Цифровизация российской судостроительной отрасли идет своим путем. Долгим, затратным, но уникальным. Приходится перестраивать всю систему ГОСТов, ЕСКД, технологий проектирования, которые сложились годами. Причем путь этот совместно с российскими предприятиями отрасли проходят и европейские производители САПР, которым не так просто разобраться в отечественных методиках проектирования и всей подготовки документации.
Сегодня нашим собеседником стал специалист CADMATIC Russia Евгений Егоров, с которым мы не только поговорили о достижениях компании за последние два года, но и осветили проблемы отрасли. В том числе и применение виртуальной реальности в проектировании и переход предприятий ОСК на единую САПР-платформу.
– Последний раз мы с вами беседовали в 2017 году. Что изменилось в компании за прошедшие два года?
– Если говорить о нашем российском офисе, то мы получили больше самостоятельности, а у нашей команды накопился приличный опыт. Кроме того, нам удалось усилить свои позиции на рынке проектирования промышленных объектов. Это немного иная сфера, но она гармонично влилась в нашу текущую деятельность.
– Какой процент в общей доле выручки занимает морской рынок?
– Это большая часть оборота, около 70-80%.
– Ваши подразделения, в частности российская "дочка" в Петербурге, насколько они свободны от головного офиса?
– Формально мы отдельное юридическое лицо с российской пропиской. Руководство CADMATIC разрабатывает глобальную стратегию развития компании, которой и следуют все подразделения. Петербургский офис ориентируется на общую стратегию, однако мы оптимизируем ее под потребности российского рынка и рынка стран СНГ. Этот процесс включает настройку самой системы в соответствии с требованиями российских стандартов.
– Насколько санкции повлияли на вашу работу?
– Разговоров о том, что поставки программного обеспечения в Россию могут быть затруднены, было много. Пока мы не сталкивались со сложностями поставки ПО и его обслуживания. И несмотря на то, что есть вероятность ужесточения санкций, CADMATIC продолжает инвестировать в российский рынок.
– То есть опасений, что российские пользователи CADMATIC, останутся без поддержки нет?
– Однозначно нет, уже как минимум из-за того, что костяк техподдержки, который работает исключительно на отечественный рынок, находится в России. Поэтому как бы ни разворачивались дальнейшие события, поддержка однозначно будет работать.
– Насколько вы продвинулись с 2015 года по адаптации CADMATIC к российским нормам, стандартам, ЕСКД?
– Тут есть интересный момент. Несмотря на то, что до определенного момента у нас в программе не были заложены российские стандарты, система оставалась эффективным инструментом проектирования, в том числе и на российским рынке. Ведь есть еще такие простые вещи, как дружелюбный интерфейс, эффективность работы самой программы, повышение производительности труда.
Так вот, в расчетах ЦНИИ "Румб" присутствует коэффициент уменьшения трудоемкости проектирования судна, который варьируется от 2 до 20 раз в зависимости от самого софта. Мы опытным путем, в том числе с помощью наших клиентов, определили его значение, которое считаем одним из самых высоких на рынке.
Глобально наших пользователей можно разделить на две большие группы. Одни работают на коммерческом рынке, вторые – так или иначе связаны с госконтрактами, причем не обязательно это оборонзаказ.
Самые свободные в плане использования софта – это как раз частные организации. Как мне кажется, для таких клиентов у нас очень много сильных сторон, потому что они могут где-то отступить от старых нормативов и стандартов. Самое главное для них – это производительность труда и эффективность работы. Тогда как для организаций, которые занимаются исключительно государственными заказами, необходимо внедрять все нормы до последней запятой.
Насколько я знаю, сегодня ни один из "тяжелых САПРов" не содержит в себе функций, настроенных на российские стандарты, в такой мере, как Cadmatic. Все ограничивается самодельными скриптами и надстройками, которые пишут IT-службы самих КБ.
И все же мы должны удовлетворить требования всех наших текущих и потенциальных пользователей, поэтому работы над российскими стандартами продолжаются, и на сегодня мы уже готовы предоставить полный пакет норм и стандартов, соответствующих ГОСТам.
– Если у вас есть расчеты ЦНИИ "Румб", подскажите, насколько использование САПР снижает трудоемкость проектирования?
– Есть разные КБ, которые работают с разными заводами. Формально существует ГОСТ, который стандартизирует все процедуры. Но предприятие говорит: "Это слишком трудозатратный ГОСТ, давайте немножко подвинемся в сторону". И так на каждом предприятии, у каждого свои отклонения. Поэтому сказать его усредненные значения довольно сложно, это очень тонкий момент. Расчет мы готовы подготовить совместно с каждым пользователем.
– Вы продолжаете расширять сотрудничество с вузами?
– За последние два года сотрудничество с университетами только усилилось. Помимо пяти опорных вузов, с которыми сложилось долгосрочное партнерство, у нас сейчас еще подключилась Москва. В прошлом месяце мы подписали договор о сотрудничестве с РГУ нефти и газа им. И.М. Губкина. На церемонию приезжал коммерческий директор CADMATIC Теодор де Йонге из Нидерландов. И мы заключили соглашение не просто о сотрудничестве в сфере образования, а о совместной разработке стандартов. Потому что в нефтегазовой отрасли свои стандарты, свои требования и CADMATIC будет вовлечен в работы, которые проводит университет.
– Вы вообще ощущаете плоды вашего сотрудничества с вузами?
– Ощущаем, и не только мы, но и наши клиенты, а это было нашей главной целью. Например, в "Петробалт", "Невский ССЗ" или "Балтсудопроект" приходят выпускники, которыe знают CADMATIC и умеют в нем работать. Но даже в нашем офисе есть потребность в квалифицированных выпускниках или студентах последних курсов профильных вузов. Базы данных или библиотеки норм настолько большие, что внедрение их своими силами займет много времени. Поэтому прибегаем к такой помощи студентов.
– Как смотрятся достижения российского офиса на фоне остальных филиалов CADMATIC?
– Во-первых, наше сотрудничество с университетами в таком виде – уникально, что является хорошим примером для других офисов Cadmatic.
Во-вторых, деятельность российского офиса охватывает еще и страны СНГ, и по выручке мы сейчас находимся на одном из первых мест. Несмотря на кризис 2014-15 годов и его последствия, мы продолжаем расширять свою работу и инвестировать в рынок.
– Какие были интересные внедрения и реализованные с помощью CADMATIC проекты за последние два года?
– Я думаю, это уже не секрет, что CADMATIC сейчас активно использует ЦКБ "Лазурит" для проработки одного из объектов, который сейчас строится на Дальневосточном заводе "Звезда". Наши давние партнеры из КБ "Петробалт" используют софт для работы над траулерами Выборгского судостроительного завода. Там идет сквозная проработка проекта только в CADMATIC, на основе концептуального проекта Skipsteknisk.
Опять же "Петробалт" сейчас работает и с Ленинградским заводом "Пелла", разрабатывает РКД для краболовов. Поэтому основные проекты последних двух лет связаны с рыболовным флотом.
– Но "Петробалт" использует САПРы, еще начиная с 90-х годов прошлого века. У них большой опыт.
– Да у них действительно большой опыт в 3D-проектировании, и сейчас они вышли на новый уровень, начали работать над большими и сложными объектами с привлечением нескольких контрагентов.
Но это не новинка. Более 90% больших проектных компаний в мире работают по аналогичной схеме. Самый простой пример – компания Mayer Turku, которая строит крупнейшие круизные лайнеры. Они подключают в свои проекты до 20 контрагентов, и все они работают в единой платформе CADMATIC.
– В направлении внедрения сквозной передачи документации в связке "проектное бюро - верфь" в России что-то изменилось?
– Движется, но очень медленно. Наши партнеры и коллеги из бюро "СиТех" и "Петробалт" активно продвигают тему сквозного документооборота, потому что они непосредственно работают с заводами. Но продвигают они эту тему уже более 15 лет. Отдельные плоды этой работы уже заметны. Например, все больше заводов просят 3D-модель. Соответственно многие верфи используют специальный просмотрщик eBrowser.
– А с точки зрения подготовки производства и технологической документации пока ничего не поменялось?
– Мы прекрасно понимаем, что часть того объема работ, который ранее делал проектант, сейчас выполняет сам завод. В том числе и в части подготовки рабочей документации.
Но ведь все начинается с 3D-модели, и тут у нас однозначная позиция. Что завод должен иметь 3D-модель, не только документацию. Другой момент - конечно, есть заводы, которые сами могут заниматься разработкой технологической и рабочей документации. Но тут опять же речь больше о гражданских заказах. Предприятия, заточенные на работу с военными, пока работают по старинке, с бумажными носителями.
– Главное тут, что готовое судно должно стать дешевле.
– Совершенно верно. Кстати, если продолжать историю с развитием 3D-моделирования, то сейчас актуальным становится вопрос внедрения средств виртуальной реальности для просмотра и оценки модели. Мы активно прорабатываем этот вопрос. Надеюсь, что в конце этого – начале следующего года у нас уже будет готовое решение.
На самом деле виртуальная реальность – это очень эффективный инструмент, особенно в части работы с заказчиком. Представим ситуацию, когда проектант набросал рулевую рубку или машинное отделение, пришел с очками виртуальной реальности к заказчику и предлагает ему самому пройтись по помещению, подвигать ручками управления, все ли удобно, все ли на месте. Это не только эффектно, но и эффективно. Это однозначно позволит улучшить обитаемость и эргономику наших судов. Думаю, что за этим будущее, в том числе и в направлении уменьшения количества правок модели и документации.
– Вы работаете со многими инженерными службами на заводах и с конструкторскими бюро. Как вы оцениваете ситуацию с нашими инженерными службами на местах?
– Провокационный вопрос. Мое мнение, что с точки зрения компетенций на предприятиях, будь то КБ или завод, у нас все неплохо, однако есть над чем работать. Это отдельная тема.
Сама проблема, мне кажется, в другом. Почему в наших проектах стоимость нормочаса ниже, чем за границей, но часов мы затрачиваем в несколько раз больше, а цена разработки документации в итоге примерно одинаковая? Все дело как раз во внесении изменений.
– Но сам САПР-то один, технология одна, даже судно одно и то же. Почему такая разница?
– Именно. Еще пример: чтобы в России получить спецификацию нужно выгрузить подробный отчет либо самостоятельно написать макрос или надстройку, чтобы этот же отчет отформатировать в формате ЕСКД. Это очень трудоемкий процесс, сам макрос сложный, он не всегда четко работает.
Как делается в Европе? Отчет распечатывается в обычном Excel-формате, и неважно, какое у него оформление, какие линии между столбцами, где будут указаны номера справа или слева. Все хотят просто, чтобы пароход был построен максимально быстро и эффективно. Все остальное – неважно.
– И последний вопрос. Не так давно президент ОСК Алексей Рахманов заявил, что ОСК со всеми заводами и КБ планирует переходить на единую САПР-платформу. Вы ведете переговоры с ОСК по части внедрения CADMATIC на предприятиях?
– Да, ведем, конечно. Эта тема об унификации САПРа внутри корпорации уже идет давно и долго. Но лично мне сложно представить, что можно взять и вмиг перестроить все предприятия, работающие в четырех-пяти разных софтах, на использование одной среды. Это очень трудоемкий и затратный процесс. У предприятий есть предпочтения и целая история использования того или иного софта, как в одночасье это переделать?
Возможно, речь идет не об основной, а о некой дополнительной системе, которая не заменяет старую, а просто унифицирует все процессы. Думаю, такой вариант вполне реален.
Материале по теме:
Скорость работы САПР CADMATIC – важный критерий выбора - интервью с Евгением Егоровым о проблемах внедрения интегрального 3D-моделирования в российском судостроении.
КБ "Си Тех" – совершеннолетие - интервью с директором КБ "Си Тех" Петром Ежовым о юбилее компании и об опыте работы с САПР CADMATIC.
CADMATIC в России - перспективы применения электронного паспорта судна - Евгений Егоров рассказывает о создании жизненной модели судна на базе CADMATIC.
– Последний раз мы с вами беседовали в 2017 году. Что изменилось в компании за прошедшие два года?
– Если говорить о нашем российском офисе, то мы получили больше самостоятельности, а у нашей команды накопился приличный опыт. Кроме того, нам удалось усилить свои позиции на рынке проектирования промышленных объектов. Это немного иная сфера, но она гармонично влилась в нашу текущую деятельность.
– Какой процент в общей доле выручки занимает морской рынок?
– Это большая часть оборота, около 70-80%.
– Ваши подразделения, в частности российская "дочка" в Петербурге, насколько они свободны от головного офиса?
– Формально мы отдельное юридическое лицо с российской пропиской. Руководство CADMATIC разрабатывает глобальную стратегию развития компании, которой и следуют все подразделения. Петербургский офис ориентируется на общую стратегию, однако мы оптимизируем ее под потребности российского рынка и рынка стран СНГ. Этот процесс включает настройку самой системы в соответствии с требованиями российских стандартов.
Моделирование в среде CADMATIC / Cadmatic |
– Насколько санкции повлияли на вашу работу?
– Разговоров о том, что поставки программного обеспечения в Россию могут быть затруднены, было много. Пока мы не сталкивались со сложностями поставки ПО и его обслуживания. И несмотря на то, что есть вероятность ужесточения санкций, CADMATIC продолжает инвестировать в российский рынок.
– То есть опасений, что российские пользователи CADMATIC, останутся без поддержки нет?
– Однозначно нет, уже как минимум из-за того, что костяк техподдержки, который работает исключительно на отечественный рынок, находится в России. Поэтому как бы ни разворачивались дальнейшие события, поддержка однозначно будет работать.
– Насколько вы продвинулись с 2015 года по адаптации CADMATIC к российским нормам, стандартам, ЕСКД?
– Тут есть интересный момент. Несмотря на то, что до определенного момента у нас в программе не были заложены российские стандарты, система оставалась эффективным инструментом проектирования, в том числе и на российским рынке. Ведь есть еще такие простые вещи, как дружелюбный интерфейс, эффективность работы самой программы, повышение производительности труда.
Так вот, в расчетах ЦНИИ "Румб" присутствует коэффициент уменьшения трудоемкости проектирования судна, который варьируется от 2 до 20 раз в зависимости от самого софта. Мы опытным путем, в том числе с помощью наших клиентов, определили его значение, которое считаем одним из самых высоких на рынке.
Глобально наших пользователей можно разделить на две большие группы. Одни работают на коммерческом рынке, вторые – так или иначе связаны с госконтрактами, причем не обязательно это оборонзаказ.
Самые свободные в плане использования софта – это как раз частные организации. Как мне кажется, для таких клиентов у нас очень много сильных сторон, потому что они могут где-то отступить от старых нормативов и стандартов. Самое главное для них – это производительность труда и эффективность работы. Тогда как для организаций, которые занимаются исключительно государственными заказами, необходимо внедрять все нормы до последней запятой.
Насколько я знаю, сегодня ни один из "тяжелых САПРов" не содержит в себе функций, настроенных на российские стандарты, в такой мере, как Cadmatic. Все ограничивается самодельными скриптами и надстройками, которые пишут IT-службы самих КБ.
И все же мы должны удовлетворить требования всех наших текущих и потенциальных пользователей, поэтому работы над российскими стандартами продолжаются, и на сегодня мы уже готовы предоставить полный пакет норм и стандартов, соответствующих ГОСТам.
Моделирование в среде CADMATIC / Cadmatic |
– Если у вас есть расчеты ЦНИИ "Румб", подскажите, насколько использование САПР снижает трудоемкость проектирования?
– Есть разные КБ, которые работают с разными заводами. Формально существует ГОСТ, который стандартизирует все процедуры. Но предприятие говорит: "Это слишком трудозатратный ГОСТ, давайте немножко подвинемся в сторону". И так на каждом предприятии, у каждого свои отклонения. Поэтому сказать его усредненные значения довольно сложно, это очень тонкий момент. Расчет мы готовы подготовить совместно с каждым пользователем.
– Вы продолжаете расширять сотрудничество с вузами?
– За последние два года сотрудничество с университетами только усилилось. Помимо пяти опорных вузов, с которыми сложилось долгосрочное партнерство, у нас сейчас еще подключилась Москва. В прошлом месяце мы подписали договор о сотрудничестве с РГУ нефти и газа им. И.М. Губкина. На церемонию приезжал коммерческий директор CADMATIC Теодор де Йонге из Нидерландов. И мы заключили соглашение не просто о сотрудничестве в сфере образования, а о совместной разработке стандартов. Потому что в нефтегазовой отрасли свои стандарты, свои требования и CADMATIC будет вовлечен в работы, которые проводит университет.
Технический специалист Cadmatic Russia Евгений Егоров / Cadmatic |
– Вы вообще ощущаете плоды вашего сотрудничества с вузами?
– Ощущаем, и не только мы, но и наши клиенты, а это было нашей главной целью. Например, в "Петробалт", "Невский ССЗ" или "Балтсудопроект" приходят выпускники, которыe знают CADMATIC и умеют в нем работать. Но даже в нашем офисе есть потребность в квалифицированных выпускниках или студентах последних курсов профильных вузов. Базы данных или библиотеки норм настолько большие, что внедрение их своими силами займет много времени. Поэтому прибегаем к такой помощи студентов.
– Как смотрятся достижения российского офиса на фоне остальных филиалов CADMATIC?
– Во-первых, наше сотрудничество с университетами в таком виде – уникально, что является хорошим примером для других офисов Cadmatic.
Во-вторых, деятельность российского офиса охватывает еще и страны СНГ, и по выручке мы сейчас находимся на одном из первых мест. Несмотря на кризис 2014-15 годов и его последствия, мы продолжаем расширять свою работу и инвестировать в рынок.
– Какие были интересные внедрения и реализованные с помощью CADMATIC проекты за последние два года?
– Я думаю, это уже не секрет, что CADMATIC сейчас активно использует ЦКБ "Лазурит" для проработки одного из объектов, который сейчас строится на Дальневосточном заводе "Звезда". Наши давние партнеры из КБ "Петробалт" используют софт для работы над траулерами Выборгского судостроительного завода. Там идет сквозная проработка проекта только в CADMATIC, на основе концептуального проекта Skipsteknisk.
Опять же "Петробалт" сейчас работает и с Ленинградским заводом "Пелла", разрабатывает РКД для краболовов. Поэтому основные проекты последних двух лет связаны с рыболовным флотом.
– Но "Петробалт" использует САПРы, еще начиная с 90-х годов прошлого века. У них большой опыт.
– Да у них действительно большой опыт в 3D-проектировании, и сейчас они вышли на новый уровень, начали работать над большими и сложными объектами с привлечением нескольких контрагентов.
Но это не новинка. Более 90% больших проектных компаний в мире работают по аналогичной схеме. Самый простой пример – компания Mayer Turku, которая строит крупнейшие круизные лайнеры. Они подключают в свои проекты до 20 контрагентов, и все они работают в единой платформе CADMATIC.
– В направлении внедрения сквозной передачи документации в связке "проектное бюро - верфь" в России что-то изменилось?
– Движется, но очень медленно. Наши партнеры и коллеги из бюро "СиТех" и "Петробалт" активно продвигают тему сквозного документооборота, потому что они непосредственно работают с заводами. Но продвигают они эту тему уже более 15 лет. Отдельные плоды этой работы уже заметны. Например, все больше заводов просят 3D-модель. Соответственно многие верфи используют специальный просмотрщик eBrowser.
Моделирование в среде CADMATIC / Cadmatic |
– А с точки зрения подготовки производства и технологической документации пока ничего не поменялось?
– Мы прекрасно понимаем, что часть того объема работ, который ранее делал проектант, сейчас выполняет сам завод. В том числе и в части подготовки рабочей документации.
Но ведь все начинается с 3D-модели, и тут у нас однозначная позиция. Что завод должен иметь 3D-модель, не только документацию. Другой момент - конечно, есть заводы, которые сами могут заниматься разработкой технологической и рабочей документации. Но тут опять же речь больше о гражданских заказах. Предприятия, заточенные на работу с военными, пока работают по старинке, с бумажными носителями.
– Главное тут, что готовое судно должно стать дешевле.
– Совершенно верно. Кстати, если продолжать историю с развитием 3D-моделирования, то сейчас актуальным становится вопрос внедрения средств виртуальной реальности для просмотра и оценки модели. Мы активно прорабатываем этот вопрос. Надеюсь, что в конце этого – начале следующего года у нас уже будет готовое решение.
На самом деле виртуальная реальность – это очень эффективный инструмент, особенно в части работы с заказчиком. Представим ситуацию, когда проектант набросал рулевую рубку или машинное отделение, пришел с очками виртуальной реальности к заказчику и предлагает ему самому пройтись по помещению, подвигать ручками управления, все ли удобно, все ли на месте. Это не только эффектно, но и эффективно. Это однозначно позволит улучшить обитаемость и эргономику наших судов. Думаю, что за этим будущее, в том числе и в направлении уменьшения количества правок модели и документации.
Моделирование в среде CADMATIC / Cadmatic |
– Вы работаете со многими инженерными службами на заводах и с конструкторскими бюро. Как вы оцениваете ситуацию с нашими инженерными службами на местах?
– Провокационный вопрос. Мое мнение, что с точки зрения компетенций на предприятиях, будь то КБ или завод, у нас все неплохо, однако есть над чем работать. Это отдельная тема.
Сама проблема, мне кажется, в другом. Почему в наших проектах стоимость нормочаса ниже, чем за границей, но часов мы затрачиваем в несколько раз больше, а цена разработки документации в итоге примерно одинаковая? Все дело как раз во внесении изменений.
– Но сам САПР-то один, технология одна, даже судно одно и то же. Почему такая разница?
– Именно. Еще пример: чтобы в России получить спецификацию нужно выгрузить подробный отчет либо самостоятельно написать макрос или надстройку, чтобы этот же отчет отформатировать в формате ЕСКД. Это очень трудоемкий процесс, сам макрос сложный, он не всегда четко работает.
Как делается в Европе? Отчет распечатывается в обычном Excel-формате, и неважно, какое у него оформление, какие линии между столбцами, где будут указаны номера справа или слева. Все хотят просто, чтобы пароход был построен максимально быстро и эффективно. Все остальное – неважно.
– И последний вопрос. Не так давно президент ОСК Алексей Рахманов заявил, что ОСК со всеми заводами и КБ планирует переходить на единую САПР-платформу. Вы ведете переговоры с ОСК по части внедрения CADMATIC на предприятиях?
– Да, ведем, конечно. Эта тема об унификации САПРа внутри корпорации уже идет давно и долго. Но лично мне сложно представить, что можно взять и вмиг перестроить все предприятия, работающие в четырех-пяти разных софтах, на использование одной среды. Это очень трудоемкий и затратный процесс. У предприятий есть предпочтения и целая история использования того или иного софта, как в одночасье это переделать?
Возможно, речь идет не об основной, а о некой дополнительной системе, которая не заменяет старую, а просто унифицирует все процессы. Думаю, такой вариант вполне реален.
Материале по теме:
Скорость работы САПР CADMATIC – важный критерий выбора - интервью с Евгением Егоровым о проблемах внедрения интегрального 3D-моделирования в российском судостроении.
КБ "Си Тех" – совершеннолетие - интервью с директором КБ "Си Тех" Петром Ежовым о юбилее компании и об опыте работы с САПР CADMATIC.
CADMATIC в России - перспективы применения электронного паспорта судна - Евгений Егоров рассказывает о создании жизненной модели судна на базе CADMATIC.