Этот текст я адресую в первую очередь людям, ответственным за отечественное судостроение, владельцам судостроительного и судоремонтного бизнеса, директорам верфей.
Сначала зарисовка из жизни. Самое начало 90-х годов ХХ века, год 1990-й или 1991-й. Я впервые оказался в Стамбуле с группой коллег-судостроителей, и нам организовали встречу с владельцем одной из турецких верфей. Офис его находился в центральной части Стамбула, а верфь, как и положено, в Тузле.
Предприятие по нашим тогдашним меркам и назвать-то судостроительным язык не поворачивался – голая площадка на берегу моря, разбросанные по небольшой территории листы металла со штампом Российского Регистра, кое-как выровненная наклонная площадка, которую гордо именовали слипом. На нем практически готовый корпус сухогруза тысяч на 5 – 7 тонн и какие-то люди, работающие с нарушениями всех норм безопасности. Короче, смотреть было не на что.
Приехали в офис. Сели в кабинете владельца с видом на Босфор. Он начал нам рассказывать о замечательных перспективах его бизнеса, и в этот момент в кабинет заглянул какой-то пожилой человек. Хозяин извинился перед нами и пропал примерно на полчаса. Вернувшись, опять извинился, мол, это был наш ИНЖЕНЕР, он работает не только у нас, но и еще на некоторых других предприятиях. К нам приходит по средам и выдает свои рекомендации, а мы строго следим за их реализацией.
Нам, конечно, это было дико слышать. На любой советской верфи работали десятки и сотни инженеров, в зависимости от размера производства. И появление любого из них в кабинете начальника, когда тот принимает зарубежную делегацию, было просто немыслимо, а уж тем более, чтобы этот начальник бросил гостей ради беседы с ним.
С тех пор прошло около четверти века. Турция стала одним из лидеров судостроения, заняв пятое место в мире по объему производства судов и научившись строить современные военные корабли и подводные лодки. Россия же оказалась на задворках мирового судостроения.
Я отлично помню, как в конце 80-х и начале 90-х годов прошлого века на всех верфях шло повальное сокращение персонала. И первыми под эту процедуру попадали именно инженерные подразделения – они ведь металл не варят, трубы не гнут, изоляцию не клеят, материалы и комплектующие не "достают"! Конечно, в значительной мере штат инженерных подразделений был раздут. К сожалению, далеко не каждый инженер реально соответствовал этому высокому званию. Единицы из них через 10 лет после окончания института могли построить эпюру изгибающих моментов балки, закрепленной с одной стороны, вспомнить как выглядит цикл Карно или диаграмма ID. Но вместо того, чтобы повышать уровень специалистов пошли по простому пути – ликвидация целых инженерных направлений.
И вот теперь, мы дошли до такого уровня, что слово "трудоемкость" воспринимается почти как ругательное, учет и анализ ее практически нигде не ведется. На многие вопросы, естественные для главного инженера советской верфи, такие как – энергоемкость или материалоемкость продукции, доля энергоресурсов в себестоимости заказа, объемов необходимых и достаточных материально-технических запасов на складах, комплектовании персонала по специальностям и категориям и пр., не только не получите ответа от нынешних главных инженеров, но и в разговоре с ними об этом складывается впечатление, что они вообще не понимают, о чем идет речь.
Я не принижаю значимости экономистов, снабженцев (по современному "логистов"), управленцев ("менеджеров"), но первичной информацией для принятия решения у этих специалистов является конструкция и технология, а это инженерные понятия. Не обладая знаниями о них, невозможно правильно прогнозировать себестоимость, грамотно осуществлять закупки, эффективно использовать рабочую силу.
Уважаемые господа руководители! Оберните свой взор на инженеров, работающих на ваших предприятиях! Поймите, отрасль давно и глубоко больна, и, чтобы вылечить ее, необходим правильный диагноз и правильные методы лечения. В случае с судостроением, теми "врачами", которые смогут это сделать, являются инженеры.
На проходной "Балтийского завода" в Санкт-Петербурге висит объявление с приглашением на работу. Среди прочих заводу требуются ведущие инженеры-конструкторы и ведущие инженеры-технологи, обещан заработок "от 30 тысяч рублей".
Скажите на милость, куда смогут завести наше судостроение ведущие конструкторы и технологи с заработком на уровне разносчика пиццы или администратора зала (охранника) в "Пятерочке"?