджер не сможет увязать прирост капитала с действительно рабочими процессами, также не получится проанализировать причину неудачного решения.
-0+
#Дубровский Виктор Анатольевич
25.06.2017, 07:35
Как всегда, "рыба гниёт с головы". Ещё в 60-е годы - когда кое-что стало "можно"  - было показано, что на уровне станочников у нас производительность совсем немного уступала производительности в США. А на уровне министерств - уже в разы...А неэффективность управления определяется, прежде всего, отсутствием реальной деловой конкуренции. Так что призывами дело не исправить, некомпетентные люди и не смогут ничего сделать - но и уйти тоже не захотят...:(
-0+
#Михаил К.
27.06.2017, 19:46
Это, может быть, справедливо в общем. Что касается конкретики, то талантливый человек талантлив, если не во всем, но во многом. Это первое. Он в состоянии разобраться, если это необходимо.  Второе - это образование, вернее программа обучения. Специализация образования это калька из вне. Наши специалисты всегда были разносторонними. Это и хорошо и не совсем, здесь требуется интеграция специальностей. Должно быть профильное образование и необходимый набор сопряженных дисциплин, как, например, по специальности 05.08.04 «Технология судостроения, судоремонта. и организация судостроительного производства".
Третье - это навыки в 3D проектировании. Я не согласен, огульного мнения о менеджменте. Менеджер менеджеру рознь. История знает много примеров, когда руководители предприятия, например, на заводе "Красное Сормово" с одинаковым успехом строили и корабли и паровозы и танки, а другие - даже снаряды.
Что касается трудоемкости. Это вопрос не простой, и не только инженерный. то и конструктивные особенности, и технологичность, и организация и много чего еще. Даже планово-учетные единицы зачастую не соответствуют технологии изготовления, но тем не менее им отчитывались о техническом продвижение кораблей и судов. далее...
Свежие новости