Скоростные перевозки в Карелии: есть перспектива, не хватает инфраструктуры

В преддверии начала навигационного сезона в Карелии руководитель местной судоходной компании "Модуль-П плюс" Сергей Заваркин рассказал "Корабел.ру" о собственном проекте катамарана, особенностях Онежского озера, потребности в причалах. А также поделился мыслями о том, как небольшому предприятию развиваться и привлекать сотрудников.
Вместе вспомнили о "Метеорах" и "Комете", которые появились здесь в 1960-х. Порассуждали о будущем сегмента пассажирских перевозок в регионе, начали с вопроса о нынешней ситуации.

– Сергей Владимирович, как складывается ситуация с пассажирскими перевозками в регионе?

– Перевозки пассажиров водным транспортом в регионе локализованы в основном вокруг местных достопримечательностей. Развитая сеть маршрутов ушла в прошлое, как и активная жизнь в населенных пунктах, куда ходил водный транспорт. Что касается пассажирских перевозок на СПК, то они остались только в акватории Онежского озера на маршруте "Петрозаводск-Кижи" и Ладожском озере на остров Валаам. На Белом море на Соловки ходят только водоизмещающие суда и маломерка. Везде есть вопросы с причалами, флотом, квалифицированными специалистами. 

Судоходная деятельность нашего предприятия началась с 2020 года, первым был "Метеор-068", затем "Метеор-048", ну и "Комета-9". В этой сфере я недавно, хотя в компании работаю 18 лет.

База нашего флота – это "Северная точка", объект – "Достроечная набережная со спусковым устройством", площадью 50900 квадратных метров, это часть территории бывшего судостроительного завода "Авангард" с акваторией и причальной стенкой. Здесь оказываем услуги по зимоотстою, есть стоянка и хранение маломерных судов, бункеровка. На площадку мы подняли на зимнее хранение свои "Метеоры", частично сократили расходы. Компания имеет местную прописку, использует местную рабочую силу. Штат в период навигации составляет 20 человек.

Три года назад наш руководитель, к сожалению, ушел из жизни. Было принято решение – не бросать дело, сохранить кадры, материально-техническую базу и продолжить работу. В распоряжении компании на тот момент было два "Метеора" и "Комета", впереди период зимней неопределенности и первой самостоятельной навигации. Благодаря единомышленникам и поддержке партнеров, все получилось. В планах обновить флот.

Приобрести новые суда на подводных крыльях нашей небольшой организации сложно, практически невозможно. Еще один фактор мешающий обновлению флота – короткая навигация. "Комета" работает четыре с половиной месяца: с мая по октябрь. У "Метеоров" она короче – до 30 сентября. При этом необходимо заработать на текущее содержание, обслуживание в межнавигационный период и подготовку к навигации. Старый флот требует постоянных финансовых затрат. При такой стоимости и сопутствующих негативных факторах говорить, что новое судно будет рентабельно, не приходится. 

Подход к причалу в Кижах / Фото: Судоходная компания
Подход к причалу в Кижах / Фото: Судоходная компания "Модуль-П плюс", ООО

– Какой видите выход из ситуации?

– Если говорить о водном транспорте и водной инфраструктуре в республики в целом, то одним из способов решения этих проблем может стать государственно частное партнерство (ГЧП).

Совместно с известным вам Альбертом Назаровым, руководителем "АнМарин Консалтинг", работаем над проектом нового судна вместимостью 48 мест – это катамаран с высокими мореходными качествами. Еще один плюс этого судна – возможность подхода к необорудованному берегу. На данный момент проект заморожен из-за отсутствия вариантов импортозамещения некоторых комплектующих. 

– Российский двигатель для этого проекта не рассматриваете? 

– Чтобы наш проект реализовал свои эксплуатационные характеристики, необходимы определенные параметры силовых установок. На данный момент этим условиям отвечают только импортные агрегаты. Но мы не отчаиваемся, ищем альтернативные решения. Работа над совместным проектом с "АнМарин Консалтинг" и Альбертом Назаровым продолжается, надеемся, что ситуация изменится. 
 

"МЕТЕОРЫ", КУПЛЕННЫЕ В ЧЕРЕПОВЦЕ, БЫЛИ В ХОРОШЕМ СОСТОЯНИИ, НО РУКИ ПРИШЛОСЬ ПРИЛОЖИТЬ

– У вашей компании северсталевские "Метеоры"?

– Да, приобрели в Череповце "Метеор-068" и позже "Метеор-048". К ним нужно было приложить руки, укомплектовать всем необходимым, предъявить регистру. Это суда 1994-1995  гг. выпуска, достаточно свежие, но время берет свое. Несколько сезонов эти суда уже у нас отходили, потенциал есть. 

– В регионе существует конкуренция в сегменте пассажирских перевозок?

– Конкуренция есть, к сожалению, несовершенная. 

– Компании, которые ходят в Кижи, используют суда на подводных крыльях? 

– Да, и их становится больше. На наших просторах появилась еще одна судоходная компания, она приобрела теплоходы, три "Метеора", в этом году будет выходить на рынок. 

– Если подводить итоги последних сезонов, спрос растет?

– Спрос растет, но и трансформируется в связи с ростом благосостояния населения. Перспективы работы тоже есть, как и некоторые преграды для развития. Основной достопримечательностью в Онежском озере является остров Кижи. На горизонте "маячит" предел антропогенной нагрузки для острова. Количество туристов растет из года в год: туда ходят и круизные суда, и прогулочные, люди добираются сами в частном порядке. Мест для подхода и стоянки пассажирских судов не хватает. В акватории Онежского озера один причал со статусом пассажирского находится в Петрозаводске, один – на острове. Все остальные требуют реконструкции, либо утратили статус. В этом направлении нужно проводить большую работу.

Причал, отстой судов / Фото: Судоходная компания
Причал, отстой судов / Фото: Судоходная компания "Модуль-П плюс", ООО

– В советское время судов и маршрутов на Онежском озере было много, экскурсии возили по многим направлениям... 

– И социальных маршрутов было много, крылатые суда доставляли дачников, ходили на Пудожский берег, в Вытегру. По экскурсионным маршрутам курсировали водоизмещающие суда.

– Экскурсии тогда обслуживались даже "затейником и баянистом"...

– Баянист пока на берегу. Экскурсионных линий не хватает, есть жалобы на отсутствие  прогулочных маршрутов в акватории Петрозаводской губы. Мы не говорим сейчас про СПК, речь о всех судах, которые имеют соответствующий класс для работы на Онежском озере. Старые суда, которые могли здесь ходить, выбыли, либо переоборудованы под другое назначение. Новый флот под такие задачи пока недоступен.   

– СПК появились в регионе в начале 1960-х, "Метеор-23" ходил в Вытегру, Кижи, на Великую Губу. В 1966-ом пришла первая "Комета". А на Кижи еще и Ан-2 летал...

– Все верно. Авиасообщение было очень развито. В Карелии много водоемов, которые использовались как взлетно-посадочные полосы. К Ан-2 крепили поплавки либо зимние лыжи, и самолет спокойно садился на поле или водоем. Аэродромов по территории республики приличное количество, многие из них сейчас восстанавливают.

Подготовка к навигации метеора-048 / Фото: Судоходная компания
Подготовка к навигации метеора-048 / Фото: Судоходная компания "Модуль-П плюс", ООО

– В активный сезон суда ставите на техобслуживание? Как у вас строится эта работа? Как часто отменяете рейсы из-за погоды? 

– Погода непредсказуема, в последние сезоны опираться на прогнозы невозможно. Служба мониторинга за силой ветра и высотой волны на Онежском озере требует глубокой модернизации и оснащения современными системами. В основном работаем по текущей погодной обстановке. За последнее время научились самостоятельно опираясь на разные ресурсы оценивать вероятность отмены рейса. Конечно, лучше идти на крыльях, чем в водоизмещающем режиме.

Что касается профилактики, у нас своя отработанная система, теплоходы ставим по очереди согласно технологической карте. Сезон важно и нужно отработать без серьезных поломок, не подводя агентов, сохраняя стабильную работу. Еще есть государственные контракты, нарушив условия которых, попадаешь в список недобросовестных поставщиков, что крайне нежелательно.   

– В Кижах есть и социальные маршруты?

– Есть социальный маршрут "Петрозаводск – Сенная губа – Кижи – Петрозаводск". Рейсы выполняются трижды в неделю: в среду, пятницу и воскресенье. Там живут люди, им как-то нужно попасть в столицу республики, и водный транспорт для них закрывает часть пути. Государство субсидирует перевозки, определяет расписание. Когда навигационный сезон закрыт, работает вертолет.   

– Стоимость скоростных перевозок в этом сезоне изменится? 

– В прошлом году билет для взрослого в Кижи и обратно стоил 4800 рублей, в эту навигацию ориентируемся на 5500 рублей. Корректировка стоимости произошла в связи с увеличением прямых расходов на организацию работы.

– "Комета" существенно отличается от "Метеора" в плане эксплуатации?

– Плюс "Кометы" в том, что она более мореходная, идет при более высокой волне и ветре. Но есть и минусы: она прожорливее, тяжелее, а вместимость и крейсерская скорость у нее ниже, чем у "Метеора". 

– В 1980 годы на "Комете" был буфет, его сохранили? 

– Демонтировали, рейс короткий, санитарные требования с каждым годом ужесточаются, соблюдать их все труднее, проще отказаться.   

У причала в Кижах / Фото: Судоходная компания
У причала в Кижах / Фото: Судоходная компания "Модуль-П плюс", ООО

ЗА КАДРЫ ПРИХОДИТСЯ БОРОТЬСЯ, РАСТИТЬ КОСТЯК, СОЗДАВАТЬ УСЛОВИЯ

– У вас все суда используются ежедневно? 

– Прошлые сезоны был недокомплект по экипажам. Один теплоход был в запасе. За специалистов надо бороться, конкуренция высокая. И нам приходится соревноваться с другими компаниями. Профессия капитана судна на подводных крыльях специфичная. На рынке труда свободных специалистов мало, их практически не готовят. Но стараемся, приглашаем, создаем и улучшаем условия труда. В этом году почти достроили базу с кабинетами, раздевалками, кухней, душем. Да, по зарплате не можем конкурировать с Петербургом, Ленинградской областью, зарплаты там могут быть выше в полтора раза, но и работы там больше. У нас судно делает в день максимум пару рейсов, а на Валаам – в два-три раза больше.   

В ближайшие пять лет поставили себе задачу обновить флот, создать условия для сотрудников, дать уверенность молодым ребятам в завтрашнем дне, вырастить костяк предприятия. Есть молодежь с амбициями, которой интересно здесь работать. Приходят студенты, проходят практику. Сотрудничаем с Беломорско-Онежским филиалом Государственного университета морского и речного флота имени адмирала С.О. Макарова.

– Кого сложнее найти: капитана или механика?

– Это одинаково востребованные профессии. 

– О катамаранах задумываетесь? Знакомы с судами проекта 04580,  которые ходят в Кронштадт? 

– Я читал вашу статью, в которой сравнивали катамараны с СПК, все-таки я "за" катамараны. Они более мореходные, комфортабельные. Их скоростные характеристики приближены к характеристикам судов на подводных крыльях. С проектом 04580 знаком, это современный тип судов. Хороший проект, но по цене для нас неподъемный и пассажировместимость для нас избыточна.

– На Онежском ССЗ стоит катамаран "Сокол"...

– Есть такой, мы даже к нему присматривались, но он в очень плохом состоянии.

– Да, его грубо эксплуатировали. Вернемся к вашей работе. Учитываете при составлении расписания движение "Ласточек"?   

– Логистику всегда прорабатываем, сотрудничаем с РЖД в рамках мультимодальных перевозок. 

МАРШРУТНУЮ СЕТЬ РАЗВИВАТЬ МОЖНО, НУЖНА ИНФРАСТРУКТУРА И УНИВЕРСАЛЬНЫЙ ФЛОТ

– Есть возможность развивать маршрутную сеть, или кроме Кижей ничего интересного на Онеге нет?

– Этот вопрос стоит рассматривать с позиции "подходящих" для эксплуатации на маршрутах судов. Есть интересные места, но они труднодоступны, туда нашем нынешнем флоте не подойти: мыс Бесов Нос, петроглифы. Добраться туда можно сначала на машине, потом нужно сплавиться на лодке. Существуют старые маршруты, об оживлении которых задумываемся. Вообще в регионе много красивых мест, которые обделены вниманием.   

Работать есть над чем, но нужен более универсальный флот, причалы. Для пассажирского судоходства на подводных крыльях инфраструктура – это все, а ее создать и содержать тяжелое финансовое бремя. Также к пассажирским причалам есть требования по безопасности, и они все время ужесточаются. Должны быть специалисты, им надо проходить специальную подготовку. Вопросов много, за нашим сегментом перевозок следят тщательно, постоянно предоставляем отчетности в различные ведомства, проходим учебу, аттестацию, медкомиссии, проверки. 

– Планируете развивать прогулочные рейсы по Петрозаводской губе?

– Да, работаем над форматом. Прогуляться, посмотреть на город с воды – это отдельное удовольствие, сейчас спрос небольшой есть. Завидую Питеру, там этот вариант реализован в полной мере на каналах и речках. 

– Прогулочные теплоходы по Петрозаводской губе ходят? 

– Прогулочных теплоходов в акватории Петрозаводской губы сейчас нет ни одного. Некоторые предприниматели пробовали, но не пошло. Возможно, было неподходящее время. Частники на маломерке катают. А, вообще, направление может стать перспективным, не скажу, что будет очередь стоять, но собирать регулярно группы, например на корпоративные мероприятия, можно. Конечно, этим надо тщательно заниматься, нюансов здесь много.

– А если рассматривать транспортное направление, есть населенные пункты, куда люди будут добираться по воде? 

- Населенные пункты по берегу водоемов в республике есть, люди постепенно возвращаются в деревни, строятся туристические базы. Для работы судов нужно провести комплекс работ, обслужить фарватеры. К тому же водный транспорт – не из самых дешевых. Спрос на поездки на небольшие расстояния будет при приемлемом предложении. 

– До какого часа можете эксплуатировать суда в период белых ночей?

– Из последнего рейса приходили на причал около восьми часов вечера. Для скоростных судов есть ограничения, их нельзя эксплуатировать с наступлением сумерек, здесь все строго. 

– Слышал, что вы строите причалы...

– Да, но не капитальные, а плавучие – пирсы, понтоны, стальные, пластиковые. Строительство – одно из наших дополнительных видов деятельности. В планах перейти на капитальные железобетонные сооружения под надзором регистра. Стремимся развиваться в этом направлении: мощности у нас есть, нужно предприятие сертифицировать. 

А сейчас причал в Кижах по какому принципу работает, есть дежурные? 

– Причал в Кижах – это собственность музея-заповедника. Можешь пришвартоваться, выпустить-забрать пассажиров, тебе выпишут чек за подход-отход. Если стоишь у причала более четырех часов, дополнительная оплата. Повторюсь, места там немного. Крылатые суда, конечно, имеют свои "карманы", но вовремя подхода следующего теплохода им приходится уходить на рейд и единственным якорем держаться, что не очень хорошо. 

Материалы по теме:
"Модуль-П плюс", ООО
Петрозаводск
+7(8142)57‒70‒60, +7(911)410-26-62, +7(981)400-16-70



Комментарии   0.

Чтобы принять участие в обсуждении, пожалуйста Авторизуйтесь или Зарегистрируйтесь
Свежие новости