В 2000 году центральное конструкторское бюро "Лазурит" выиграло тендер на создание опытного образца погружающегося катера проекта 21310 "Тритон-НН". Данное изделие, представляющее собой синтез скоростного катера с подводным аппаратом, должно было обеспечивать доставку водолазов и необходимого оборудования к месту выполнения специальных операций, диверсионные и ремонтные работы, в прибрежных районах и на мелководье.
Необходимость в подобном погружающемся катере обуславливалась невозможностью использования традиционных судов на мелководье.
В ходе работ были спроектированы и изготовлены: малогабаритный комплекс электронного оборудования, включающий навигационную систему с БИНС, ГЛС, эхолот, звукоподводную связь и автоматизированную систему управления, комплекс энергетики подводного хода с погружающими бесколлекторными электродвигателями, дизельная установка надводного хода и оригинальный водометный движитель, построенный на северодвинском предприятии "Звёздочка".
|
Скоростной погружающийся катер "Тритон-НН" / "Лазурит ЦКБ", ОАО |
Проектант катера разработал также транспортное и спуск-подъемное средство для работы с необорудованного берега. Изготовлением транспортного средства занималось нижегородское судостроительное предприятие "Волга". Ввиду сложности подсистем и режимов работы натурные испытания проводились в бассейне ЦНИИ им. академика А.Н.Крылова, а после отработки на Балтике работа была завершена государственными испытаниями в декабре 2008 года.
В ходе испытаний катер двигался как в надводном положении - глиссируя по воде, так и под водой. Катер обладает высокой маневренностью. Благодаря выдвигающимся электрическим двигателям сзади и спереди, он способен разворачиваться на месте.
|
Скоростной погружающийся катер "Тритон-НН" / "Лазурит ЦКБ", ОАО |
На сегодняшний день с "Тритон-НН" ситуация сложная. Государственные испытания пройдены, проект реализован, но в данный момент министерство обороны в нем не заинтересовано
Интересный момент, в октябре 2014 года в шведской прессе появилась информация о присутствии катера "Тритон-НН" в районе Стокгольмского архипелага, что было явной газетной "уткой", так как катер уже несколько лет находится на ответственном хранении на территории конструкторского бюро "Лазурит" в Нижнем Новгороде, да и произведен он был в единственном экземпляре.
|
Скоростной погружающийся катер "Тритон-НН" / "Лазурит ЦКБ", ОАО |